Основные направления развития информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные направления развития информатики, изучить суть каждого из них, понять их принадлежность к той или иной науке.

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
Часть 1. История развития информатики..............................................4
1.1 Предыстория информатики……………………………..................4
1.2 История информатики. Развитие ЭВМ…………...........................5
1.3 Современное понимание термина «информатика»........................8
Часть 2. Основные направления развития информатики……………10
2.1 Теоретическая информатика............................................................10
2.2 Техническая информатика……………………………....................12
2.3 Социальная информатика.................................................................13
Заключение.............................................................................................14
Библиографический список................................................................15

Файлы: 1 файл

информатика.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Процедуры, реализуемые компьютером, есть алгоритмы, описанные в виде программ. Чтобы составить программу, необходимо разработать специальные приемы решения задач. Раньше математики не заботились о возможности перевода своих методов решения задач в такую форму, которая допускает программирование, т. е. перевод в программы, реализуемые на вычислительной машине. В результате развития устройств, автоматизирующих вычисления, появились современные компьютеры, и это стимулировало развитие в математике специальных приемов и методов решения задач. Так возникли дисциплины, лежащие на границе между дискретной математикой и теоретической информатикой. Это вычислительная математика и вычислительная геометрия. Слово "вычислительная" подчеркивает, что эти науки направлены на создание методов, ориентированных на реализацию в компьютерах.

Специально изучением  информации как таковой (т. е. в виде абстрактного объекта, лишенного конкретного  содержания), выявлением общих свойств  информации, законов, управляющих ее рождением, развитием и уничтожением, занимается теория информации. К этой науке близко примыкает теория кодирования, в задачу которой входит изучение тех форм, в которые может быть "отлито" содержание любой конкретной информационной единицы (передаваемого сообщения, гранулы знаний и т. п.).

Переход от реальных объектов к моделям, которые можно использовать для изучения и реализации в компьютерах, требует развития особых приемов. Их изучением занимается системный анализ  — наука, возникшая в 60-е годы ХХ века. Системный анализ изучает структуру реальных объектов и дает способы их формализованного описания. Частью системного анализа является общая теория систем, изучающая самые разнообразные по характеру системы с единых позиций. Системный анализ занимает пограничное положение между теоретической информатикой и кибернетикой.

Такое же пограничное  положение занимают еще две дисциплины. Имитационное моделирование — одна из них. В этой науке создаются и используются специальные приемы воспроизведения процессов, протекающих в реальных объектах, в тех моделях этих объектов, которые реализуются в вычислительных машинах. Вторая наука — теория массового обслуживания изучает специальный, но весьма широкий класс моделей передачи и переработки информации, так называемые системы массового обслуживания.

Последний класс дисциплин, входящих в теоретическую информатику, ориентирован на использование информации для принятия решений в самых различных ситуациях, встречающихся в окружающем нас мире. Сюда, прежде всего, входит  теория принятия решений, изучающая общие схемы, используемые людьми при выборе нужного им решения из множества альтернативных возможностей. Такой выбор часто происходит в условиях конфликта или противоборства. Модели такого типа изучаются в теории игр.

Всегда хочется среди  всех возможных решений выбрать  наилучшее или близкое к такому. Проблемы, возникающие при решении этой задачи, изучаются в дисциплине, получившей название математическое программирование (не следует путать с программированием для компьютеров, слово "программирование" здесь употребляется в ином смысле). При организации поведения, ведущего к нужной цели, принимать решения приходится многократно. Поэтому выбор отдельных решений должен подчиняться единому плану. Изучением способов построения таких планов и их использованием для достижения поставленных целей занимается еще одна научная дисциплина — исследование операций. В этой же науке изучаются и способы организации различного рода процессов, ведущих к получению нужных результатов.

 

2.2 Техническая информатика.

Техническая информатика  – отрасль народного хозяйства, основанная на «индустрии» информатики; она включает в себя разработку структуры, принципов конструкции автоматизированных систем обработки информации, создание вычислительной техники новых поколений (в том числе персональных компьютеров), математического обеспечения, эксплуатацию средств обработки создание гибких технологических систем, роботов, а также другие проблемы связанные с адаптацией человека к новой информационной технологии. К информатике относят и область искусственного интеллекта, содержащую как теоретические, так и технические аспекты.6

 

2.3 Социальная информатика.

Социальная информатика – междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества.

На современном этапе  основной целью социальной информатики  является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.

Основные задачи социальной информатики:

  • изучение основных концепций информатизации общества;
  • анализ современных тенденций развития общества знаний, технологий Веб 2.0;
  • освоение информационных технологий, необходимых для профессиональной деятельности социолога;
  • знакомство с современными технологиями Веб – аналитики и социологии интернета.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проследив историю развития информатики и изучив основные направления её развития, можно сделать вывод, что информатика – слуга других наук, техники и производства. Она снабжает их методами исследования. Но пока – это методы, в основном заимствованные ею из других областей: математической статистики, вычислительной математики, теория игр, графов, исследование операций, математического программирования и другие. Развитие этих дисциплин вызывает к жизни новые методы исследований, а также способствует качественному изменению уже известных методов. Выяснение вопроса о сущности информатики было бы не полным без рассмотрения связи этой комплексной области знания и практической деятельности с другими науками, и прежде всего, с кибернетикой, теории информации, математикой. Обычно не легко установить точную границу между различными дисциплинами. Информатику не верно было бы отождествлять с кибернетикой. Основанная на кибернетике, она стимулировалась такими важнейшими процессами современного научного развития, как математизация научного знания, его интеграция, изменения научного мышления эпохи, системный подход. Кроме того, имели место факторы, связанные с социальными процессами. Это, прежде всего возрастание объема информации и ее роли в социальном развитии. Информатика синтезирует достижения точных наук и технологически применяет их к управлению социальными (прежде всего производственно - технологическими и экономическими) объектами. Для этого она использует элементы точного математического анализа, моделирования, оптимизации, инженерного расчета и другие конструктивные элементы в социальном управлении. Благодаря информатике социальное управление превращается в область научно-технической (инженерной) деятельности, оставаясь вместе с тем областью применения достижений социальных наук.

 

 

Библиографический список.

  1. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев «Общая информатика».
  2. http://school.iot.ru
  3. http://soc-inform4.narod.ru
  4. http://infi.info
  5. http://sdo.uspi.ru

1 Многие ВУЗы находят правильный выход из этого противоречия, вводя двойную специализацию: социолог-психолог, социолог-политолог, социолог-маркетолог и т.д.(пример ссылки)

2 С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев, История развития информатики. М:Общая информатика, 2003, С. 22 - 25

3 http://sdo.uspi.ru, 29.09.2012

4 Инструкция по проведению фокус-групп. М.: Национальный демократический институт международных отношений. 1995. С. 8-11, 19.(пример сноски)

5 http://infi.info, 29.09.2012

6 http://school.iot.ru, 30.09.2012

7 http://soc-inform4.narod.ru, 01.10.2012




Информация о работе Основные направления развития информатики