Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:19, реферат
Информационные ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют Информационный ресурс - это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее. Понятие информационный ресурс- это информация, которая имеет все свойства понят, «знания» в традиционно-философском смысле.
Особенности информационного ресурса 2
Формы и виды информационных ресурсов 4
Информатизация общества. Сущность и цели информатизации 5
Создание информационных структур 7
Формирование индустрии информатики 9
Развитие интеллектуального и информационного рынков 10
Перспективы перехода к информационному обществу 12
Список литературы 16
Речь идет о широком классе платной информации, в частности коммерческих услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы,
дискуссии, симпозиумы, референдумы, услуги городских справочных бюро, включая, сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену и продаже квартир, заказы билетов на транспорт, распределение мест в гостиницах, кинотеатрах, проведение телеигр, предоставление учебно-воспитательной информации, дневник новостей, полезные советы (рецепты, моды, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и т.д. и т.п. Мы вступаем в период «информационного половодья», которое нужно регулировать рыночным путем.
Известно, что товар как вещь, годная для потребления и обмена, явился исходным пунктом генезиса (происхождения, возникновения) капитала, а рынок выступил основой формирования индустриального общества. Точно так же интеллектуальный (информационный), товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным (интеллектуальным) рынком.
ПЕРСПЕКТЦВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
В настоящее
время стало ясно следующее: чтобы
та или иная страна могла занять достойное место
в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом
соревновании с другими странами, она
должна перестраивать и приспосабливать
свои структуры, приоритеты, ценности,
институты к требованиям индустриальной
ИТ. Экономические позиции той или
иной страны в начале - середине XXI в. будут
определяться такими новаторскими технологиями,
как, термоядерный синтез, биотехнология,
плазменные процессы, космическая связь
и др. Но их развитие, в свою очередь, зависит
от информатики. Нельзя представить себе
эффективное и надежное функционирование,
например, атомных станций или космической
связи без высокотехнологического, Т.е.
компьютерного информационно-
Страны Запада и Япония уже два десятилетия разрабатывают проблемы информатизации общества. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями. Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия, из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.
Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты,
подчинив этой цели основные ресурсы и усилия, из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.
В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информационных сетей и систем разного уровня, БД и т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных расходов. Американские системы компьютерной оборонной инициативы (КОН) и особенно стратегической оборонной инициативы (СОИ) базируются на развитых ИТ, которые, в свою очередь, предполагают информатизацию управления, науки, проектных разработок, всех систем выработки, принятия и поддержки решений.
Известно наше отставание от США в количестве и качестве парка ЭВМ, особенно суперЭВМ и ПЭВМ, и в развитии коммуникационных систем. Такое положение опасно, особенно если учесть оборонные аспекты информатизации.
Очень часто в литературе по информатике отмечается только наше отставание от Запада и США, совершенно замалчивается опыт СССР и советских ученых и специалистов в области информатизации. Этот опыт должен быть осмыслен, проанализирован, и из него необходимо сделать правильные выводы для условий сегодняшней действительности.
В конце 60-х годов в СССР под руководством В.М. Глушкова (Институт кибернетики Академии наук Украины), подчеркнем, в те же годы, что и на Западе, был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГ АС). Согласно концепции ОГ АС все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе. Суть этой основы выражалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и программно-техническую совместимость всех звеньев управления народным хозяйством. Комплексный подход состоит из возможности построения системы управления как единого целого путем определения главной деятельности системы и последующего развертывания ее в иерархическую структуру целей методом декомпозиции.
Осуществление такого подхода оказалось нереальным по следующим причинам: 1 .огромная масштабность и трудоемкость;
2.отсутствие в 60-х - начале 70-х годов математического аппарата системотехники;
3.отсутствие технических и программных средств; 4.сложившаяся в те годы организация и культура управления.
Одним словом, автоматизировать сразу все на голом месте, игнорируя естественную эволюцию любой системы - ее постепенное
наращивание и усложнение, - оказалось невозможным. В результате многолетних работ на разных территориях страны появилось множество информационно разобщенных ведомственных систем, функционирующих независимо друг от друга. Хотя, казалось бы, что в силу привязки всех отраслевых звеньев ОГАС к той или иной территории при формировании своих информационных баз они должны были использовать всестороннюю информацию о «своей» территории. Однако преобладание отраслевых (ведомственных) интересов над территориальными и ограниченность полномочий местных органов власти в вопросах управления территориями исключали появление таких стимулов.
В концепции информатизации нашей страны в конце 80-х годов указанные выше недостатки были в большей части устранены и во главу информатизации, был поставлен региональный принцип: создание развитой информационной среды будет происходить регионально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем.
К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.
Индустриализация
получения и обработки
К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь, проблему готовности населения к переходу в информационное: общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психофизиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, Т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.
Право вые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды
правонарушений, которые свойственны лишь информационной сфере.
Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике
информационного общества.
Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни
общества под воздействием информатизации. К этим проблемам также
можно отнести коммуникационные проблемы и проблемы гуманизации
развития инфосферы. '
К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концептуальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в каждом регионе.
Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение
порождаемых этим процессом проблем может осуществляться различными
путями.
Первый путь - это стихийная самоорганизация процесса развития инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значительному перерасходу ресурсов.
Второй путь - это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, Т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разработаны на уровне страны в целом.
Третий путь - это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все достоинства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проблемы в обозримом будущем.
http://gendocs.ru
www.yandex.ru
www.rambler.ru
www.google.ru