Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:26, курс лекций
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов в области автоматизации сложноформализуемых задач, которые до сих пор считаются прерогативой человека. Задачей изучения дисциплины является приобретение знаний о способах мышления человека, а так же о методах их реализации на компьютере.
Основным предметом изучения дисциплины являются мыслительные способности человека и способы их реализации техническими средствами.
Лекция 1. Введение в интеллектуальные системы
1.1. Основные понятия и определения
1.2. Область применения
1.3. Краткий исторический обзор развития работ в области ИИ.
1.4. Функциональная структура использования СИИ.
Лекция 2. Разработка систем, основанных на знаниях
2.1. Предметные области для Экспертных систем
2.2. Обобщенная структура ЭС. Основные понятия и определения.
2.3. Классификация ЭС
2.4. Инструментальные средства построения ЭС
Лекция 3. Теоретические аспекты инженерии знаний.
3.1. Стратегии получения знаний
3.2. Теоретические аспекты структурирования знаний
Во-первых,
большая часть знаний эксперта -
это результат многочисленных
наслоений, ступеней
опыта. И часто зная,
что из А
следует В,
эксперт не дает себе отчета,
что цепочка его рассуждении
была гораздо длиннее.
Во-вторых,
как было известно
еще древним (вспомним "Диалоги"
Платона), мышление диалогично.
И поэтому диалог
инженера по знаниям
и эксперта - наиболее
естественная форма "раскручивания"
лабиринтов памяти эксперта,
в которых хранятся
знания, частью носящие
невербальный характер,
т.е. выраженные не в форме слов,
в форме наглядных образов, например. Именно
в процессе объяснения
инженеру по знаниям
эксперт на эти размытые
ассоциативные образы
надевает четкие словесные
ярлыки, т.е. вербализует
знания.
В-третьих,
эксперту гораздо
труднее создать
модель предметной области
вследствие той глубины
и необозримости
информации, которой
он обладает. Многочисленные
причинно-следственные
связи реальной предметной
области образуют сложную
систему, из которой выделить "скелет",
или главную структуру, иногда
доступнее аналитику,
владеющему к тому же
системной методологией.
Любая модель - это упрощение,
а упрощать легче с меньшим
знанием деталей.
Чтобы
разобраться в природе
Рис. 3.2. Основные аспекты извлечения знаний |
1. Психологический аспект. Из трех выделенных аспектов извлечения знаний психологический является, по-видимому, главным, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний - экспертом - профессионалом. Мы выделяем психологический аспект еще и потому, что извлечение знаний происходит чаше всего в процессе непосредственного общения разработчиков системы.
Стремление и умение общаться могут характеризовать степень профессионализма инженера по знаниям.
Рис. 3.3. Структура психологического аспекта извлечения знаний
Контактный
слой. Практически
все психологи отмечают, что на любой коллективный
процесс влияет атмосфера, возникающая
в группе участников.
Существуют эксперименты, результаты
которых неоспоримо говорят, что дружеская
атмосфера в коллективе больше влияет
на результат, чем индивидуальные
способности отдельных членов группы.
Особенно важно, чтобы в коллективе
разработчиков складывались кооперативные,
а не конкурентные отношения. Для кооперации характерна атмосфера сотрудничества,
взаимопомощи, заинтересованности
в успехах друг друга, т.е. уровень
нравственного общения,
а для отношений конкурентного типа - атмосфера
индивидуализма и межличностного
соперничества (более низкий уровень
общения).
Процедурный слой. Инженер по знаниям, успешно овладевший наукой доверия и взаимопонимания с экспертом (контактный слой), должен еще уметь воспользоваться благоприятным воздействием этой атмосферы. Проблемы процедурного слоя касаются проведения самой процедуры извлечения знаний. Здесь мало проницательности и обаяния, полезного для решения проблемы контакта, тут необходимы профессиональные знания.
Когнитивный слой. Когнитивная психология (англ. cognition - познание) изучает механизмы, при помощи которых человек познает окружающий мир.
2. Структура лингвистического аспекта. Поскольку процесс общения инженера по знаниям и эксперта - это языковое общение, рассмотрим лингвистический аспект инженерии знаний. Выделим три слоя важных для инженерии, знаний лингвистических проблем (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Структура лингвистического аспекта извлечения знаний |
Проблема общего кода. Большинство психологов и лингвистов считают, что язык - это основное средство мышления наряду с другими знаковыми системами "внутреннего пользования". Языки, на которых говорят и размышляют аналитик и эксперт, могут существенно отличаться. Если считать, что бытовой и общенаучный языки у двух участников общения примерно совпадают, то некоторый общий язык, или код, который необходимо выработать партнерам для успешного взаимодействия, будет складываться из потоков, поправленных на (рис.3.5). В дальнейшем этот общий код преобразуется в некоторую понятийную (семантическую) сеть, которая является прообразом поля знаний предметной области.
Рис. 3.5. Схема получения общего кода.
Понятийная
структура. Большинство
специалистов по искусственному интеллекту
и когнитивной психологии считают, что
основная особенность естественного интеллекта
и памяти в частности - это связанность
всех понятий в некоторую сеть. Поэтому
для разработки базы знаний нужен не словарь,
а энциклопедия, в которой все термины
объяснены в словарных статьях со ссылками
на другие термины. Таким
образом, лингвистическая
работа инженера по
знаниям на данном слое
проблем заключается
в построении таких
связанных фрагментов
с помощью "сшивания"
терминов. При тщательной
работе аналитика и
эксперта в понятийных
структурах начинает
проглядывать иерархия
понятий, что в общем
согласуется с результатами
когнитивной психологии.
