Основные положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обусловлена неотложной потребностью в создании эффективных механизмов обеспечения прав ребенка на информационную безопасность в условиях современного информационного пространства путем защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, полноценному нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию. «Необходимость принятия данного закона объясняется особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию.

Содержание работы

Общие сведения о законопроекте
Основные положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Особенности информационного законодательства
О защите детей
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования «Южно-Уральский  государственный университет» (национальный исследовательский университет) Юридический  факультет

Контрольная работа

Основные положения  Федерального закона

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса гр. Юм 144

Миллер  Марина Шамильевна

Преподаватель: Минбалеев Алексей Владимирович доктор юридических наук

Дата сдачи: г.

Оценка: 

 

 

 

Челябинск 2013 г.

 

 

 

 

Содержание: 

 

  1. Общие сведения о законопроекте
  2. Основные положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  3. Особенности информационного законодательства
  4. О защите детей
  5. Выводы

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие сведения  о законопроекте

Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  обусловлена неотложной потребностью в создании  эффективных механизмов обеспечения прав ребенка на информационную безопасность в условиях современного информационного пространства путем защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, полноценному нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию.  «Необходимость принятия данного закона объясняется особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию.

Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте  рекламной продукции, электронных  и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и  материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному  поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в совершение преступлений, иных антиобщественных и противоправных деяний», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

 

2. Основные положения  Федерального закона «О защите  детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию»

Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» состоит из 23 статей, объединенных в семь глав.

Глава 1 «Общие положения» объединяет статьи 1-5 и включает перечень основных понятий, используемых в законе, устанавливает сферу действия и принципы правового регулирования.

Глава 2 «Классификация информационной продукции»  состоит из статей с 6 по 10-ую и дает классификацию информационной продукции и присвоения ей возрастного ценза, то есть определения той возрастной категории, для которой показ или использование информационной продукции не причинит вреда здоровью и(или) развитию.

Глава 3  «Требование к обороту информационной продукции» состоит из статей с 11 по 16-ую в которых определены общие требования  к обороту, обозначению категорий информационной продукции, знакам, распространению информации через СМИ и интернет, а так же дополнительные требования.

Глава 4 «Экспертиза информационной продукции»  включены статьи с 17 по 19-ую, общие требования к экспертизе, экспертному заключению и правовые последствия экспертизы.

Глава 5 «Контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» объединяет статьи 20 и 21, которые определяют государственный и общественный контроль.

Глава 6 «Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»  состоит из статьи 22, регламентирует ответственность за нарушение законодательства.

Глава 7 «Заключительные положения» состоит из статьи 23, определяет порядок вступления в силу закона.

В соответствии с Законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, отнесена информация, запрещенная для распространения  среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной  для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая  детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в  том числе к причинению вреда  своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей  определенных возрастных категорий, относится  информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного  действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Общие требования к обороту  информационной продукции указаны  в ст. 11 указанного Закона. Требования к административным и организационным  мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом  исполнительной власти. Так, установлено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную  для распространения среди детей, по общему правилу не допускается. Случаи, когда это допустимо, прямо предусмотрены  ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Так, оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную  для распространения среди детей  в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических  и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. 
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:

- учебников и учебных  пособий, рекомендуемых или допускаемых  к использованию в образовательном  процессе в соответствии с  законодательством РФ в области образования;

- телепрограмм, телепередач,  транслируемых в эфире без предварительной записи;

- информационной продукции,  распространяемой посредством радиовещания;

- информационной продукции,  демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

- периодических печатных  изданий, специализирующихся на  распространении информации общественно-политического  или производственно-практического характера.

До начала демонстрации посредством  зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции  для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается  на афишах и иных объявлениях о  проведении зрелищного мероприятия, а  также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

Демонстрация посредством  зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную  для распространения среди детей, предваряется непосредственно перед  началом зрелищного мероприятия  звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия  на такой демонстрации детей соответствующих  возрастных категорий. В прокатном  удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции. 

  1. Особенности информационного законодательства

Развитие новых технологий и  форм распространения информации уже  давно обеспечили детям доступ к  разнообразным источникам информации, в том числе с потенциально опасным содержанием для незрелой детской психики. Компьютер и  Интернет – самые популярные игрушки  для современных детей.

Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная РФ в 1990 г., устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Забота о нравственном и физическом здоровье детей проводится в разных направлениях. Одним из них является информационное законодательство.

В конце прошлого года был принят федеральный закон «О защите детей  от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон содержит классификацию видов информации, а также правила оборота информационной продукции для детей.

Из сферы действия закона исключена  информационная продукция, содержащая научную, научно-техническую, статистическую информацию; информацию, доступ к которой  не может быть ограничен; информационную продукцию, имеющую значительную художественную, историческую и иную культурную ценность для общества; а также реклама.

Исключение коммерческой информации как потенциально возможной нанести  вред информационной безопасности ребенка  вызывает недоумение. Дети – активные потребители рекламы. Малыши смотрят  рекламные ролики с не меньшим  интересом, чем мультики.

В законе о рекламе есть норма, защищающая несовершеннолетних. Однако тот факт, что законодатель не попытался объединить нормы двух законов хотя бы простой  ссылкой на закон о рекламе, на мой взгляд, значительное упущение. Многие положения указанных законов повторяются, но требования закона о рекламе более узкие и ограничены лишь несколькими статьями.

Так, в законе о рекламе говорится, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и  недостатком опыта в рекламе  не допускаются:

1) дискредитация родителей и  воспитателей, подрыв доверия к  ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних  к тому, чтобы они убедили родителей  или других лиц приобрести  рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних  искаженного представления о  доступности товара для семьи  с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних  впечатления о том, что обладание  рекламируемым товаром ставит  их в предпочтительное положение  перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности  у несовершеннолетних, не обладающих  рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в  опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых  для использования рекламируемого  товара навыков у несовершеннолетних  той возрастной группы, для которой  этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних  комплекса неполноценности, связанного  с их внешней непривлекательностью.

Положения о защите прав несовершеннолетних содержаться и в других нормах закона о рекламе. Например, реклама  алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна обращаться к несовершеннолетним, а  также использовать образы несовершеннолетних.

Такая реклама не должна размещаться  в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, пива и табачных изделий допускается  только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной  продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством  Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче  образцов алкогольной продукции  запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

В законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к запрещенной для распространения  информации относится информация;

1) побуждающая детей к совершению действии, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

Информация о работе Основные положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»