Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:21, курс лекций
Временем появления на Земле вида «человек разумный» вполне можно считать тот момент, когда представители этого вида стали собирать, осмысливать, обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию. Таким образом, человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией.
Строгого научного определения понятия «информация» нет. Существует более 300 толкований этого термина.
Зачастую общие
Intranet для управления и контроля выполнения проектов
Благодаря Intranet число личных встреч для контроля за выполнением корпоративного проекта может быть значительно сокращено, а, кроме того, эта инфраструктура позволяет информировать участников проекта о результатах работы их коллег. К примеру, сроки реализации проекта можно опубликовать в Intranet и снабдить их ссылками на соответствующую группу. Щелкнув мышью всего несколько раз, любой разработчик в состоянии выяснить, как обстоят дела с реализацией текущего этапа проекта, не встречаясь с другими его участниками.
Подборка и публикация новостей в Intranet
Во многих организациях каждое утро для руководства компании готовится сводка новостей. Эти сведения могут содержать котировки акций, подборку материалов прессы с упоминанием компании, новости о конкурентах и их проектах или сообщения о тенденциях развития отрасли.
Эффективный способ реализации системы доставки новостей состоит в её развертывании на основе Intranet, с автоматическим просмотром интерактивных источников информации и генерации ежедневной сводки без вмешательства человека. В некоторых случаях системы такого типа могут дать лучшие результаты, чем сотрудник, занятый поиском информации посредством чтения многочисленных изданий. После разработки системы добавить новые ключевые слова и термины для поиска не составляет труда. Полученные сводки затем могут быть дополнены ссылками на внешние источники информации, содержащие полную версию статей или связанные с ними данные.
В некоторых случаях каждому из сотрудников может быть предоставлена возможность заказывать тематические сводки с доставкой непосредственно на настольную систему этого пользователя. Многие службы Internet уже позволяют генерировать такие настраиваемые страницы.
Контроль документооборота предприятия
Для контроля и отслеживания различных документов, переписки, отчетов и т.п. сеть Intranet окажется весьма полезной. К примеру, база данных с интерфейсом Web позволяет отслеживать документы по мере их готовности. Администраторы и другие сотрудники в состоянии собрать ссылки на эти документы в соответствии с различными критериями, например, выяснить, какие работы выполнялись для конкретного клиента, какие документы относятся к данному проекту или какие материалы имеют отношение к определенному сотруднику. Эта система может оказаться полезной особенно в том случае, когда сотрудник уходит из компании, при экспертизе проекта или в случае судебного разбирательства.
Слово Internet уже прочно вошло в обиход. Даже в обычной прессе и средствах массовой информации Internet упоминается, как неисчерпаемый глобальный источник информации, где можно найти практически всё, от рекламы нового товара, до досье на свою новую подругу или знакомого. Поэтому соблазн воспользоваться этой информацией растёт день ото дня. Нередко возникает ситуация, когда приходит знакомый или вызывает начальник и просит найти что-нибудь про… Кажется, ведь ничего сложного нет: подключись к Internet, благо подключение уже имеется, запускай web-браузер и вперед… Однако можно потратить уйму времени, заплатить весьма солидную сумму денег, а в итоге найти лишь несколько базовых страниц и кучу всякой рекламы.
Для быстрого поиска информации в Internet
разработаны специальные
Поисковая система - Web-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Internet. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на Ftp-серверах, товары в Internet-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
В последнее время появился новый тип поисковых движков, основанных на технологии RSS, - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Можно назвать и аналогичные технологии: Rich Site Summary (стандарт RSS 0.9x) - обогащённая сводка сайта; RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) - сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов; Really Simple Syndication (RSS 2.x) - очень простое приобретение информации. Информация из различных источников, представленная в формате XML на базе RSS-стандартов, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами- агрегаторами.
Комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы, называют поисковым движком или поисковой машиной. Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность, полнота базы, учёт морфологии языка. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. Улучшение работы поисковых систем - это одна из приоритетных задач сегодняшнего Internet.
Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex» - робот, разработанный Мэтью Греем (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в 1993 году. В том же 1993 году появилась поисковая система Aliweb, работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (т. н. «Crawler-based» - то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала «WebCrawler», запущенная в 1994 году. В отличие от своих предшественников она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой Web-странице - с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором стало известно в широких кругах. В 1994 году был запущен поисковик Lycos, разработанный в университете Карнеги Мелона (США).
Вскоре появилось множество других конкурирующих поисковых машин, таких как Excite, Infoseek, Inktomi, Northern Light и AltaVista. В некотором смысле они конкурировали с популярными Интернет-каталогами, такими как Yahoo!. Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям Internet стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине AltaVista и оригинальные российские поисковые машины Rambler и Aport. 23 сентября 1997 года была реализована поисковая машина Yandex.
В настоящее время совокупности поисковых и сервисных программ образуют мощные общедоступные и коммерческие поисковые службы: в зарубежном секторе Internet это AltaVista, Excite, Google, HotBot, Infoseek (Go)Light, Lycos, Magellan, Norbern, Yahoo!, Open Text, Web Crawler, в русскоязычном секторе основными полнотекстовыми поисковыми системами считаются Апорт, «Иван Сусанин», «Кирилл и Мефодий», "Россия-Он-Лайн", Rambler, List.ru, Russia on the Net, FTP-Search, Yandex.
По данным компании Net Applications, в декабре 2007 года рыночная доля Google в мире составляла 77,04%, Yahoo - 12,46%, MSN - 3,33%, Microsoft Live Search - 2,57%, AOL - 2,12%, Ask - 1,38%, AltaVista - 0,13%, Excite - 0,07%, Lycos - 0,02%, All the Web - 0,02%.
Популярность поисковых систем в русскоязычном сегменте Internet (Рунете):
Большинство русскоязычных поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках - украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от «всеязычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык, или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.
Наряду с универсальными поисковыми
системами большой
Каталоги Web, подобные имеющимся на серверах Yahoo или Magellan, устроены, как систематические каталоги в библиотеках: в них все расклассифицировано по рубрикам: «Спорт», «Развлечения», «Компьютеры» и т.п. Найдя в каталоге свою тему, вы получаете перечень ключевых Web-узлов, с которых имеет смысл начать поиск. Может статься, это всё, что вам нужно. На большинстве серверов название каждого узла в перечне сопровождается кратким описанием, а ссылка всегда указывает на базовую страницу узла, но не на конкретные страницы внутри него.
Другими словами, каталог Web - обычно весьма полезный инструмент. Когда вы ищете информацию по какой-то достаточно общей теме, лучше всего начать именно с каталога, особенно если вы уже умеете в нем ориентироваться.
Каталоги Web охватывают лишь малую долю страниц, в принципе доступных во «Всемирной паутине». И здесь вступают в игру поисковые серверы наподобие AltaVista, HotBot или Lycos. Вы сообщаете такому серверу, что вас интересует, и он находит все известные ему Web-страницы, соответствующие вашему запросу. Для того чтобы индекс поисковой системы не устаревал, используются специальные программы, именуемые «пауками» (spiders) или «личинками» (bots), которые двигаются по связям от страницы к странице, фиксируя на каждой все её содержимое или какой-то его фрагмент. В конечном счёте, таким путём удаётся пройти значительную часть «Паутины».
Поскольку никакого вмешательства человека при этом не требуется, поисковые серверы способны охватить гораздо больше, чем каталоги. Однако с этими поисковыми серверами нужно уметь работать, или другими словами, уметь правильно указать им то, что от них требуется.
Если вы разыскиваете какую-то информацию общего характера, начинайте с каталога Web. Например, можно воспользоваться каталогом Yahoo. Там вполне понятная классификация рубрик, которые охватывают достаточно большой спектр информации.
