Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:21, курс лекций
Временем появления на Земле вида «человек разумный» вполне можно считать тот момент, когда представители этого вида стали собирать, осмысливать, обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию. Таким образом, человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией.
Строгого научного определения понятия «информация» нет. Существует более 300 толкований этого термина.
В последнее время все большее распространение получает механизм согласования запускаемых программ через многоцелевые расширения почтовой службы Internet (Multipurpose Internet Mail Extensions - MIME). Современные браузеры, помимо взаимодействия с Web-серверами через протокол http, могут работать с различными типами серверов и служб с использованием протоколов FTP, File, Gopher, Mailto, NNTP, Telnet, WAIS (рис. 10.2).
В состав URL входит информация о методе доступа, требующаяся браузеру, чтобы использовать любой из этих протоколов.
Рис. 10.2. Варианты взаимодействий в Internet
Intranet - это внутреннее информационное пространство организации, реализуемое либо в локальной сети LAN (Local Area Network), либо в компьютерной сети WAN (Wide Area Network), охватывающей несколько территорий и включающей в себя десятки и/или сотни тысяч компьютеров) и обладающее всеми возможностями Internet.
Intranet ориентирован, как правило, на применение в рамках одного компактного или распределённого предприятия и отличается высокой безопасностью и скоростью работы. Используется для решения задач по автоматизации документооборота, информационному сопровождению бизнес-процессов, поиска и совместного доступа к данным и документам организации и имеет шлюзы для подключения в Internet. Для примера можно привести Intranet-сети, реализованные на основе технологий Microsoft. Пользователь работает с данными в привычном интерфейсе, пользуясь средствами Microsoft Office для доступа к сетевым данным.
Об удобстве технологий Intranet красноречиво говорит высказывание главы корпорации Microsoft Б. Гейтса: «Меня убедил опыт собственной компании. В Microsoft мы опубликовали в своей сети Intranet тысячи документов для использования внутри корпорации, но я с удивлением обнаружил, что с вводом у нас сети Intranet число обращений к данным возросло в несколько раз. Это весьма примечательный факт, если учесть, что и раньше ко многим из таких файлов добраться было нетрудно, а пользующиеся ими сотрудники неплохо владеют компьютером и весьма заинтересованы в изучении хранящейся в них информации».
Как правило, Интранет — это Интернет в миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информации внутри этой организации. Это могут быть списки сотрудников, списки телефонов партнеров и заказчиков. Чаще всего под этим термином имеют в виду только видимую часть Интранет — внутренний веб-сайт организации. Основанный на базовых протоколах HTTP и HTTPS и организованный по принципу клиент-сервер, интранет-сайт доступен с любого компьютера через браузер — Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Internet Explorer, Opera и другие. Таким образом, Интранет — это как бы «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации. Intranet допускает использование публичных каналов связи, входящих в Internet, (VPN), но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы.
Intranet обладает следующими
Intranet - это прежде всего корпоративная - локальная или территориально распределённая сеть, закрытая от внешнего доступа из Internet. Такая сеть возможно использует публичные каналы связи, входящие в Internet, но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы. Сейчас фирмы, занимающиеся электронным бизнесом в Internet имеют смешанную сеть, в которой подмножество внутренних узлов корпорации составляет Intranet, а для внешних узлов (как правило, Web-серверы) предложен термин Extranet. Но даже те, кто имеет только внешний информационный Web-сервер, а не сервер приложений или баз данных, вынуждены устанавливать firewall. В ряде случаев при жёстких требованиях к безопасности эти сети приходится разграничивать физически.
Intranet - это применение Web-технологии
Приложения в Intranet основаны на применении Internet-технологий и в особенности Web-технологии: гипертекст в формате HTML, протокол передачи гипертекста HTTP и интерфейс серверных приложений CGI. Составными частями Intranet являются Web-сервера для статической или динамической публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации гипертекста.
Гипертекстовая организация
Intranet - это архитектура клиент-сервер
Много споров о том, к какой архитектуре относится Intranet. Пытаются даже противопоставить Intranet архитектуре клиент-сервер. Нужно чётко понять, что все решения Intranet-приложений для взаимодействия с БД основаны на архитектуре клиент-сервер.
Наличие диалоговых свойств в HTML и интерфейса CGI позволяет строить Intranet-приложения с доступом к БД (рис.11.1.). Наиболее распространена схема динамической публикации отчётов. При этом в качестве CGI-процедуры используется параметризуемый генератор отчётов. Однако это не единственная схема, можно применять программы ввода и обновления информации в БД.
Если используются традиционные статичные страницы гипертекста, то в ответ на запрос клиента Web-сервер передаёт страницу в формате HTML. При работе с базой данных клиент указывает в форме программу или сценарий для запуска на сервере. Серверная процедура получает введённые пользователем данные, формирует и передает SQL-запрос (определяющий логику управления данными DL) и, возможно, данные к СУБД. Сервер БД по запросу выполняет обновление, вставку, удаление или выборку записей из БД. CGI-процедура полученные результаты преобразует в формат HTML или в формат диалоговых переменных. Затем Web-сервер посылает полученную HTML-cтраницу или значения диалоговых переменных браузеру для отображения.
Использование CGI-процедур имеет ряд недостатков - статичное представление информации, преобразование результата-отчёта в HTML-файл, отсутствие динамического просмотра изменения информации в базе данных, процедура «не помнит состояний запросов» - каждое обращение к БД требует повторного установления соединения. Кроме того, такой принцип работы перегружает коммуникационную среду и имеет системные издержки при запуске серверных процессов.
