Основные понятия дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:27, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ и выявление особенностей применения мультимедийных средств в современных системах дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1 Проанализировать состояние дистанционного обучения в современном обществе и выявить его основные особенности в условиях новой технологической парадигмы;
2 Определить основные тенденции и особенности применении мультимедийных средств в дистанционном обучении в высшей школе н дополнительном профессиональном обучении;
3 Изучить структуру современных коммуникаций в условиях интерактивной мультимедийной среды;
4 Проанализировать особенности представления и восприятия информации в мультимедийной среде;
5 Изучить жанровую и тематическую структуру мультимедийных средств, применяющихся в системе дистанционного обучения.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия дистанционного обучения
1.1 Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы 6
1.2 Технологические основы дистанционного обучения 7
1.3 Организационно-методические и организационно-технологические модели дистанционного обучения 9
1.4 Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии 11

Файлы: 1 файл

Создание мультимедийных средств для дистанционного обучения.docx

— 105.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

  1. Основные понятия дистанционного обучения
    1. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы 6
    2. Технологические основы дистанционного обучения 7
    3. Организационно-методические и организационно-технологические модели дистанционного обучения 9
    4. Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии 11

 

Введение

 

На этапе построения информационного общества современные технологии - в особенности Интернет - являются неотъемлемой частью развития коммуникационной среды.

За последнее десятилетие на этой базе возникли новые электронные средства массовой информации (СМИ) с возможностями более широкими и отличными от телевидения и радио эпохи аналогового сигнала. Они приобретают все больше значение и расширяют свою аудиторию. Одновременно развиваются и системы, связанные с дистанционным образованием, основой которых являются новые коммуникативные средства. Они не только изменяют облик информационного пространства, но и создают особые условия для формирования современной системы дистанционного обучения.

Практически единственным средством донесения до аудитории образовательной информации в системе дистанционного обучения являются мультимедийные средства, реализованные в рамках технологий сети Интернет. В связи с тем, что само дистанционное обучение и мультимедийные средства находятся в стадии развития, эта проблематика лежит в сфере широких научных интересов.

Очевидно, что мультимедийные средства, применяемые в журналистике, идентичны средствам, применяемым в системе обучения. Отличие заключается в их использовании. Подобно тому, как в свое время тщательно изучалось учебное телевидение, как особый его сегмент во всей широте жанров, методов и средств, сформировалась ситуация изучения мультимедиа в контексте и образования и массовой коммуникации.

В современной научной литературе глубоко исследовано само понятие «мультимедиа» как новое коммуникативное и эстетическое явление. Однако применение мультимедийных средств в дистанционном обучении практически не описано. Описание системы мультимедийных средств, активно используемых в дистанционном обучении, является новым и важным для понимания жанровой структуры, его социогенной природы, интерактивности и виртуальности.

Таким образом, исследование многообразия свойств и особенностей применения мультимедийных средств в дистанционном обучении в рамках современной цифровой среды актуальна.

Проблема современного дистанционного обучения находится в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Дистанционное обучение, существующее сегодня в рамках различных технологий базируется на современных телекоммуникациях, мультимедийных средствах, опыте и методиках традиционного обучения, знаниях и наработках учебно-образовательного телевидения.

Анализу применения телевидения и радио в системе образования, посвящен ряд работ с разной степенью обобщения и научного осмысления. Так, практические вопросы использования телевидения и радио в высшей и средней школах нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как Д.А. Божедаров, B.B. Егоров, Э.М. Ефимов, В.Н. Кузнецов, O.P. Самарцев, A.M. Тихонов и др.

Современным дистанционным обучением занимались: Anderson T.D., Clark T., Detweiler R., Dillon С., Ilillman D., Jensen Bob, Р.В. Ардовская, В.П. Бакалов, Б.С. Батыгин, A.B. Диков, Д.А. Иванченко, Ю.В. Исаев, В.И. Канаев, Г.Е. Кедрова, И. Комарова, М.Д. Кондратова, Л.А. Коханова, Д.А. Матеев, В.В. Муромцев, Н.С. Прохорова, Б.М. Сапунов и др.

