Национальные подвижные игры как средство оздоровительной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:23, доклад

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Файлы: 1 файл

консультация для воспитателей.docx

— 21.56 Кб (Скачать файл)

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 35»

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему: “Национальные  подвижные игры как средство оздоровительной  работы”

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ахметшина Г. Ф.         

 

 

 

 

 

 

 

г.Нижнекамск

2013г.

Игра - наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки  полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности  мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

 Играя, дети учатся применять  свои знания и умения на  практике, пользоваться ими в  разных условиях.

 Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в  общение со сверстниками. Их объединяет  общая цель, совместные усилия  к ее достижению, общие переживания.  Игровые переживания оставляют  глубокий след в сознании ребенка  и способствуют формированию  добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. 

 Игра занимает большое место  в системе нравственного, трудового  и эстетического воспитания. Ребенку  нужна активная деятельность, способствующая  повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные  потребности. 

 Татарская народная игра - наиболее  доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных  из окружающего мира впечатлений.  В народной игре ярко проявляются  особенности мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность,  активность, развивающаяся потребность  в общении. 

 В татарской народной игре  формируются все стороны личности  ребенка, происходят значительные  изменения в его психике, подготавливающие  переход к новой, более высокой  стадии развития. Этим объясняются  огромные воспитательные возможности  игр, которую психологи считают  ведущей деятельностью ребенка. 

 В татарских селах и городах  среди молодежи были широко  распространены игры подвижного  характера. Без них не обходился  ни один даже самый скромный  народный праздник. В игру вовлекались  целые группы подростков, которые  состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что  игры, как правило, проводились  на улице, на свежем воздухе,  это способствовало укреплению  здоровья.

 Совместные действия детей  создают условия для общих,  радостных переживаний, общей  активной деятельности.

 В коллективных татарских  народных играх дети приучаются  играть дружно, уступать и помогать  друг другу. 

 Любая игра помогает преодолеть  ребенку застенчивость, робость,  а татарская народная игра, в  особенности, так как она близка  к сказке, вызывает у ребенка  интерес и доверительное отношение.  Часто бывает трудно заставить  ребенка выполнять какое-либо  движение на глазах у всех. В игре же он, подражая своим  товарищам, он естественно и  непринужденно выполняет самые  различные движения.

 Очень важна роль татарских  народных игр в увеличении  двигательной активности детей  в течение дня. Особенное значение  имеют они для увеличения физических  нагрузок на организм ребенка.  Активные двигательные действия  при эмоциональном подъеме способствуют  значительному усилению деятельности  костно-мышечной, сердечнососудистой  и дыхательной систем, благодаря  чему происходит улучшение обмена  веществ в организме и соответствующая  тренировка функций различных систем и органов.

 Татарские народные игры  являются неотъемлемой частью  интернационального художественного  и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается  с духовным обогащением детей.  У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение  к культуре родной страны. Создается  эмоционально положительная основа  для патриотического воспитания.

 Основные проблемы связаны  с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений,  личностных качеств ребенка -дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду,  учебе). Решению этих вопросов  в наибольшей степени способствуют  татарские народные игры.

 Разделы программы Формы  и методы работы

 Игры Подвижные игры:

 «Ловишки», «Уголки», «Кошка  и мыши», «Зайцы и лиса»,  «Удочка», «Медведь и пчёлы», «Охотники  и зайцы»;

 Игры с элементами соревнования:

 «Кто быстрее»;

 Татарские народные игры:

 «Колечко», «Тимербай», «Летели,  летели… », «Маляр и краски»,  «Займи место», «Так, да и нет».

 Познание Тематическое занятие:

 «Татарстан – мой край  родной», «Играя – учимся», 

 «Волшебный сундучок нашей  бабушки»;

 Знакомство детей с татарским  народным фольклором.

 Результат проекта Развлечение  для родителей:

 «К нам пришла гостья»  («Безг кунак килде»,

 «Отдыхаем весело» («Их, кел  ачабыз»).

 Татарские народные игры  в комплексе с другими воспитательными  средствами представляют собой  основу начального этапа формирования  гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное  богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство.

 В татарской народной игре  формируются все стороны личности  ребенка, происходят значительные  изменения в его психике, подготавливающие  переход к новой, более высокой  стадии развития. Этим объясняются  огромные воспитательные возможности  игр, которую психологи считают  ведущей деятельностью ребенка. 

