Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:37, курс лекций
1 Понятие информации.
2. Сигналы и данные.
3. Методы регистрации данных.
4. Диалектическое единство методов и данных.
5. Свойства информации.
6. Меры информации.
7. Некоторые характерные черты информационного общества.
Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Информация существует во времени, т.к. существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать неактуальной по истечении некоторого времени. Например, программа телепередач на эту неделю будет неактуальна для многих телезрителей на следующей неделе. Степень актуальности информации зависит от динамики ее изменения. Например, котировки ценных бумаг на фондовой бирже меняются несколько раз в течение получаса, в то время как фундаментальные знания научных дисциплин таким изменениям не подвержены.
1.6. Формы адекватности информации.
Меры информации.
1. Синтаксическая мера информации.
Для измерения информации на синтаксическом уровне вводятся два параметра: объем информации (данных) –VД (объемный подход) и количество информации – I (вероятностный подход).
Объем информации VД (объемный подход.)
При реализации информационных процессов информация передается в виде сообщения, представляющего собой набор символов какого-либо алфавита. При этом каждый новый символ увеличивает количество информации. Если теперь количество информации, содержащейся в сообщении из одного символа, принять за единицу, то объем информации (данных) VД в любом другом сообщении будет равен количеству символов (разрядов) в этом сообщении.
Предположим, что мы конструируем сообщение, используя двоичную систему счисления. Ее алфавит состоит из 2-х символов: 0 и 1. Величину, способную принимать лишь два значения (0,1) называют битом.
Бит – это наименьшая единица количества информации. Бит берется за эталон.
Понять сообщение, закодированное в виде 0 и 1, можно только тогда, когда условились о фиксированной длине слова, состоящего из 0 и 1. Такой длиной стали считать восемь символов, т.е. восемь бит, которые по-другому называют байтом.
Итак, 1 байт = 8 бит. При работе с большими объемами информации для подсчета ее количества удобнее пользоваться более крупными единицами:
1 Кб = 1024 байта (210);
1Мб = 1024 Кб
1Гб = 1024 Мб и т.д.
2. Семантическая мера информации.
Для измерения смыслового содержания информации наибольшее распространение получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Действительно, для понимания и использования полученной информации получатель должен обладать определенным запасом знаний. Полное незнание предмета не позволяет извлечь полезную информацию из принятого сообщения об этом предмете. По мере роста знаний о предмете растет и количество полезной информации, извлекаемой из сообщения.
Если назвать имеющиеся у получателя знания о данном предмете «тезаурусом», т.е. неким сводом слов, понятий, названий объектов, связанных смысловыми связями, то количество информации, содержащееся в некотором сообщении, можно оценить степенью изменения индивидуального тезауруса под воздействием данного сообщения. Тезаурус – совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.
Иными словами, количество семантической информации, извлекаемой получателем из поступающих сообщений, зависит от степени подготовленности его тезауруса для восприятия такой информации.
В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации S и тезаурусом пользователя SP изменяется количество семантической информации IС, воспринимаемой пользователем и включаемой в свой тезаурус. Характер такой зависимости показан на рисунке.
Рассмотрим два предельных случая, когда количество семантической информации IC равно нулю:
Максимально количество семантической информации потребитель получает при согласовании ее смыслового содержания S со своим тезаурусом SP (SP= SP opt), когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее неизвестные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.
Следовательно, количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной. При оценке семантического (смыслового) аспекта информации необходимо стремиться к согласованию величин S и SP.
Относительной мерой семантической информации может служить коэффициент содержательности С, который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему:
3. Прагматическая мера информации.
Эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цели. Она также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе.
Информационные революции.
Человечество со дня своего выделения из животного мира значительную часть своего времени и внимания уделяет информационным процессам.
Информация передавалась от человека к человеку устно. Этот способ передачи информации был ненадежен и подвержен большим искажениям, ввиду естественного свойства памяти утрачивать редко используемые данные. По мере развития цивилизации, объемы информации, которые необходимо было накапливать и передавать, росли, и человеческой памяти стало не хватать – появилась письменность. Это великое изобретение было сделано шумерами около шести тысяч лет назад. Оно позволило наряду с простыми записями счетов, векселей, рецептов записывать наблюдения за погодой, звездным небом, за природой. Изменился смысл информационных сообщений. Появилась возможность обобщать, сопоставлять, переосмысливать ранее сохраненные сведения. Это в свою очередь дало толчок развитию истории, литературы, точным наукам и в конечном итоге изменило общественную жизнь. Изобретение письменности характеризует первую информационную революцию.
к увеличению числа людей, пользовавшихся ею, но письменные труды одного человека могли быть достоянием небольшого окружения. Возникшее противоречие было разрешено созданием печатного станка. Эта веха в истории человечества характеризуется как вторая информационная революция (началась в XVI в). Доступ к информации перестал быть уделом избранных, появилась возможность многократно увеличить объем обмена информацией, что привело к большим изменениям в науке, культуре и общественной жизни.
электричества и появлением (в конце XIX в.) новых средств коммуникации – телефона, телеграфа, радио. Возможности накопления информации для тех времен стали поистине безграничными, а скорость обмена очень высокой. К середине ХХ века появились быстрые технологические процессы, управлять которыми человек не успевал. Проблема управления техническими объектами могла решаться только с помощью универсальных автоматов, собирающих, обрабатывающих данные и выдающие решение в форме управляющих команд. Ныне эти автоматы называются компьютерами. Бурно развивавшаяся наука и промышленность привели к росту информационных ресурсов в геометрической прогрессии, что породило проблемы доступа к большим объемам информации.
Пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Появились мультимедийные системы, способные обрабатывать различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта. Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.
Последняя четвертая информационная революция дала толчок человеческой цивилизации для перехода от индустриального общества к информационному.
На наших глазах появляется информационное общество – это общество, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Т.е. акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни какая другая категория.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Иными словами, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
1.8. Некоторые характерные черты информационного общества.