Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра __________________________________________________________________
Информационные технологии
в юридической деятельности
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного
обучения
|
Студент: Сухоносова Я.В. |
|
Группа:13437 |
|
Дата:18.04.2014г. |
|
|
|
Преподаватель: Храпова Ольга
Владимировна |
|
|
|
|
|
|
|
|
Новосибирск 2014г.
Оглавление:
1. Мероприятия
государства, направленные на обеспечение
доступа граждан и организаций к правовой
информации……………………………………….3
2. Обеспечение
информационной безопасности РФ…………………..6
3. Создайте проект
современного автоматизированного рабочего
места юриста. Дайте характеристику составляющим
данного проекта – техническим и программным
средствам………………………………………………………………………..9
4. Проведите сравнительный
анализ функциональных возможностей СПС
«ГАРАНТ» и СПС «Консультант Плюс». Результат
оформите в виде таблицы…10
Список использованных источников…………………………………………..15
Вариант 5.
1. Мероприятия
государства, направленные на обеспечение
доступа граждан и организаций
к правовой информации.
Права граждан на доступ к информации
государства регулируются рядом действующих
нормативных правовых актов, а также являются
в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся
в обществе законопроектов.
Рассмотрим основные принципы
технологического обеспечения и регулирования
доступа граждан к информации государства:
«Концепция государственного
учета». Согласно данной концепции, хранить
и собирать информацию можно только в
соответствии с нормативными актами. Неофициальное
хранение и неофициальный сбор государству
запрещен. В данной концепции определены
требования и принципы для хранения, сбора
и предоставления информации государства.
А так же определены принципы получения
информации непосредственно из систем
государственного учета, который осуществляется
на основании идентификации получающего
информацию лица.
«Концепция информационного
регулирования». Согласно данной концепции,
информация может быть с ограниченным
кругом доступа или правом получения которой
обладают любые лица.
«Концепция обеспечения доступа
граждан к информации государства». В
данной концепции установлены требования
к предоставлению информации неопределённому
кругу лиц в тех случаях, когда законодательство
определяет предоставляемую информацию
как информацию, правом получения которой
обладают любые лица.
Часть государственной информации
систематизируют и собирают государственные
органы, а часть порождается самими государственными
органами и используется непосредственно
в процессах административного управления.
Права доступа граждан к различным
типам информации могут различаться. Доступ
к учетной информации, которая содержит
персональные данные определенных лиц,
как правило, ограничен. В свою очередь,
граждане имеют право на доступ к информации
о самом государстве, о его деятельности
(включая административную информацию).
Исключение составляют специальные случаи
отнесения данной информации к информации
с ограниченным доступом.
Рассмотрим цели предоставления
доступа:
Обеспечить юридическую силу
информации. Информация государства должна
быть пригодна для использования гражданами
при защите своих прав и свобод. Одним
из обязательных этапов придания юридической
силы нормам любого регулирования является
публикация.
Обеспечить потребности управления.
Предоставление гражданам доступа к информации
(в основном – к информации, связанной
с правами и обязанностями граждан) является способом
повлиять на поведение людей путём доведения
управленческих решений, принятых органами
власти и управления в сферах их ведения,
до сведения тех, кому они предназначены.
Как правило, индивидуальные или нормативные
правовые акты приобретают юридическую
силу лишь после того, как лица, к которым
применяются вводимые ими нормы, ознакомятся
с ней.
Обеспечить информированность
граждан. Предоставление в распоряжение
граждан информации, которая имеется в
распоряжении государства, необходимо
для принятия гражданами решений по вопросам,
входящим в круг их интересов.
Обеспечить прозрачность государства.
Предоставление гражданам возможности
получить информацию о деятельности государства
необходимо для функционирования всех
демократических механизмов государственной
власти, а также для механизмов гражданского
контроля деятельности государства.
Следует отметить, что обеспечение
доступа граждан к правовой информации
влияет на соответствие административных
решений требованиям граждан. Прозрачность
государства можно обеспечить только
с помощью прозрачности информации государства
для его граждан.
Необходимость идентификации
получающего доступ к информации государства
лица регламентируется законодательством,
ограничивает или предоставляет права
граждан на получение информации.
Согласно «Концепции информационного
регулирования» различают два вида доступа
к информации.
Доступ к информации на основании
предварительной идентификации лица,
которое получает доступ. Здесь идет речь
о доступе к любой информации с ограниченным
кругом доступа. Например, к информации,
которая содержит государственную тайну
или персональные данные.
Идентификация необходима
для получения определенным лицом
информации, которая имеет непосредственное
отношение к этому лицу. Иными
словами, когда граждане или организации
хотят получить доступ о них
самих или когда административная
информация может повлиять на
их обязанности и права.
Кроме того, идентификация необходима
для получения информации, которая необходима
определенному лицу для исполнения его
должностных обязанностей. Следует отметить,
что использование данных одной государственной
учётной системы для пополнения данных
другой государственной учётной системы
может использоваться только при наличии
прямого законодательного дозволения
такого использования. К примеру, данные
о месте проживания не могут быть исправлены
жилищными органами на основании данных
медицинского страхования.
Необходимо идентифицироваться
для получения информации, которая необходима
аудитору и контролеру для проведения
проверки деятельности органов государственной
власти и управления.
