Модель ИС мебельного цеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: создание модели ИС мебельного цеха.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать деятельность предприятия.
Выделить основные бизнес-процессы.
Создать проект системы средствами UML.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ предметной области 4
1.1 Описание деятельности 4
1.2 Организационно-функциональная структура предприятия 5
1.3 Бизнес-процессы 7
2. Проектирование информационной системы средствами UML 9
2.1 Глоссарий проекта 9
2.2 Диаграмма вариантов использования 10
2.3 Анализ вариантов использования 11
2.4 Проектирование системы 14
2.4.1 Описание классов 14
2.4.2 Диаграмма классов 16
2.4.3 Диаграмма взаимодействия. 17
2.4.4 Диаграмма деятельности 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 716.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Уральский федеральный  университет

имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина

Высшая школа  экономики и менеджмента

Департамент бизнес-информатики и математического моделирования

Кафедра анализа  систем и принятия решений

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: Модель ИС мебельного цеха

 

по дисциплине: Проектирование информационных систем

 

 

 

 

Руководитель Ермаков Д.Г..

Студент гр.301602 Николаева В.И.

 

Оценка

Дата защиты

 

 

Екатеринбург

2012

 

Оглавление

Введение 3

1. Анализ предметной области 4

1.1 Описание деятельности 4

1.2 Организационно-функциональная структура предприятия 5

1.3 Бизнес-процессы 7

2.      Проектирование информационной системы средствами UML 9

2.1 Глоссарий проекта 9

2.2 Диаграмма вариантов использования 10

2.3 Анализ вариантов использования 11

2.4 Проектирование системы 14

2.4.1 Описание классов 14

2.4.2 Диаграмма классов 16

2.4.3 Диаграмма взаимодействия. 17

2.4.4 Диаграмма деятельности 18

Заключение 20

Список литературы 21

 

Введение

В данной курсовой работе будет  рассмотрено создание модели информационной системы мебельного цеха. Это предприятие  не является крупным, а только недавно  организовано и как следствие, вступает в конкурентную борьбу за покупателей. В таких условиях проектирование информационной системы и автоматизация  обработки и передачи информации может быть решающим фактором в скорости обработки заказов и как следствие, в конкурентной борьбе за клиентов.

Цель работы: создание модели ИС мебельного цеха.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Описать деятельность предприятия.
    2. Выделить основные бизнес-процессы.
    3. Создать проект системы средствами UML.

Процесс реализации системы  будет производится по средствам программного пакета Rational Rose. Rational Rose – CASE-средство фирмы Rational Software Corporation (США) – предназначено для автоматизации этапов анализа и проектирования ПО, а так же для генерации кодов на различных языках и выпуска  проектной документации. Rational Rose использует синтез-методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанную на языке UML. Конкретный вариант Rational Rose определяется языком, на котором генерируются коды программ. Основной вариант - Rational Rose/С++ - позволяет разрабатывать проектную документацию в виде диаграмм и спецификаций, а так же генерировать программные коды на С++. Кроме того, Rational Rose содержит средства реинжиниринга программ, обеспечивающие повторное использование программных компонентов в новых проектах.

В основе работы Rational Rose лежит построение различного рода диаграмм и спецификаций, определяющих логическую и физическую структуры модели, ее статистические и динамические аспекты. В их число входят диаграммы классов, состояний, сценариев, модулей, процессов.

В составе Rational Rose можно выделить 6 основных структурных компонентов: репозиторий, графический интерфейс пользователя, средства просмотра проекта, средства контроля проект, средства сбора статистики и генератор документов. К ним добавляются генератор кодов (индивидуальный для каждого языка) и анализатор для С++, обеспечивающий реинжиниринг – восстановление модели проекта по исходным текстам программы.

 

  1. Анализ  предметной области

1.1 Описание деятельности

Мебельный цех занимается производством мягкой мебели – диванов, кресел, кушеток и т.д.

У цеха имеется небольшой  магазинчик, в котором работают два менеджера. В магазине представлены образцы типовых моделей мебели, которую производит цех. Менеджеры принимают заказы на производство мебели от покупателей. Покупатель выбирает модель, расцветку обивки и комплектацию. Менеджер оформляет договор и принимает предоплату. Срок исполнения заказа – 1-2 недели.