 Работая с детьми, педагогу  надо помнить, что впечатления  детства глубоки и неизгладимы  в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для  развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления  их в общественно полезной  и творческой деятельности.

Самооценка начинает формироваться  лишь в старшем до-школьном возрасте. К этому периоду ребёнок уже  понимает, что он умеет делать;осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые  инструкции, требования взрослых, сознательно  выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости  от оценок взрослого у ребёнка  развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение  и похвалу, подтвердить свою значимость.

 Чтобы дошкольник научился  понимать, почему результаты его  деятельности оцениваются так  или иначе, следует создавать  ситуации, которые ставили бы  его перед необходимостью реалистически  оценивать свои способности. 

 Помимо эффективного влияния  на укрепление здоровья, повышение  выносливости детского организма  и совершенствова-ние двигательных  навыков, подвижные игры можно  использовать в качестве средства  формирования самооценки дошкольников.

Педагогические условия организации и проведения подвижных игр:

 В каждой возрастной группе  есть, по крайней мере, три типа  детей, которые по-разному ведут  себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно  требуют разного подхода. 

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую  игру, с энтузиазмом включаются в  нее и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей  наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться  до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный  предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

 С детьми этой группы можно  организовывать игры, в которых  необходимо выполнить достаточно  сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница», либо  совершать простые действия, от  точности и аккуратности, которых  будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки») .

  При проведении игр показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу  понимают суть игры и не слишком  охотно переключаются на новую для  них деятельность. Сначала они  держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая сначала  в ней пассивную роль, он постепенно заряжается от взрослого и сверстников  интересом к игре, и, через некоторое  время, начинает сам проявлять инициативу.

  Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, результат которых будет зависеть от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбаки и рыбки», от внимания («Водяной») .

 Чтобы заинтересовать детей,  вместо дежурных слов «А сейчас  мы будем играть в … »  можно «нарисовать» яркую картинку предстоящего действия.

 Иногда, полезно сыграть на  самолюбие детей, выразив сомнения  в их силе и ловкости (но  в конце игры не забыть признать  ошибочность своих сомнений, похвалив  смелость, быстроту и точность  движений каждого ребенка) .

  В результате детского самоощущения проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую, вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробо-вать еще раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится! ».

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне  со сверстниками. Даже при многократном повторении игры, они, из-за страха перед  своей неумелостью, не справляются  с заданием.

 Такие дети нуждаются в  личном контакте с взрослым, в  его внимании, поощрении. Коллективная  игра с ними не эффективна. Для нормального психологического  и личностного развития этих  детей их необходимо сначала  включать в игру с двумя-тремя  медлительными детьми, а затем  в это игровое сообщество добавлять  одного-двух ровесников активнее. В дальнейшем надо не усложнять  содержание игр, а постепенно  наращивать их темп.

  Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своем самоощущении перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится! ».

  Игры «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки» – наиболее подходящие для данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Оценивая вместе с взрослыми  действия сверстников и их ошибки в игре, ребёнок не только лучше  усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчёты. Играя  по правилам, дети завоёвывают одобрение  взрослого, признание и уважение сверстников.

Педагогически грамотное распределение ролей.

 Один из ответственных моментов  в детских играх – распределение  ролей. Для многих подвижных  игр требуются капитаны, водящие,  то есть водящие роли. Игровая  практика накопила немало демократических  примеров распределения ролей,  таких как: жеребьёвка, считалки, бросание кубиков с цифрами  и т. п. 

Для педагога при распределении ролей важно:

- Помочь неавторитетным укрепить  свой авторитет; неактивным - проявить  активность; недисциплинированным - стать  организованными; новичками или  детям, сторонящимся коллектива  сверстников - сдружиться со всеми. 

- Объяснить значимость не только  командных, но и второстепенных ролей.

- Предусмотреть активное участие  детей в игре: ребенок выйдет  из игры, если ему нечего делать.

- Не использовать в игре отрицательные  роли.

Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма  в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно  рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и  социального развития дошкольников. Все дело в знании методических и  психолого-педагогических аспектов руководства  подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социальнозначимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

Информация о работе Национальные подвижные игры как средство оздоровительной работы