Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:26, курс лекций
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов в области автоматизации сложноформализуемых задач, которые до сих пор считаются прерогативой человека. Задачей изучения дисциплины является приобретение знаний о способах мышления человека, а так же о методах их реализации на компьютере.
Основным предметом изучения дисциплины являются мыслительные способности человека и способы их реализации техническими средствами.
Лекция 1. Введение в интеллектуальные системы
1.1. Основные понятия и определения
1.2. Область применения
1.3. Краткий исторический обзор развития работ в области ИИ.
1.4. Функциональная структура использования СИИ.
Лекция 2. Разработка систем, основанных на знаниях
2.1. Предметные области для Экспертных систем
2.2. Обобщенная структура ЭС. Основные понятия и определения.
2.3. Классификация ЭС
2.4. Инструментальные средства построения ЭС
Лекция 3. Теоретические аспекты инженерии знаний.
3.1. Стратегии получения знаний
3.2. Теоретические аспекты структурирования знаний
Исследовательским
полигоном для развития методов
ИИ на первом этапе явились всевозможные
игры, головоломки, математические задачи.
Некоторые из этих задач стали классическими
в литературе по ИИ .
Выбор таких задач обуславливался простотой
и ясностью проблемной среды ((задачи
об обезьяне и бананах,
миссионерах и людоедах,
Ханойской башне игра
в 15 и другие)),
ее относительно малой громоздкостью,
возможностью достаточно легкого подбора
и даже искусственного конструирования
"под метод". Основной расцвет такого
рода исследований приходится на конец
60-х годов, после чего стали делаться первые
попытки применения разработанных методов
для задач, решаемых не в искусственных,
а в реальных проблемных средах. Необходимость
исследования систем ИИ при их функционировании
в реальном мире привело к постановке
задачи создания интегральных роботов.
Проведение таких работ можно считать
вторым этапом исследований по ИИ.
В Стэнфордском университете, Стэнфордском
исследовательском институте и некоторых
других местах были разработаны экспериментальные
роботы, функционирующие в лабораторных
условиях. Проведение этих экспериментов
показало необходимость решения кардинальных
вопросов, связанных с проблемой представления
знаний о среде функционирования, и одновременно
недостаточную исследованность таких
проблем, как зрительное восприятие, построение
сложных планов поведения в динамических
средах, общение с роботами на естественном
языке. Эти проблемы были более ясно сформулированы
и поставлены перед исследователями в
середине 70-х гг, связанных с началом третьего
этапа исследований систем ИИ. Его характерной
чертой явилось смещение центра внимания
исследователей с создания автономно
функционирующих систем, самостоятельно
решающих в реальной среде поставленные
перед ними задачи, к созданию человеко-машинных
систем, интегрирующих в единое целое
интеллект человека и способности ВМ для
достижения общей цели - решение задачи,
поставленной перед интегральной человеко-машинной
решающей системой. Такое смещение обуславливалось
двумя причинами: среды,
в которой разворачивается
решение задачи
Развитие исследований по ИИ в данном направлении обусловливалось также резким ростом производства средств вычислительной техники и также резким их удешевлением, делающим их потенциально доступными для более широких кругов пользователей.
Эта структура состоит из трех комплексов вычислительных средств (см. рисунок). Первый комплекс представляет собой совокупность средств, выполняющих программы (исполнительную систему), спроектированных с позиций эффективного решения задач, имеет в ряде случаев проблемную ориентацию. Второй комплекс - совокупность средств интеллектуального интерфейса, имеющих гибкую структуру, которая обеспечивает возможность адаптации в широком спектре интересов конечных пользователей. Третьим комплексом средств, с помощью которых организуется взаимодействие первых двух, является база знаний, обеспечивающая использование вычислительными средствами первых двух комплексов целостной и независимой от обрабатывающих программ системы знаний о проблемной среде. Исполнительная система (ИС) объединяет всю совокупность средств, обеспечивающих выполнение сформированной программы. Интеллектуальный интерфейс - система программных и аппаратных средств, обеспечивающих для конечного пользователя использование компьютера для решения задач, которые возникают в среде его профессиональной деятельности либо без посредников либо с незначительной их помощью. База знаний (БЗ) - занимает центральное положение по отношению к остальным компонентам вычислительной системы в целом, через БЗ осуществляется интеграция средств ВС, участвующих в решении задач.
Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.
Похожие действия выполняет программа-мастер (wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО). Главное отличие мастеров от ЭС — отсутствие базы знаний; все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем.
Другие подобные программы — поисковые или справочные системы. По запросу пользователя они предоставляют наиболее подходящие (релевантные) разделы базы статей.
В нашей стране современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов, финансистов, преподавателей, инженеров, медиков, психологов, программистов, лингвистов. К сожалению, этот интерес имеет пока достаточно слабое материальное подкрепление — явная нехватка учебников и специальной литературы, отсутствие символьных процессоров и рабочих станций искусственного интеллекта, ограниченное финансирование исследований в этой области, слабый отечественный рынок программных продуктов для разработки экспертных систем.
Поэтому распространяются "подделки" под экспертные системы в виде многочисленных диалоговых систем и интерактивных пакетов прикладных программ, которые дискредитируют в глазах пользователей это чрезвычайно перспективное направление. Процесс создания экспертной системы требует участия высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, которых пока выпускает небольшое количество высших учебных заведений страны.
Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существуют в двух видах — коллективный опыт и личный опыт.
Если
большая часть знаний в предметной
области представлена в виде коллективного
опыта (например, высшая математика), эта
предметная область не нуждается в экспертных
системах (рис.
2.1).
Если
в предметной области большая
часть знаний является личным опытом
специалистов высокого уровня (экспертов),
если эти знания по каким-либо причинам
слабо структурированы, такая предметная
область скорее всего нуждается в экспертной
системе (рис.
2.2).
Рис. 2.1. Предметная область, не пригодная
Рис.
2.2. Предметная область,
пригодная для создания
экспертной системы
создания экспертной
системы
Экспертные системы (ЭС) — это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.
Обобщенная структура экспертной системы представлена на рис. 2.3. Следует учесть, что реальные экспертные системы могут иметь более сложную структуру, однако блоки, изображенные на рисунке, непременно присутствуют в любой действительно экспертной системе, поскольку являют собой негласный канон на структуру современной экспертной системы.
Определим основные термины.
Рис. 2.3. Структура экспертной системы
Пользователь — специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.
Инженер по знаниям — специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: ког-читолог, инженер-интерпретатор, аналитик.
Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.
База знаний (БЗ) — ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представлению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении.
Решатель — программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода.
Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" — это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос "почему" — ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.
Интеллектуальный редактор БЗ — программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему смеженных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" — режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой. В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека:
Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем основанных на знаниях.
Схема классификации
Класс "экспертные системы" сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям. Полезными могут оказаться следующие классификации (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Классификация экспертных систем
Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.
(Н-р:
• обнаружение и идентификация различных
типов океанских судов — SIAP; • определение
основных свойств личности по результатам
психодиагностического тестирования
в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР и др.)
Диагностика. Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность — это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы.
(Н-р:
• диагностика и терапия сужения коронарных
сосудов — ANGY; • диагностика ошибок в
аппаратуре и математическом обеспечении
ЭВМ — система CRIB и др.)
Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы — "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста.
(Н-р:
• контроль за работой электростанций
СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора—REACTOR;
• контроль аварийных датчиков на химическом
заводе — FALCON и др.)
Информация о работе Лекции по "Системам искусственного интеллекта"