В цехе работают 5 мастеров, каждый из которых ведет несколько заказов. Мастер занимается всеми операциями – от распилки пиломатериалов до обтяжки мебели тканью. Часть материалов – фурнитура и матрацы закупаются на стороне.

Заказы распределяются между  мастерами директором цеха. Он так  же занимается закупкой материалов и  координирует работу.

Материалы необходимые для  производства и готовая мебель хранятся на складе материалов, где работает один комплектовщик. Когда заказ  готов, продавец связывается с покупателем  и договаривается о времени доставки. Затем создается гарантийный  талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты и передает их водителю. Водитель доставляет заказ  клиенту, забирает оставшуюся часть  оплаты и подписывает документы у клиента.

У цеха есть так же собственный  дизайнер-технолог, который занимается разработкой новых моделей мебели.

 

1.2 Организационно-функциональная структура предприятия

Бизнес-процессы предприятия:

    • оформление заказа;
    • выполнение заказа;
    • доставка заказа покупателю:
    • разработка новой модели;
    • технологическая проработка заказа;
    • получение материалов со склада;
    • работа склада;
    • работа бухгалтерии.

Опишем деятельность подразделения  мебельного цеха.

Директор цеха: Директор осуществляет общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, а так же организует взаимодействие всех его структурных подразделений. Для этого к нему должны стекаться все информационные потоки. Можно выделить следующие основные функции директора цеха, касающиеся производственных процессов:

    • распределение заказов среди мастеров;
    • закупка необходимых для производства мягкой мебели материалов;
    • утверждение новых моделей мебели, разработанных дизайнером-технологом.

Для выполнения этих основных функций директор должен постоянно  поддерживать связь с бухгалтерией: своевременно получать нужную информацию и документацию функционировании предприятия (договоры, счета, отчеты, сводки и т.д.).

Магазин: Функции продавца в магазине заключаются в следующем:

    • Прием заказа является первой операцией жизненного цикла нового изделия. Заказ принимается продавцом в магазине при мебельном цехе. Покупатели могут варьировать расцветку обивки и комплектацию модели. Продавец оформляет договор и принимает предоплату.
    • Организация доставки готового заказа покупателю. После информации о готовности заказа продавец связывается  покупателем и договаривается о времени доставки. Затем создает гарантийный талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты.

Технологический отдел: Дизайнер-технолог технологического отдела выполняет две не связанные между собой задачи: изготовление новых моделей мягкой мебели и технологическая проработка заказов.

Суть первой задачи – дизайнер-технолог, изучая спросы покупателей, создает  новые модели мягкой мебели.

Вторая задача состоит  в следующем: после получения  информации о новом заказе дизайнер-технолог по необходимости проводит технологическую  коррекцию сборочных чертежей и  выпуск технологической документации – карт раскроя материалов, таблиц операций и т.д. Затем формирует  ведомости комплектации – список материалов и комплектующих, необходимых  для изготовления изделия, с указанием  их точного количества.

Слад материалов: Комплектовщик выполняет следующие функции:

    • после получения накладной необходимого количества материалов со склада передает материалы в мастерскую для изготовления заказа;
    • создает суммарную ведомость на закупку  недостающего количества материала у поставщиков;
    • производит прием закупленных  материалов на склад.

Мастерская: Всю работу над конкретным заказом выполняет один мастер. Его работу можно разбить на 4 этапа. На первом этапе мастер распиливает пиломатериалы, обрабатывает части изделия и собирает каркас модели. На втором этапе – раскройка чехлов, в которые затем будут уложена набивка. На третьем этапе создаются пружины блоки (этот этап пропускается, если в модели нет в модели). Последним этапом является обтяжка мягкой мебели тканью.

Вспомогательные службы: Водитель получает готовую модель и необходимые  документы на нее из мастерской или  со склада и в назначенное время  доставляет мебель заказчику.

 

1.3 Бизнес-процессы

Сначала опишем основные бизнес-процессы предприятия «Мебельный цех».

Бизнес-процесс «Оформление  заказа».

Менеджер принимает заказ  от покупателя, оформляет договор, принимает  предоплату. Информация о заказе поступает  директору, и запускается следующий  бизнес-процесс «Выполнение заказа».