Помимо всего вышеперечисленного,
есть случаи доступа к информации, основанные
на предварительной идентификации. В данном
случае получить информацию может любое
лицо, но только после идентификации.
К примеру, данная модель применима
при организации доступа к адресам организаций
и граждан (справочная служба). Информацию
может получить любое лицо, но перед этим
необходимо идентифицироваться. В свою
очередь, тот, о ком наводились справки,
может получить информацию о лицах, которым
она предоставлялась.
Вторым видом доступа к информации
является доступ, не требующий идентификации
лица, его получающего. Для данного вида
характерна информация, которую имеет
право получить любой человек. В этом случае,
предоставление информации является обязанностью
государства.
Вне зависимости от вида доступа
к информации, ее предоставление может
быть осуществлено в следующих формах:
Устное предоставление информации
Предоставление информации
в виде выписки, справки или другого печатного
документа, который заверяется подписью
ответственного лица
Предоставление информации
в виде электронного документа, который
обладает всеми необходимыми реквизитами
Предоставление информации
в виде аудиовизуального электронного
сообщения, которое содержит в записи
всю необходимую информацию.
Доступ к информации государства
может быть предоставлен следующими способами:
путем опубликования в печатных изданиях,
трансляции по радио или телевидению,
размещения информации на стендах, плакатах
и прочих общественно доступных местах,
размещения в информационных системах,
доступных через телефонную сеть, интернет
или специальные точки доступа, а так же
путем предоставления
информации в виде печатного или электронного
документа по запросу в месте расположения
органов власти и управления.
Те способы, которые
связаны с публикацией материала, доступны
неопределенному кругу лиц. Некоторые
из перечисленных способов требует определенной
степени вовлеченности сотрудников органов
власти и управления. В свою очередь, при
размещении информации государства в
информационных системах участие чиновника
может сводиться к минимуму.
2. Обеспечение
информационной безопасности РФ.
Информационная безопасность
РФ – это состояние защищенности
национальных интересов страны в информационной
сфере, определяющихся совокупностью
сбалансированных социальных интересов
государства, общества и личности.
Общие методы обеспечения безопасности
РФ принято разделять на организационно-технические,
экономические и правовые.
Правовые методы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации: разработка нормативных правовых
актов, которые регламентируют отношения
в информационной сфере, а так же нормативных
методических документов, связанных с
вопросами обеспечения информационной
безопасности страны.
Рассмотрим наиболее значимые
направления данной деятельности:
Внесение дополнений и изменений
в законодательство РФ, которое регулирует
отношения в области обеспечения информационной
безопасности, с целью совершенствования
и создания системы обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, устранения
внутренних противоречий в законодательстве,
а так же с целью конкретизации правовых
норм, которые устанавливают ответственность
за правонарушения, связанные с обеспечением
информационной безопасности страны.
Законодательное разграничение
полномочий в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации между
органами государственной власти субъектов
и федеральными органами государственной
власти РФ.
Принятие нормативных правовых
актов Российской Федерации, которые устанавливают
ответственность физических и юридических
лиц за несанкционированный доступ к информации,
ее противоправное искажение, копирование,
использование, распространение недостоверной
информации, а так же использованием в
своих корыстных целях информации, которая
содержит коммерческую тайну или является
служебной.
Уточнение статуса средств
массовой информации, иностранных информационных
агентств и журналистов, а также инвесторов
при привлечении иностранных инвестиций
для развития информационной инфраструктуры
Российской Федерации.
Законодательное закрепление
приоритета развития национальных сетей
связи и отечественного производства
космических спутников связи.
Определение статуса и правовое
регулирование организаций, которые предоставляют
услуги глобальных информационно-телекоммуникационных
сетей на территории страны.
Создание правовой базы с целью
формирования в России региональных структур
обеспечения информационной безопасности.
Организационно-технические
методы обеспечения информационной безопасности
РФ: совершенствование и создание системы
обеспечения безопасности; усиление правоприменительной
деятельности федеральных органов исполнительной
власти; разработка, совершенствование
и использование средств защиты информации,
а так же методов контроля эффективности
данных средств; создание систем предотвращения
несанкционированного доступа к информации;
выявление технических устройств и программ,
которые представляют опасность для нормального
функционирования информационно-телекоммуникационных
систем, предотвращение перехвата информации,
применение средств защиты при обработке,
хранении и передаче информации; сертификация
средств защиты информации, лицензирование
деятельности в области защиты государственной
тайны; подготовка кадров в области обеспечения
информационной безопасности и контроль
за работой персонала в защищенных информационных
системах.
Экономические методы обеспечения
информационной безопасности РФ: разработка
программ обеспечения информационной
безопасности страны и определение порядка
финансирования данных программ; совершенствование
системы финансирования работ, которые
связаны с реализацией организационно-технических
и правовых методов защиты информации,
а так же создание системы страхования
информационных рисков юридических и
физических лиц.
Основные направления деятельности
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области
обеспечения информационной безопасности,
порядок закрепления их обязанностей
по защите интересов страны в информационной
сфере определяет государственная политика
обеспечения информационной безопасности
РФ.
Рассмотрим основные принципы
государственной политики обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации:
Соблюдение законодательства,
Конституции РФ, общепризнанных норм и
принципов международного права при осуществлении
деятельности по обеспечению информационной
безопасности РФ.