Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:50, реферат
Цель работы: рассмотреть основные направления развития информатики, изучить суть каждого из них, понять их принадлежность к той или иной науке.
Введение..................................................................................................3
Часть 1. История развития информатики..............................................4
1.1 Предыстория информатики……………………………..................4
1.2 История информатики. Развитие ЭВМ…………...........................5
1.3 Современное понимание термина «информатика»........................8
Часть 2. Основные направления развития информатики……………10
2.1 Теоретическая информатика............................................................10
2.2 Техническая информатика……………………………....................12
2.3 Социальная информатика.................................................................13
Заключение.............................................................................................14
Библиографический список................................................................15
(название учебного заведения)
Реферат
Основные направления развития информатики
Работу выполнил: Ишмаев А.Ю.
Факультет:
Специальность:
Курс: I
Научный руководитель
Рязань 2013г.
Содержание
Введение...................... |
3 |
Часть 1. История развития
информатики................... |
4 |
1.1 Предыстория информатики………………… |
4 |
1.2 История информатики.
Развитие ЭВМ………….............. |
5 |
1.3 Современное понимание
термина «информатика»......... |
8 |
Часть 2. Основные направления развития информатики…………… |
10 |
2.1 Теоретическая информатика..... |
10 |
2.2 Техническая информатика……………………………........ |
12 |
2.3 Социальная информатика........ |
13 |
Заключение.................... |
14 |
Библиографический
список........................ |
15 |
Введение.
Актуальность темы. Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Поэтому возник вопрос о создании целой системы знаний об информатике в разных отраслях. Проще говоря, для более быстрого развития и лучшего результата деятельности современного научного общества, практически каждая наука была тесно связана с информатикой.
В настоящее время в развитии информатики можно насчитать более двадцати основных направлений. Это обусловлено необходимостью создать более образованное и высококвалифицированное общество.
Цель работы: рассмотреть основные направления развития информатики, изучить суть каждого из них, понять их принадлежность к той или иной науке.
Задачи работы:
Часть 1. История развития информатики.
1.1 Предыстория информатики.
Информатика как наука стала развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 1950-е гг. создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, т.е. благоприятную среду для ее развития как науки. Всю историю информатики принято подразделять на два больших этапа: предысторию и историю.
Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории также выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием, по сравнению с предыдущим этапом, возможностей хранения, передачи и обработки информации.
Начальный этап предыстории информатики – освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стали специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Второй этап – возникновение письменности. На этом этапе резко возросли возможности хранения информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность и как средство передачи информации. Кроме того, возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук (вспомним, например, Древнюю Грецию). С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия «натуральное число». Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.
Третий этап – книгопечатание. Его можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличивалась возможность хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник – это часто один-единственный экземпляр, печатная книга – это целый тираж экземпляров, а следовательно и малая вероятность потери информации при хранении), сколько повысилась доступность информации и точность ее воспроизведения.1
Четвертый (последний) этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации – фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).2
1.2 История информатики. Развитие ЭВМ.
До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин. Для такой привязки имеется несколько причин. Во-первых, сам термин «информатика» появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под ним понималась наука о вычислениях (первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов). Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме. Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этом состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки.
После второй мировой войны возникла и начала бурно развиваться кибернетика (этот термин использовали вместо термина «информатика», хотя на сегодняшний день это разные понятия) как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 году американским математиком Норбертом Винером, ставшей знаменитой книги «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». В этой работе были показаны пути создания общей теории управления и заложены основы методов рассмотрения проблем управления и связи для различных систем с единой точки зрения. Развиваясь одновременно с развитием электронно-вычислительных машин, кибернетика со временем превращалась в более общую науку о преобразовании информации. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой системой воспринимаются от окружающей среды (входная информация X), выдаются в окружающую среду (выходная информация У), а также хранятся в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z).
Развитие кибернетики в нашей стране встретило идеологические препятствия. Как писал академик А.И.Берг: «... в 1955-57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значения и возможностей кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, привело к задержке в разработке многих теоретических положений и даже самих электронных машин». Достаточно сказать, что еще в философском словаре 1959 года издания кибернетика характеризовалась как «буржуазная лженаука». Причиной этому послужили, с одной стороны, недооценка новой бурно развивающейся науки отдельными учеными «классического» направления, с другой – неумеренное пустословие тех, кто вместо активной разработки конкретных проблем кибернетики в различных областях спекулировал на полуфантастических прогнозах о безграничных возможностях кибернетики, дискредитируя тем самым эту науку.
Дело к тому же осложнялось тем, что развитие отечественной кибернетики на протяжении многих лет сопровождалось серьезными трудностями в реализации крупных государственных проектов, например, создания автоматизированных систем управления (АСУ). Однако за это время удалось накопить значительный опыт создания информационных систем и систем управления технико-экономическими объектами. Требовалось выделить из кибернетики здоровее научное и техническое ядро и консолидировать силы для развития нового движения к давно уже стоящим глобальным целям.
Подойдем сейчас к
этому вопросу с
Попытку определить, что же такое современная информатика, сделал в 1978 году Международный конгресс по информатике: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия».3
Различай информатику и
Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Информатика занимается
изучением процессов
1.3 Современное понимание термина «информатика».
На сегодняшний день информатик
Часть 2. Основные направления развития информатики.
2.1 Теоретическая информатика.
Можно выделить основные направления развития информатики: теоретическая информатика, техническая и социальная.
Основные цели теоретической информатики – развитие общей теории создания, переработки и хранения информации; изучение ее структуры и свойств; разработка теоретических проблем организации систем обработки информации; выяснение закономерностей, в соответствии, с которыми происходит создание семантической информации, ее преобразование, передача и использование в различных сферах деятельности человека; разработка современных методов расчета на ЭВМ; открытие общих законов, лежащих в основе переработки информации; изучение сложных взаимосвязей в системе “человек – ЭВМ”, а также взаимного влияния социальных факторов и развития информационных технологий.
Сама теоретическая информатика распадается на ряд самостоятельных дисциплин. По степени близости решаемых задач их можно условно разделить на пять классов.
К первому классу относятся дисциплины, опирающиеся
на математическую
логику. В них разрабатываются
различные методы, (теория алгоритмов, теория
Информация о работе Основные направления развития информатики