Лекции по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:37, курс лекций

Описание работы

1 Понятие информации.
2. Сигналы и данные.
3. Методы регистрации данных.
4. Диалектическое единство методов и данных.
5. Свойства информации.
6. Меры информации.
7. Некоторые характерные черты информационного общества.

Файлы: 1 файл

Лекции_по_информатике_1курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать файл)
  1. Информация.

 

В жизни современного человека слово «информация» очень распространено и часто используется в разных контекстах. Информацией обычно называют любые сведения, которые кого-либо интересуют, которые мы получаем или передаем. Например, мы говорим: «В результате научных исследований нами была получена информация о …» или «По телевидению была передана информация о …».

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства и потребления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением, обработкой и передачей  информации. Практически в любой деятельности человека: в процессе чтения книг, просмотра телепередач, в разговоре – мы постоянно получаем и обрабатываем информацию.

Начиная с XVII в. объем научной информации удваивался, примерно, каждые 20 лет, в настоящее время он удваивается в 5-6 лет и тенденция ускорения сохраняется. Одной из важнейших проблем человечества наших дней является лавинообразный рост потока информации в любой отрасли  жизнедеятельности. Подсчитано, что современный специалист должен тратить около 80% своего рабочего времени на то, чтобы уследить за всеми новыми работами в его области деятельности.

Увеличение объема используемой человеком информации и растущий спрос на нее обусловили появление отрасли знания, связанной с автоматизацией обработки информации, - информатики.

 

1.1 Понятие  информации.

 

Термин информация используется во многих отраслях науки и во многих сферах человеческой деятельности. Слово информация произошло от латинского «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение». Поэтому первоначально смысл этого слова трактовался как нечто, присущее только человеческому сознанию и общению:

    • Информация – это отражение реального мира с помощью  сведений (сообщений), передаваемых людьми устным, письменным  или другим способом.
    • Сообщение – это представление информации в виде речи, текста, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц, диаграмм и т.п.

В широком смысле

    • информация – это отражение свойств одного объекта в свойствах другого, выраженного в виде сигналов и знаков.

В ХХ веке термин «информация» стал общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Отсюда,

    • информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах, состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Продемонстрируем это  на простом примере: старушка, проснувшись  утром, выглядывает в окно и видит низкие тяжелые тучи на небе, из чего делает вывод о том, что сегодня будут осадки. Принять решение о том, как ей одеваться и брать ли с собой зонт из полученных данных о погоде, она не может, т.к. ей не хватает информации. Она не может определить, какие будут осадки: в виде дождя или в виде снега. Есть некоторая степень неопределенности в полученной ею информации, которая дает ей несколько вариантов для выбора. Но, посмотрев на термометр за окном, она видит, что он показывает температуру ниже нуля. Значит, скорее всего, если осадки будут, то в виде снега. Показания барометра снимут остатки неопределенности, и старушка примет окончательное решение. Т.о. пополнение информации приводит к уменьшению количества вариантов для выбора.

Затем смысл понятия «информация» начал расширяться и обобщаться.  Понятие  «информация» является первичным понятием. Таким же неопределимым понятием как «точка» в математике, «тело» в механике или «поле» в физике. Несмотря на то, что этому определению нельзя дать строгого определения, имеется возможность описать его через проявление свойств.

 

    1. Сигналы и данные.

 

Поскольку мы живем в  материальном мире, то все, что  нас окружает, является либо телами, либо полями. А поскольку состояния абсолютного покоя не существует, то это означает, что тела и поля, т.е. объекты, находясь в состоянии непрерывного движения, взаимодействуют друг с другом, порождая сигналы различных типов.

В общем случае

сигнал – это изменяющийся во времени физический процесс, несущий сообщение о событии, об объекте или его свойствах или состояниях. 

Такой процесс может  содержать различные характеристики.

Характеристика, которая  используется для представления данных, называется параметром сигнала.

Например, речь человека – это сигнал, который представляет собой звуковую волну, которая давит на барабанную перепонку уха. А длина этой волны – это параметр, т.е. характеристика, которую можно зафиксировать приборами.

Если параметр сигнала  принимает ряд последовательных значений и их число конечно, то сигнал называется дискретным.

Если параметр сигнала  – непрерывная функция, то сигнал называется непрерывным.

Например, текст – это дискретное сообщение, т.к. представлен в виде символов, которые являются параметрами.  Человеческая речь передается модулированной звуковой волной (непрерывный сигнал), параметр этого сигнала – давление звуковой волны на барабанную перепонку.

В свою очередь, сигналы  могут порождать в физических телах изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов.

Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называются данными.

 

1.3. Методы регистрации  данных.

