Основные понятия дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:27, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ и выявление особенностей применения мультимедийных средств в современных системах дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1 Проанализировать состояние дистанционного обучения в современном обществе и выявить его основные особенности в условиях новой технологической парадигмы;
2 Определить основные тенденции и особенности применении мультимедийных средств в дистанционном обучении в высшей школе н дополнительном профессиональном обучении;
3 Изучить структуру современных коммуникаций в условиях интерактивной мультимедийной среды;
4 Проанализировать особенности представления и восприятия информации в мультимедийной среде;
5 Изучить жанровую и тематическую структуру мультимедийных средств, применяющихся в системе дистанционного обучения.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия дистанционного обучения
1.1 Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы 6
1.2 Технологические основы дистанционного обучения 7
1.3 Организационно-методические и организационно-технологические модели дистанционного обучения 9
1.4 Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии 11

Файлы: 1 файл

Создание мультимедийных средств для дистанционного обучения.docx

— 105.52 Кб (Скачать файл)

Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины.

Данный режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1,25 миллиона.

Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.

В конце 80-х гг. в Казахстане технологии необходимые для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в ВУЗах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных доступных через глобальные компьютерные сети.

Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония).

В Казахстане экономическая и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности.

Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в Казахстане в виде применения асинхронной электронной почты.

Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в казахстанских ВУЗах (Таблица 1).

 

 

Таблица 1

Технология

Характеристики

Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты).

Низкая коммуникационная интерактивность;

Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых;

Хорошо известны методики разработки учебных материалов;

Высокая долговечность.

Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта.

Средняя степень интерактивности;

Наиболее развитая инфраструктура;

Низкая стоимость.

Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени.

Высокая степень интерактивности;

Наиболее развитая в мире инфраструктура сети;

Использование широко распространенных платформ компьютеров;

Низкая стоимость.

Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии.

Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения;

Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом;

Высокая стоимость.

Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу.

Высокая степень интерактивности;

Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука;

Высокая стоимость.


 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Агеев В.Н. Узилевский Г.Я. Исследование гипертекстовых систем с позиции конечного пользователя // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование и реализация. - 1993. - №4

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984

  1. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика, №1, 1995

  1. Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. - М.: Книга, 1972. - 104 с.

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 228 с.

  1. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова А. Компьютерные технологии в образовании // Высшее образование в России, №3, 1996

  1. Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование. – 2001. - № 4. – С. 65-67

  1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2003

  1. Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Коршунов С.В., Макаров С.И., Можаева Г.В., Нежурина М.И., Позднеев Б.М., Роберт И.В., Соловов А.В., Теслинов А.Г., Щенников С.А. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий // Томск: Изд-во Томского университета, 2002

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 336 с.

  1. Блинов А. Необузданная стихия мультимедиа, КомпьютерПресс 1996, № 12

  1. Бондаренко Е.А. Медиаобразование и проблемы преподавания искусства//Педагогика искусства в творческих поисках. М., 1996

  1. Борзенко А.Е., Фёдоров А.Г. Мультимедиа для всех. – 2-е изд. – М.: КомпьютерПресс, 1996. – 252с.

  1. Ботт, Э. Microsoft Office для Windows 95 / Пер. с англ. В.А. Гребнева, под ред. С. Молявко. – 2-е изд. – М.: БИНОМ, 1997. – 512 с.

  1. Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям // Информатика и образование, - 2000, №2. C. 71-77.

  1. Брэдли Ф. Шимми. Эффективное использование электронной почты. Серия «Enter». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 304 с.

  1. Булгаков М.В., Внотченко С.С., Гридина Е.Г. Реализация каталога образовательных Интернет-ресурсов федерального портала «Российское образование» // Интернет-порталы: содержание и технологи: Сб. науч. ст. Вып. 1. ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2003

  1. Вакулюк В., Мультимедийные технологии в учебном процессе. /Высшее образование в России, 2003, №2

  1. Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие.- Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999 – 64 с.

  1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Информатика, 1995. -220 с.

  1. Гаврилова Т.А., Зудилова Е.В., Ильясов М.З. Интеллектуальные и обучающие системы. Учебное пособие. - СПб: Петербургский гос. техн. ун-т, 1996. - 109 с.

  1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования; Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

  1. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии // Педагогика. 1998, №2

  1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2002

  1. Джонассен Дэвид X. Компьютеры как инструмент познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. - 1996. - № 4. - C.117-131.

  1. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

  1. Долгушин С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004 – 187 с.

  1. Долгушин С.Л. Музыка моего отечества. Русская музыкальная культура XIX века. Шестой класс общеобразовательной школы: Учебное пособие - Омск: Мир музыки, 2006. – 228 с.

  1. Донец (Каруна) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. – 2002, № 1. – С. 47-50.

  1. Дузбаева Р.М. Интерактивное обучение и мультимедийные технологии при изучении информатики в КБТУ. //Состояние и перспективы совершенствования методики преподавания естественно научных дисциплин. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию АГУ им. Абая.–Алматы: АГУ им. Абая, 2003

  1. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век. http://www/academiaxxi/ru/meth_papers/AO_recom_t/htm

  1. Иваненко А.Е., Лапина E.H. Перспективы применения мультимедиа в картографии, Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка, 1995, № 5-6
  2. Иваненко А.Е., Лапина Е. Н. Аппаратные средства для создания мультимедиа-продуктов. Компоненты и устройства мультимедиа, Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка, 1997, №5-6
  1. Ингенблек В. Все о мультимедиа. – Киев: BHV, 1996. – 352 с.

  1. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000

  1. Информационные технологии в образовании и науке. Научно-технический отчет (УДК 378, ГРНТИ 14.35.07, 14.01.85.Шифр П.И.516). Томск, 1998

  1. Козлов О.А., Солодова Е.А., Холодов Е.Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С. 97-99.

  1. Колесник Д., Лепская Н.А. Компьютер в художественном образовании. М., 1993.

  1. Колесниченко О.В. Аппаратные средства PC: Энциклопедия аппаратных ресурсов персональных компьютеров. – 3-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 1999. – 800 с.

  1. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. – СПб:БХВ – Санкт-Петербург, 1999, С. 108-115

  1. Куприенко В.Д., Мещерин И.В. Педагогические программные средства: Методические рекомендации для разработчиков ППС. / Омский ГПИ им. А.М. Горького, Омск, 1991

  1. Материалы 3-го Международного форума «Информатизация Казахстана и стран СНГ», Алматы, 2004

  1. Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002

  1. Монастырев П., Аленичева Е. Этапы создания электронных учебников. // Высшее образование в России. № 5, 2001

  1. Мультимедиа / Под ред. А.И. Петренко. - М.: БИНОМ, 1994. - 272 с.

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее // Мысль. 2009 (№11) - С.8

  1. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.

  1. Нельсон Т. Информационные системы будущего. – М.: Воениздат, 1970

  1. Нетесов Р. Эпоха мультимедиа, Stereo&Video, 1996, № 3
  1. Нефотореалистичная компьютерная графика. Моделирование, рендеринг, анимация: Томас Строзотт, Штефан Шлехтвег — Москва, КУДИЦ-Образ, 2005 г.- 416 с.

Информация о работе Основные понятия дистанционного обучения