Исследователи системы дистанционного образования В.П. Бакалов, Б.И. Крук, О.Б. Журавлева, рассматривая ее развитие, считают, что «дистанционная форма образования не является альтернативой складывавшейся веками традиционной форме. Первая дополняет вторую, расширяя возможности для получения образования широким слоям населения».

Наиболее яркими западными исследователями социальных отношений и взаимоотношений в Интернете и других информационных технологий в информационном обществе являются: Н. Бейм, М. Кастельс, М. Маклюэн, X. Рейнгольд, Ш. Тракл, Ф. Уэбстер и др.

Исследованию различных мультимедийных средств, входящих и нашу жизнь, посвящены работы: Д.В. Армеева, И.А. Ильиной, A.A. Калмыкова, М. Кастельса, Л.А. Кругловой и др.

При этом анализ имеющейся научной литературы показывает, что тема «Создание мультимедийных обучающих средств для дистанционного обучения» изучена недостаточно. Кроме того, процесс осмысления новых средств в рамках развивающейся мультимедийной среды происходит с запозданием относительно скорости внедрения новых информационных технологий как в практику обучения, так и в массовую коммуникацию.

Высказанные соображения определили формулировку проблемы –изучение мультимедийных средств как средства дистанционного обучения, выбор объекта и предмета настоящего исследования.

Объектом исследования являются мультимедийные средства, используемые в дистанционном обучении.

Предметом исследования являются функционирование и формы мультимедийного контента, используемые в сфере дистанционного обучения.

Целью дипломной работы является анализ и выявление особенностей применения мультимедийных средств в современных системах дистанционного обучения.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние дистанционного обучения в современном обществе и выявить его основные особенности в условиях новой технологической парадигмы;
  2. Определить основные тенденции и особенности применении мультимедийных средств в дистанционном обучении в высшей школе н дополнительном профессиональном обучении;
  3. Изучить структуру современных коммуникаций в условиях интерактивной мультимедийной среды;
  4. Проанализировать особенности представления и восприятия информации в мультимедийной среде;
  5. Изучить жанровую и тематическую структуру мультимедийных средств, применяющихся в системе дистанционного обучения.

В соответствии с поставленной в дипломной работе задачей и в связи с возросшим научным интересом отечественных и зарубежных исследователей к проблеме применения комплекса современных мультимедийных средств, а также форм представления информации в мультимедийной среде избрана методология исследования, основанная на системном анализе. В рамках исследования жанровой и тематической структуры используются элементы контент-анализа и анализа дискурсов. Для изучения общего состояния интеграции мультимедиа средств в системе дистанционного обучения использовались методы ретроспективного анализа, описательные и сравнительные методики. Таким образом, методология носит научный характер и позволяет оптимально подойти к изучению заявленного в дипломной работе предмета.

Методологически дипломная работа основана на базовых положениях теории и практики журналистики, трудах по философии и психологии, этике н эстетике телевидения, социологии и лингвистике, истории отечественного и зарубежного телевидения, работах по теоретическим и практическим вопросам применения телевидения в системе образования, на теории и практике дистанционного и традиционного обучения.

Научная новизна дипломной работы заключается в анализе мультимедийных средств в дистанционном обучении, выявлении особенностей дистанционного представления н восприятия информации, формировании рекомендаций по использованию мультимедийных средств в дистанционном обучении.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

1 Основные понятия дистанционного обучения

 

 

1.1 Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль ректора ВУЗа, деканов и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, т.к. в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в Казахстане. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки обучения в ВУЗах).

Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа таковы, что они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, вест учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в Казахстане получили интенсивное развитие. Министерством образования РК разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI века. В мире на нее сделана огромная ставка. Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование – это и есть открытое образование. Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».

 

 

1.2 Технологические основы дистанционного обучения

 

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности, используемых в системе дистанционного обучения (СДО) программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

Информация о работе Основные понятия дистанционного обучения