Словарь пользователя. Лингвистические результаты, соотнесенные со слоями общего кода и понятийной структуры, направлены на создание адекватной базы знаний. Однако не следует забывать, что профессиональный уровень конечного пользователя может не позволить ему применить специальный язык предметной области в полном объеме. Для разработки пользовательского интерфейса необходима дополнительная доработка словаря общего кода с поправкой на доступность и "прозрачность" системы.
3. Суть гносеологического аспекта. Гносеология - это раздел философии, связанный с теорией познания, или теорией отражения действительности в сознании человека.
Инженерия
знаний как наука,
если можно так
выразиться, дважды
гносеологична - действительность (О)
сначала отражается
в сознании эксперта (М1),
а затем деятельность
и опыт эксперта интерпретируются
сознанием инженера
по знаниям (M2), что служит
уже основой для построения
третьей интерпретации
(Pz) - поля знаний экспертной
системы (Рис.3.6). Процесс
познания в сущности
направлен на создание
внутреннего представления
окружающего мира в
сознании человека.
Структура познания. Методологическая структура познания может быть представлена как последовательность этапов (рис. 3.6), которые рассмотрим с позиций инженера по знаниям.
Рис. 3.6. Структура познания
Описание и обобщение фактов. Это как бы "сухой остаток" бесед аналитика с экспертом. Тщательность и полнота ведения протоколов во время процесса извлечения и пунктуальная "домашняя работа" над ними - вот залог продуктивного первого этапа познания.
На
практике оказывается трудным
Установление
связей и закономерностей. В голове
эксперта связи установлены, хотя часто
и неявно; задача инженера - выявить каркас
умозаключений эксперта. Реконструируя
рассуждения эксперта, инженер по знаниям
может опираться на две наиболее популярные
теории мышления - логическую и ассоциативную.
При этом, если логическая теория благодаря
горячим поклонникам в лице математиков
широко цитируется и всячески эксплуатируется
в работах по искусственному интеллекту,
то вторая, ассоциативная, менее известна
и популярна, хотя имеет также древние
корни. Красота и стройность логической
теории не должны заслонять печального
факта, что человек редко мыслит в категориях
математической логики. Ассоциативная
теория представляет мышление как цепочку
идей, связанных общими понятиями. Основными
операциями такого мышления
являются ассоциации,
приобретенные на основе
различных связей; припоминание
прошлого опыта; пробы
и ошибки со случайными
успехами; привычные ("автоматические")
реакции и пр.
Построение
идеализированной модели. Для построения
модели, отражающей представление субъекта
о предметной области, необходим специализированный
язык, с помощью которого можно описывать
и конструировать те идеализированные
модели мира, которые возникают в процессе
мышления.
Язык этот создается
постепенно с помощью
категориального аппарата,
принятого в соответствующей
предметной области,
а также формально-знаковых
средств математики
и логики. Для эмпирических,
предметных областей
такой язык пока не разработан,
и поле знаний, которое
полуформализованным
способом опишет аналитик,
может быть первым шагом
к созданию такого языка.
Объяснение и предсказание моделей. Этот завершающий этап структуры познания является одновременно и частичным критерием истинности полученного знания. Если выявленная система знаний эксперта полна и объективна, то на ее основании можно делать прогнозы и объяснять любые явления из данной предметной области. Обычно базы знаний экспертных систем страдают фрагментарностью и модульностью (несвязанностью) компонентов. Все это не позволяет создавать действительно интеллектуальные системы, которые, равняясь на человека, могли бы предсказывать новые закономерности и объяснять случаи, не указанные в явном виде в базе. Исключением тут являются системы формирования знаний, которые ориентированы на генерацию новых знаний и "предсказание".
Одна из наиболее творческих процедур при построении экспертных систем - процедура концептуального анализа полученных знаний или структурирование.
Структурирование - это процесс создания полуформализованного описания предметной области. Такое полуформализованное описание называется полем знаний. Обычно оно создается в графической форме.
Поле знаний Рz можно описать следующим образом:
Pz=<Sk,Sf>,
где Sk - концептуальная структура предметной области;
Sf
- функциональная структура
Концептуальная структура, или модель предметной области, служит для описания ее объектов и отношений между ними, т.е. можно сказать, что концептуальная модель Sk представляет собой следующее:
Sk = <A, R>,
где А - множество объектов предметной области;
R
- множество отношений,
Множество отношений представляет собой связи между объектами. При помощи этих отношений инженер по знаниям фиксирует концептуальное устройство предметной области, иерархию понятий, свойства и структуру объектов. Разработка концептуальной структуры имеет самостоятельное значение, не зависимое от конечной цели - разработки экспертных систем. Эта структура может служить для целей обучения, повышения квалификации, для прогнозирования, объяснения, реструктурирования и т.п.
Основными из них являются АКО, A-part-of, Has-attribute, Value и др.
• АКО (A-Kind-OF) - "это есть", например, [Macll] - > (АКО) - > [ПК]. АКО отражает родовидовые отношения и иерархию понятий предметной области. Обязательно присутствует в любой концептуальной структуре.
• A-part-of - "часть от", например, [процессор] - > (A-part-of) - > [компьютер]. Это отношение служит для отражения физической структуры и декомпозиции сложных объектов на составляющие.
• Has-attribute - "имеет свойство", например, [память] - > (Has-attribute) - > [объем памяти].
• Value - "значение", например, [объем памяти] - > (Value) - > [16 Мбайт].
Поле знаний может напоминать семантическую сеть, но оно менее формализовано. Если в сети жестко оговорены возможные виды связей, то в поле знаний они произвольны.
Информация о работе Лекции по "Системам искусственного интеллекта"