Основные типы информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Наиболее широко информационные системы используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях. Цель работы – ознакомиться с основными идеями, связанных с использованием информационных систем, с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….……3
Информационные системы………………………………………….…...……..4
Понятие информационной системы……………………………...….……………………….4
Этапы развития информационных систем………………………………..……………....6
Процессы в информационной системе………………………………………………….…..8
Что можно ожидать от внедрения информационных систем………………….9
2. Примеры информационных систем……………………...……………….………10
2.1 Информационная система по отысканию рыночных ниш……………………...11
2.2 Информационные системы, ускоряющие потоки товаров………………….…...11
2.3 Информационные системы по снижению издержек производства…………12
2.4 Информационные системы автоматизации технологии………………………....12
3. Структура и классификация информационных систем……………………………….……14
4. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач…………………………………………………………………………………...21
5. Прочие классификации информационных систем………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………29
Литература…………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ITU_KURSOVAYa.docx

— 157.36 Кб (Скачать файл)

Создание и использование  информационной системы для любой  организации нацелены на решение  следующих задач.

1. Структура информационной  системы, ее функциональное назначение  должны соответствовать целям,  стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный  бизнес; в государственном предприятии  - решение социальных и экономических  задач.

2. Информационная система  должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться  в соответствии с основными  социальными и этическими принципами.

3. Производство достоверной,  надежной, своевременной и систематизированной  информации.

Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой  организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа  структуры управления организацией.

2. Примеры информационных  систем

2.1 Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

- определять группы покупателей,  их состав и запросы, а затем  ориентироваться в своей стратегии  на наиболее многочисленную группу;

- посылать потенциальным  покупателям различные предложения,  рекламу, напоминания;

- предоставлять постоянным  покупателям товары и услуги  в кредит, со скидкой, с отсрочкой  платежей.

2.2 Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.

Менеджеры, делая выборки  по поступившим заказам, принимают  оперативные управленческие решения  по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким  образом, экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности  покупателей.

2.3 Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

2.4 Информационные системы автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Пример 3. Информационные система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

Пример 4. Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

    1. Структура и классификация информационных систем

Структура информационной системы

Типы обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы  составляет совокупность отдельных  ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать  как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем Рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем  обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное  и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение

Назначение подсистемы информационного  обеспечения состоит в современном  формировании и выдаче достоверной  информации для принятия управленческих решений.

Информационное  обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

  • к унифицированным системам документации;
  • к унифицированным формам документов различных уровней управления;
  • к составу и структуре реквизитов и показателей;
  • к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование  унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций  постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

  • чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
  • одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
  • работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
  • имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных  недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного  обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный  анализ, обеспечивает:

  • исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
  • классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться  вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для  принятия управленческих решений, а  какие нет. К каждому исполнителю  должна поступать только та информация, которая используется.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап - обследование  всех функциональных подразделений  фирмы с целью:

  • понять специфику и структуру ее деятельности;
  • построить схему информационных потоков:
  • проанализировать существующую систему документооборота;
  • определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап - построение концептуальной  информационно-логической модели  данных для обследованной на 1-м  этапе сферы деятельности. В этой  модели должны быть установлены  и оптимизированы все связи  между объектами и их реквизитами.  Информационно-логическая модель  является фундаментом, на котором  будет создана база данных.

  • ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
  • выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков,
  • совершенствование системы документооборота;
  • наличие и использование системы классификации и кодирования;
  • владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
  • создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

Комплекс технических  средств составляют:

  • компьютеры любых моделей;
  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
  • устройства передачи данных и линий связи;
  • оргтехника и устройства автоматического съема информации;
  • эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются  предварительный выбор технических  средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки  данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить  на три группы:

  • общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
  • специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
  • нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились  две основные формы организации  технического обеспечения (формы использования  технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое  обеспечение базируется на использовании  в информационной системе больших  ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических  средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах  непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует  считать, по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров  и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых  функциональных подсистем.

Математическое и программное  обеспечение

Математическое  и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Информация о работе Основные типы информационных систем