С другой стороны, если вы разыскиваете какое-то конкретное понятие или словосочетание, например, название какого-то романа, или сведения о чём-то таком, для чего непросто найти рубрику в классификации, вроде пуленепробиваемых жилетов, то каталоги мало чем смогут помочь. Тут придётся обратиться к поисковому серверу, причём, скорее всего, не к одному, а к нескольким, потому что разные серверы дают разные результаты для одного и того же запроса.
Работа с поисковыми серверами требует времени и обдуманного подхода. Чем разумнее вы составите свои запросы, тем лучшие будут результаты. Попытайтесь ввести несколько слов или словосочетание, относящееся к теме вашего поиска, - например, san francisco hotel, если вы ищете, где бы вам переночевать, находясь в городе у залива.
Чем конкретнее вы будете, тем лучше. Не беспокойтесь об избыточности - синонимы помогут сузить поле вашего поиска. Отбросьте незнаменательные слова типа предлогов и артиклей (of, to, and, the и т. п.) - большинство систем поиска их все равно игнорируют.
Язык и правила запросов на большинстве поисковых серверах схожи, но, тем не менее, существуют некоторые отличия. В некоторых серверах для поиска фразы целиком необходимо в запросе между словами поставить знак «+» или служебные слова И/ИЛИ AND/OR (InfoSeek), в других – достаточно просто ввести всю фразу (AltaVista). Как правило, на всех поисковых серверах существует ссылка на страницу, где приведены основные правила и советы по построению запросов.
Если число найденных страниц измеряется сотнями или тысячами, ваш запрос, вероятно, слишком широк. Не найдя того, что вам нужно на первых двух-трёх страницах результатов поиска, остановитесь. Повторите поиск снова, используя слова с более конкретными значениями или ограничив варианты поиска. Вместо простого «детектив» запросите «Эркюль Пуаро».
Не бойтесь пробовать свой запрос на разных поисковых серверах. Зачастую тот же запрос на другом сервере даёт совершенно иные результаты.
После того как вы просмотрели каталоги
и задействовали поисковые
Например, их можно использовать для отслеживания прогноза погоды, новостей спорта, различных котировок акций и других новостей.
Среди бесплатных программных продуктов, обеспечивающих подобную периодическую загрузку выбранного спектра информации можно указать программу FreeLoader 2.0 (http://www.freeloader.com), которая позволяет составить расписание загрузки таким образом, чтобы избежать пиковых часов Internet, взамен придётся мириться с рекламными шапками над панелью инструментов и PointCast (http://www.pointcast.com), поставляющую новости по излюбленным темам, используя специальный хранитель экрана в Windows для показа заголовков новостей. Коммерческие программы, безусловно, предоставляют большие возможности, но за них уже приходится платить. Цена их от 20 долларов и выше.
Пользуйтесь закладками. Сделайте закладку на первую страницу результатов поиска, чтобы иметь возможность к ней вернуться. Вместо того чтобы набирать «Дэшил Хэмметт» всякий раз, когда вам хочется выяснить какие-то пустяки про его детективы, просто вернитесь к сохраненному результату, и поисковый сервер сработает по новой - возможно, выдав обновленный результат.
Не тратьте время на перелистывание. Скажем, вы вроде бы нашли нужную Web-страницу - но объёмом экранов этак в пятьдесят. Не пугайтесь - в Internet Explorer или Netscape Navigator просто нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+F и введите слово, которое ищете. Браузер перенесет вас к тому месту, где искомое слово первый раз встречается на текущей странице.
Необычные символы. Если вас утомил ввод булевых операторов, вы можете использовать вместо них символы: амперсанд (&) вместо AND, вертикальную черту (|) вместо OR, восклицательный знак (!) вместо NOT и тильду (~) вместо NEAR. Например, вводите богарт ~ хэмметт вместо богарт NEAR хэмметт.