 

 Существует большое количество физических методов регистрации данных на материальных носителях. Это могут быть

  • Механические воздействия: перемещение, изменение формы и т.д.
  • Изменение магнитных, оптических, электрических параметров
  • Изменение химического состава
  • Изменение кристаллической структуры и т.д.

В соответствии с существующими методами данные могут храниться и транспортироваться на разных носителях:

  • На бумаге сигналы регистрируются в виде символов путем изменения оптических свойств бумаги.
  • На магнитных носителях сигналы регистрируются путем изменения магнитных свойств полимерной пленки, покрытой ферромагнитным слоем.
  • На CD-ROM сигналы регистрируются путем изменения оптических свойств поверхности в определенном диапазоне волн.
  • На фотографии сигналы регистрируются путем изменения химического состава фотобумаги.
  • И т.д.

 

    1. Диалектическое единство методов и данных.

 

Данные несут информацию о событии, но информацией не являются, т.к. одни и те же данные в сознании людей могут быть восприняты (интерпретированы) по-разному. Например, текст, написанный на русском языке, т.е. данные, даст различную информацию людям, знающим алфавит и язык, и не знающем их. Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо применить  методы, которые преобразуют данные в понятия, воспринимаемые сознанием, т.е. в информацию.

Приведем еще один пример. Мы  хотим определить время забега на дистанции. Для этого мы пользуемся секундомером, который фиксирует положение стрелки на старте и на финише и расстояние, которое стрелка пройдет. Это расстояние не дает нам сведений о времени забега. Чтобы узнать время забега, необходимо знать количество делений на этом расстоянии, цену деления, после этого перемножить цену деления на количество делений, т.е. применить адекватный метод, а именно метод математических вычислений. Также как и человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не владеющий русским языком, применяет неадекватный метод, пытаясь понять русский текст. Таким образом, можно считать, что

информация  – это продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

Из выше сказанного можно  сделать вывод о диалектическом единстве данных и адекватных им методов.

  • Данные объективны, т.к. это результат регистрации параметров объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных объектах.

      Методы субъективны, т.к. в их основе лежат алгоритмы, составленные

      людьми, т.е. субъектами.

  • Информация проявляется в виде сигналов и существует в момент взаимодействия объектов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Т.о. информация существует в момент протекания информационного процесса.
  • Одни и те же данные в момент их потребления могут поставлять разную информацию разным потребителям. Это зависит от «настройки приемника».

Из выше сказанного следует, что информация не является статическим объектом, она появляется и существует в момент слияния методов и данных, все прочее время она пребывает в форме данных.

Информация не является ни материей, ни энергией. В отличие  от них она может возникать  и исчезать. Например, кусок каменного угля несет в себе «отражение» событий, произошедших в далекие времена, т.е. обладает свойством информативности; деловое письмо с предложением сотрудничества информативно настолько, насколько отражает намерения определенного ведомства. Но информация в куске каменного угля или в деловом письме может исчезнуть, если исчезнет ее носитель, например, сгорит.

Особенностью информации является то, что она проявляется  только при взаимодействии объектов, причем обмен информацией может совершаться не вообще между любыми объектами, а только между теми из них,  которые организованы в некоторую систему. Элементами этой системы могут быть не только люди: обмен информацией может происходить и в животном, и растительном мире, между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Так информация, заключенная в куске каменного угля проявится лишь при взаимодействии с человеком, а растение, получая информацию о свете, днем свои лепестки раскрывает, а ночью закрывает.

           


               Взаимодействия                     Регистрация                      

                                                        Сигналов                        Методы

 

 

                                          физический

                                                                       процесс

 

Человек воспринимает первичные данные различными органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), и на их основе сознанием могут быть построены вторичные абстрактные (смысловые, семантические) данные. Таким образом первичная информация может существовать в виде рисунков, фотографий, звуковых, вкусовых ощущений, запахов, а вторичная – в виде чисел, символов, текстов, чертежей, радиоволн, магнитных записей.

 

1.5. Свойства информации.

 

Понятие «информация» используется многими научными дисциплинами и имеет большое количество разнообразных свойств. С точки зрения информатики нас интересуют такие свойства информации как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой – субъективна, в силу субъективности применяемых методов.  Например, два человека читают одну и ту же книгу и получают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю неопределенности, т.е. большое число представленных вариантов выбора, а это потребует применения дополнительных методов для сокращения числа вариантов. Избыточный объем информации затрудняет доступ к данным, создает большой информационный шум, это также потребует применения дополнительных методов, таких как сортировка, фильтрация, что в свою очередь увеличит время, которое требуется для принятия решения.

Достоверность информации характеризует степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, можно сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50% выпадает герб.

Адекватность  информации выражает степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует некоторая неопределенность, затрудняющая принятие решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Доступность – это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного из них дает неадекватную информацию.

Информация о работе Лекции по информатике