Рассмотренная схема по существу является трехзвенной архитектурой клиент-сервер, где Web-сервер выступает в качестве сервера приложений. Для устранения недостатков CGI используют возможности специальных API для Web-серверов и включают дополнительное "релейное" звено в архитектуру. Все это только подталкивает к дальнейшему совершенствования архитектуры клиент-сервер.
Рис. 11.1. Схема Intranet-приложения с доступом к БД
Java - вторая волна Webизации
Предложенная фирмой Sun технология Java ориентирует взаимодействие между клиентом и сервером на поток команд, а не данных. В ходе сеанса обеспечивается фоновая подкачка через сеть на компьютер клиента программных агентов - апплетов, которые берут на себя функции обеспечения гибкого взаимодействия. Все, что нужно для этого - встроить в Web-браузер исполняющую систему для апплетов.
При построении информационных приложений с использованием Java-технологии получается классическая двух- или трёхзвенная архитектура клиент-сервер (рис. 11.2), а гипертекст уходит на задний план и выполняет лишь роль инициатора апплетов. Существенным достоинством такой технологии является независимость приложения от аппаратной платформы. Но есть и немало недостатков: невысокое быстродействие в следствие интерпретации байт-кодов, возврат к оконной метафоре «рабочего стола», остаются те же проблемы организации связи с БД.
Рис. 11.2. Схема взаимодействия в технологии Java
Стандартные протоколы, языки и интерфейсы Web-технологии пришли в Intranet из мира открытых систем. И хотя от них веет архаикой, но именно это обеспечивает связность и согласованность в Internet. Ситуация со стандартами в Intranet иная: в пылу конкурентной борьбы и в погоне за эффективностью и расширением функциональности фирмы предлагают новые элементы технологии. Так возникли язык апплетов Java, множество языков сценариев JavaScript, VBScript, NetBasic и др., протоколы IIOP, WebNFS, интерфейсы WinCGI, ISAPI, NSAPI и др., компоненты расширения браузеров Plug-in и ActiveX. Но мало того уже заметна поляризация инфраструктур Internet и Intranet. И если в Intranet возобладает монополия Microsoft, то возможно внутренних проблем несовместимости и не будет, но тогда Intranet и Internet станут дальними родственниками, не находящими при встрече общего языка.
Однако значимость стандартизации достаточно велика, чтобы создавать унифицированного клиента, эдакий программируемый терминал. Унификации клиентов способствовало бы в большей мере распространение формата HTML и стандартизация языков сценариев.
Именно в Intranet получат дальнейшее развитие офисные приложения, связанные с коллективной подготовкой и обработкой информации, управлением электронными документами и документооборотом.
Web-интерфейс станет
Очевидная выгода использования Intranet:
Преимущества веб-сайта в Intranet перед клиентскими программами архитектуры клиент-сервер:
Недостатки Intranet:
Самым важным преимуществом данной технологии, на наш взгляд, является возможность сначала создать небольшую сеть, а затем наращивать её по мере необходимости. Intranet, реализованная с помощью настольного ПК, который обслуживает от 10 до 20 пользователей, может быть преобразована в работающую круглосуточно специализированную систему, которая в состоянии обслуживать тысячи пользователей. Кроме того, Intranet — одна из немногих корпоративных компьютерных систем, которую не нужно покупать сразу полностью.
В чём же отличие информационных технологий Intranet по сравнению с простым объединением существующих компьютеров в локальную сеть?
Идея создания сети происходит из необходимости использования и оперативного обмена информацией. Если построение локальной сети реализует эти первоочередные возможности, упрощает администрирование, обеспечивает централизованное хранение данных, проведение политики безопасности, оптимальное использование ресурсов всех компьютеров в сети и т.п., то Intranet, можно сказать, вносит определённый порядок в хранение информации и предоставляет простые и удобные инструменты для поиска и использования информации. Более того, специальные Intranet приложения и встроенная электронная почта качественным образом изменяют стиль работы компании, что приводит к существенной экономии времени при общем использовании информации и организации внутреннего документооборота компании (обмена этой информацией).
Что может дать Intranet, какого рода информация может находиться в этой сети, как она может использоваться (примеры использования)
Хотя Intranet может показаться ещё одной причудой среди множества современных технологий, во многих организациях считают, что создание такого рода сети позволит им значительно увеличить производительность и удовлетворить требования своих сотрудников. Сеть Intranet способна обеспечить оперативную доставку информации, поддерживать внутрикорпоративные коммуникации и даже предоставить доступ к центральной базе данных с настольных систем пользователей вне зависимости от компьютерной платформы или типа используемой сети. Помимо обеспечения внутренних коммуникаций Intranet даёт возможность организовать взаимодействие с удалёнными пользователями и мобильными сотрудниками, помогая поддерживать контакт с центральным офисом компании и её филиалами.
Сокращение расходов на бумагу - переход к безбумажной технологии
Ни одна из компаний в своей работе не может обойтись без бланков и форм, но, к сожалению, большинство компаний по-прежнему используют одни и те же многочастные формы, с которыми они работают уже долгие годы. Intranet позволяет передавать электронные копии форм, после чего их нетрудно распечатать. В то же время с помощью Intranet формы можно заполнять интерактивно, т. е. так, что их вообще не нужно печатать. Специалисты компании могут написать программы, извлекающие всю информацию из форм и передающие её непосредственно в базу данных или на мэйнфрейм, избавляя сотрудников от необходимости многократно вводить одну и ту же информацию.