Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:15, реферат
Данная работа ставит своей задачей рассмотрение методов типа «Мозговая атака» и типа «Сценариев» относящимися к качественным методам моделирования. Экономическая стабильность любой организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1. Сущность и принципы метода мозгового штурма…………………...
4
2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма…………….
6
2.1. Этапы проведения мозгового штурма……………………………..
6
2.2. Достоинства и недостатки мозгового штурма……………………
9
3. Заключение по методу мозгового штурма……………………………
10
4. Сценарный метод……………………………………………………….
12
5. Сущность и назначение сценарного метода. Определение сценария.
12
6. Методика построения сценариев………………………………………
14
6.1 Предсценарный этап………………………………………………...
14
6.2 Сценарный этап……………………………………………………...
21
7. Практическое применение сценарного метода прогнозирования при разработке управленческих решений……………………………….
24
8. Заключение по сценарному методу……………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...
27
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал
Российской таможенной академии
Кафедра информатики и ИТТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Основы системного анализа»
на тему
«Методы качественного оценивания систем.
Методы типа «мозговая атака»
или «коллективная генерация идей».
Методы типа сценариев»
Выполнил: студент 3 курса
заочной формы обучения
факультета «Таможенное дело»,
группа № 3112-з Кожахметов О.Ж.
Проверил: доцент Нестеренко Г.Н.
Оценка «____________»
Подпись ____________
«___»_______________ 2013 г.
Санкт-Петербург
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Сущность и
принципы метода мозгового |
4 |
2. Процесс принятия
решения методом мозгового |
6 |
2.1. Этапы проведения мозгового штурма…………………………….. |
6 |
2.2. Достоинства и недостатки мозгового штурма…………………… |
9 |
3. Заключение по методу мозгового штурма…………………………… |
10 |
4. Сценарный метод………………………………………………………. |
12 |
5. Сущность и назначение сценарного метода. Определение сценария. |
12 |
6. Методика построения сценариев……………………………………… |
14 |
6.1 Предсценарный этап………………………………………………... |
14 |
6.2 Сценарный этап……………………………………………………... |
21 |
7. Практическое применение сценарного метода прогнозирования при разработке управленческих решений………………………………. |
24 |
8. Заключение по сценарному методу…………………………………… |
25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа ставит своей задачей рассмотрение методов типа «Мозговая атака» и типа «Сценариев» относящимися к качественным методам моделирования. Экономическая стабильность любой организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации.
Это и рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг, рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг, финансовый рынок, рынок труда, окружающая природная среда. Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям и обладать высокой гибкостью .Создать такую организацию без проведения исследований и системного анализа невозможно. Особую роль здесь играют методы качественного анализа проблем. Эта было актуально всегда, однако до недавнего времени это в большей степени решалось в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др. Сегодня исследование проблем предприятия во многом определяется тем, какие методы из всего арсенала системного анализа были использованы для решения проблем.
Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов в исследовании возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, очень важен. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки.
Всю совокупность методов оценивания систем можно разделить на качественные методы и количественные методы. Качественные методы используются на начальных этапах моделирования, если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках, если нет описания закономерности систем. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов систем.
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА
Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как "метод систематической тренировки творческого мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления". Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГЦ). Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.
В зависимости
от принятых правил и жесткости их
выполнения различают прямую мозговую
атаку, метод обмена мнениями,
методы типа комиссий, судов
(когда одна группа вносит как можно больше
предложений, а вторая - старается их максимально
критиковать) и т.п. В последнее время иногда
мозговую атаку проводят в форме деловой
игры.
На практике подобием сессий КГИ являются
разного рода совещания ученых и научных
советов, заседание временных комиссий,
собрания компетентных специалистов.
«Метод мозгового штурма» подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:
Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.
В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.
Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Первый принцип заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.
Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.
Итак, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.
2. ПРОЦЕСС
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ МЕТОДОМ
2.1. Этапы проведения мозгового штурма
Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:
В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.
Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап
Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:
Как правило, участники мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»
В начале нужен небольшой разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)
Этап генерирования идей
Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.
Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей.
Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:
Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.
Заключительный этап – подведение итогов мозгового штурма
Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.
Осуществляется оценка идей на реализуемость.
Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.
Составляется окончательный список практически используемых идей.
2.2. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма