Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Курсовая работа будет посвящена учету выдачи литературы на абонементе в библиотеке отсюда круг задач, которые она должна решать:
• подбор данных о читателе, сотруднике, издании;
• возможность просмотра и редактирования данных;
• получение наглядной информации о читателях, сотрудниках, изданиях;
• возможность вывода на печать данных;
• база данных должна облегчить работу сотрудникам библиотеки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 5
2. СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И РАЗБИЕНИЕ ПРОЕКТА НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ 7
2.1. Сбор исходных данных 7
2.2. Выбор программного обеспечения 8
2.3. Программно-аппаратная платформа 10
2.4. Среда разработки модулей проекта или выбор СУБД 10
2.5. Функциональные требования к программному продукту 12
2.6. Требования к составу и параметрам технических средств 12
3. СТРУКТУРА ПРОЕКТА БАЗЫ ДАННЫХ 13
4. ИНТЕРФЕЙС ПРОЕКТА 41
4.1. Стандартные средства интерфейса 42
4.2. Стартовая форма 42
4.3. Запросы 43
4.4. Сложные формы 44
4.5. Простые формы 46
4.6. Очеты 46
4.7. Параметры запуска базы данных. 47
4.8. Принципы распространения. 47
4.9. Установка, настройка, обучение персонала 47
5. ОЦЕНКА ПРОЕКТА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ. .58
П.1. Схема данных 58
П.2. Листинг используемых запросов 59
4.7. Параметры запуска базы данных
Параметры запуска являются стандартным служебным модулем MS Access 2010, позволяющим выполнять некоторые действия при открытии баз данных. Так в частности в настройках данной утилиты прописано выполнять при запуске следующие действия:
4.8. Принципы распространения
Программный продукт база данных по учету выдачи литературы на абонементе в библиотеке КПОИиП, поставляется в виде готовой базы данных. Распространяться на любых носителях, копироваться и сохраняться в любом количестве экземпляров и в любом виде, в случае, если это не противоречит условиям лицензионного соглашения и закону РФ о защите авторских прав.
Программный продукт базы данных поставляется в виде установочного пакета в состав, которого входит отлаженная и готовая к работе база данных по учету выдачи литературы на абонементе в библиотеке КПОИиП.
4.9. Установка, настройка, обучение персонала
В случае если на компьютере нет пакета приложений MS Office с наличием в нем MS Access, пользователю необходимо сначала выполнить его установку. Затем в удобном для него месте создать каталог «База данных» и в него скопировать базу данных.
После установки база данных не требует
специальной настройки или
Предполагается, что изначально, люди, которые будут работать с базой данных учета, имеют навыки работы в операционной системе MS Windows и в среде MS Office 2003. Если это не так, то рекомендуется провести курс обучения персонала с данными приложениями, так как неграмотность персонала влияет на эффективность работы базы данных, так же могут возникнуть серьёзные ошибки в самой базе, которые могут привести к сбою всей системы.
Выводы
Интерфейс является связью программы и пользователя, и чем тщательнее вы его проработаете, тем легче ему будет работать с вашей базой. Уделив внимание мелким и с виду незаметным деталям, вы обеспечите своему проекту только лестные отзывы от рядовых пользователей. Ведь современное программное оборудование должно быть именно таким – удобным, практичным, надежным.
В разделе «Интерфейс проекта» я подробно описала интерфейс проекта. Так же были указаны запросы, которые были использованы для создания форм и отчетов.
Главное, что пользователь начинает замечать, при первом знакомстве с программным продуктом – это его внешний вид. Насколько хорошо будет проработан интерфейс, с которым он будет работать. Настолько большое впечатление он окажет на пользователя. Если эти факторы реализованы, значит, заказчик уже на половину доволен вашим продуктом.
Так же в данном разделе был приведен порядок ввода программного продукта в эксплуатацию. Были описаны порядок установки и настройки базы данных. Так же был описан порядок ввода информации в базу данных. И правила заполнения базовых справочников.
5. ОЦЕНКА ПРОЕКТА БАЗЫ ДАННЫХ
Оценка пользователем:
Если посмотреть на базу данных с точки зрения конечного пользователя, то можно сказать, что созданная база данных довольно корректна. Она имеет дружественный и интуитивно понятный интерфейс. Оформление программы выдержано в не отвлекающих и приятных для работы тонах. Для пользователя главное простота работы и понятность всего происходящего. Это хорошо реализовано в моей базе данных. Все кнопки имеют понятные надписи и всплывающие подсказки, так же всплывающими подсказками оснащены и другие элементы базы. Помимо этого, везде имеется поясняющий текст. Возможно, недовольство пользователя вызовет то, что придется еще что-то делать, например, заполнять данные, но это уже необходимость. В целом со стороны пользователя база данных «Учёт выдачи литературы на абонементе КПОИиП» приемлема.
Оценка разработчиком:
С точки зрения разработчика данной базы данных, она удовлетворяет всем выдвинутым требованиям на этапе постановки целей и создания базы данных. Конечно со стороны автора, база данных является приемлемой, и может быть некоторые недостатки просто упущены из виду. Но если говорить по существу, программный продукт работает, выполняет необходимые действия и неплохо оформлен. Также с точки зрения разработчика проект находится на ранней стадии развития. Ещё остается обширное поле возможностей для доработки проекта, например улучшение быстродействия, добавление функции вывода данных в другие отчеты, доработки по составу данных, а также реализация всех пожеланий заказчика.
Недостатком считаю то, что не полностью выдержано оформление программы, но думаю, что в последующих версиях это будет исправлено.
Оценка заказчиком:
Что же можно сказать с точки зрения заказчика? Как уже говорилось, все цели были выполнены. Так же хочется отметить, что программный продукт способен работать на довольно скромной по современным меркам аппаратной платформе. И при установке соответствующего и очень распространенного программного обеспечения база данных удовлетворяет свойству переносимости. Со стороны заказчика я считаю, что данная база данных удовлетворяет всем запросам.
Недостатки могут быть выявлены
только в ходе работы пользователей
с базой. И по мере поступления
претензий и пожеланий
Вывод
В данном разделе была проведена оценка программного продукта с трех сторон. И сделан вывод, что данная база данных является довольно таки приемлемой. Автор программного продукта выполнил почти все поставленные для себя цели, конечно же, есть недостатки, но они не существенны и будут исправляться уже в ходе эксплуатации базы данных. Также, была проведена оценка со стороны пользователя и заказчика. И со стороны конечного пользователя, и со стороны заказчика тоже были выявлены некоторые недостатки, которые, как говорилось выше, могут быть устранены в следующих версиях программного продукта.
1. Проведенная работа позволила создать программный продукт, который является первым шагом для модернизации существующей информационной системы по учёту выдачи литературы на абонементе в КПОИиП. Внедрение новых технологий позволяет проводить дальнейшие разработки с целью улучшения качества и расширения ее возможностей и в совокупности с модульной организацией легко реализовывать их программно.
2. Чтобы база данных
3. Третьим этапом была создана
вся структура таблиц и
4. Следующим этапом разработки базы данных была настройка интерфейса проекта, описание форм и отчетов. Были созданы главные и подчиненные формы. Создана главная кнопочная форма, которая открывается автоматически, вместе с запуском базы данных.
Часто используемые основные формы могут запускаться с главной кнопочной формы, путем нажатия соответствующих кнопок. Предоставлено два отчета с описанием. Так же был описан порядок ввода программного продукта в эксплуатацию. Были описаны все необходимые требования для надежной и качественной работы базы данных. Так же был описан порядок установки программного продукта.
5. Следующим этапом была
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
П.1. Схема данных
П.2 Листинг используемых запросов
Запрос «Специальность»
Листинг 3.1
SELECT [СП специальностей].[ID специальности], [Специальность] & ' ' & [Шифр] & ' (' & [Символ] & ')' AS Выражение1, [СП специальностей].Специальность, [СП специальностей].Шифр, [СП специальностей].Символ
FROM [СП специальностей];
Запрос «Сотрудник + дата рождения»
Листинг 3.2
SELECT [СП сотрудников].[ID сотрудника], [Фамилия] & ' ' & [Имя] & ' ' & [Отчество] & ' ' & ' (' & [Дата рождения] & ')' AS Выражение1, [СП сотрудников].Фамилия, [СП сотрудников].Имя, [СП сотрудников].Отчество, [СП сотрудников].[Дата рождения]
FROM [СП сотрудников];
Запрос «Читатель + группа»
Листинг 3.3
SELECT [СП читателей].[ID читателя], [Фамилия] & ' ' & [Имя] & ' ' & [Отчество] & ' ' & ' (' & [Специальность] & ' - ' & [Символ] & ')' AS Выражение1, [СП читателей].Фамилия, [СП читателей].Имя, [СП читателей].Отчество, [СП читателей].[Id группы], [СП групп].[Id специальности], [СП специальностей].Специальность, [СП специальностей].Символ
FROM [СП специальностей] INNER JOIN ([СП групп] INNER JOIN [СП читателей] ON [СП групп].[ID группы] = [СП читателей].[Id группы]) ON [СП специальностей].[ID специальности] = [СП групп].[Id специальности];
Запрос «Должность + сотрудник»
Листинг 3.4
SELECT [СП сотрудников].[ID сотрудника], [Фамилия] & ' ' & [Имя] & ' ' & [Отчество] & ' ' & ' (' & [Должность сотрудника] & ')' AS Выражение1, [СП сотрудников].Фамилия, [СП сотрудников].Имя, [СП сотрудников].Отчество, [СП сотрудников].[Id должности], [СП должностей].[Должность сотрудника]
FROM [СП сотрудников] INNER JOIN [СП должностей] ON [СП сотрудников].[Id должности] = [СП должностей].[ID должности];
Запрос «Читатель + дата рождения»
Листинг3.5
SELECT [СП читателей].[ID читателя], [Фамилия] & ' ' & [Имя] & ' ' & [Отчество] & ' ' & ' (' & [Дата рождения] & ')' AS Выражение1, [СП читателей].Фамилия, [СП читателей].Имя, [СП читателей].Отчество, [СП читателей].[Дата рождения]
FROM [СП читателей];
Запрос «Улица + Индекс»
Листинг 3.6
SELECT [СП улиц].[ID улицы], [Кратко тип улицы] & ' ' & [Улица] & ' почт.инд' & ' (' & [Почтовый индекс] & ')' AS Выражение1, [СП улиц].[Id типа улицы], [СП типов улиц].[Кратко тип улицы], [СП улиц].Улица, [СП почтовых отделений].[Почтовый индекс]
Информация о работе Моделирование информационной системы библиотеки