Бизнес-процесс «Выполнение  заказа».

В состав данного бизнес-процесса входят два вспомогательных –  «Технологическая проработка заказа»  и «Доставка материалов со склада». После получения технологической  документации и необходимых материалов со склада, начинается изготовление заказа. Мастер ведет всю работу, начиная с распилки пиломатериалов и заканчивая обтяжкой мебели тканью. После окончания работ запускается следующий бизнес-процесс «Доставка заказа».

Бизнес-процесс «Доставка  заказа».

Информация о готовности поступает в магазин. Менеджер связывается  с заказчиком и договаривается о  времени доставки. Затем создает  документы на получение заказа, остатка  оплаты и гарантийный талон. Документы  передаются водителю, который забирает заказ с мастерской и доставляет его заказчику.

Опишем вспомогательные  бизнес-процессы компании.

Бизнес-процесс «Технологическая проработка заказа».

На этом этапе выполняются 2 основные задачи:

    • Коррекция рабочих и сборочных чертежей и выпуск технологической документации: карт раскроя материалов, таблиц операций и т.д. Документация передается в производство.
    • Формирование ведомости комплектации – списка материалов и комплектующих, необходимых для изготовления, с указанием их точного количества.

Бизнес-процесс «Доставка  материалов со склада».

На основании ведомости  комплектации формируется накладная  на получение материалов, которая  передается на склад. Если материалы  есть на складе, то они передаются в  производство вместе с накладной  на передачу материалов. Если требуемых  материалов нет на складе, то формируется  ведомость на закупку, которая передается директору цеха. Технологическая  операция «Установить наличие материалов»  данного бизнес-процесса  является так же технологической операцией вспомогательного бизнес-процесса «Работа склада».

Бизнес-процесс «Работа  склада».

Недостающие материалы доставляются на склад от поставщиков. Затем поступают  в производство для выполнения заказов. В состав данного бизнес-процесса входит технологическая операция «Установить  наличие материалов» бизнес-процесса «Доставка материалов со склада». Технологические операции данного бизнес-процесса не связаны между собой напрямую.

Опишем бизнес-процессы развития.

Бизнес-процесс «Разработка  новой модели».

Дизайнер-технолог цеха, изучая спрос покупателей, создает новую  модель мягкой мебели. Если директор одобряет новую модель, то проект передается в мастерскую для дальнейшего  изготовления, а оттуда в магазин. Менеджеры магазина предлагают новую  модель покупателям.

 

2 Проектирование информационной системы средствами UML

2.1 Глоссарий проекта

Глоссарий проекта предназначен для описания терминологии предметной области работы.

Покупатель – лицо, которое  обращается в организацию для  покупки товара.

Менеджер – работник магазина, совершающий расчетно-кассовые операции с клиентом, и занимающийся оформлением  заказов.

Оформление заказа – процесс  выбора клиентом модели, сроков исполнения заказа, адрес доставки.

Дизайнер-технолог – сотрудник  предприятия занимающийся технологической проработки заказов.

Технологическая проработка заказа – создание карт раскроя  материалов, таблиц операций, ведомостей комплектации, чертежей, моделей и  т.д.

Директор – начальник  предприятия, который запускает  процесс выполнения заказа.

Выполнение заказа – процесс  создания в мастерской заданной модели.

Водитель – сотрудник  предприятия, ответственный за доставку заказа клиенту.

Доставка заказа – передача заказа клиенту по заранее оговоренному адресу.

Комплектовщик – сотрудник  предприятия, ответственный за процесс  снабжения мастерской необходимыми материалами и содержание склада.

 

2.2 Диаграмма вариантов использования

Вариант использования –  это внешняя спецификация последовательности действий, которые система может  выполнить при взаимодействии с  актерами. Актер – это согласованное  множество ролей, которые играют внешние сущности по отношению к вариантам использования при взаимодействии с ними.

Рисунок 1. Диаграмма  вариантов использования

 

На диаграмме вариантов  использования разрабатываемого проекта  компании отображаются все возможные  варианты использования и актеры. Диаграмма вариантов использования  представлена на рисунке 1.

 

2.3 Анализ вариантов использования

  1. Оформление заказа на покупку товара.

Информация о работе Модель ИС мебельного цеха