Особенности информационного ресурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Информационные ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют Информационный ресурс - это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее. Понятие информационный ресурс- это информация, которая имеет все свойства понят, «знания» в традиционно-философском смысле.

Содержание работы

Особенности информационного ресурса 2
Формы и виды информационных ресурсов 4
Информатизация общества. Сущность и цели информатизации 5
Создание информационных структур 7
Формирование индустрии информатики 9
Развитие интеллектуального и информационного рынков 10
Перспективы перехода к информационному обществу 12
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Информационные ресурсы.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Речь идет о широком классе платной информации, в частности коммерческих услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы,

 

дискуссии, симпозиумы, референдумы, услуги городских справочных бюро, включая, сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену и продаже квартир, заказы билетов на транспорт, распределение мест в гостиницах, кинотеатрах, проведение телеигр, предоставление учебно-воспитательной информации, дневник новостей, полезные советы (рецепты, моды, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и т.д. и т.п. Мы вступаем в период «информационного половодья», которое нужно регулировать рыночным путем.

Известно, что  товар как вещь, годная для потребления  и обмена, явился исходным пунктом генезиса (происхождения, возникновения) капитала, а рынок выступил основой формирования индустриального общества. Точно так же интеллектуальный (информационный), товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным (интеллектуальным) рынком.

ПЕРСПЕКТЦВЫ ПЕРЕХОДА К   ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

В настоящее  время стало ясно следующее: чтобы  та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приоритеты, ценности, институты к требованиям индустриальной ИТ. Экономические позиции той или иной страны в начале - середине XXI в. будут определяться такими новаторскими технологиями, как, термоядерный синтез, биотехнология, плазменные процессы, космическая связь и др. Но их развитие, в свою очередь, зависит от информатики. Нельзя представить себе эффективное и надежное функционирование, например, атомных станций или космической связи без высокотехнологического, Т.е. компьютерного информационно-организационного, обеспечения.

Страны Запада и Япония уже два десятилетия  разрабатывают проблемы информатизации общества. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями. Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия, из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.

Информатизация  считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты,

 

подчинив  этой цели основные ресурсы и усилия, из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.

В настоящее  время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование  ЭВМ, информационных сетей и систем разного уровня, БД и т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных расходов. Американские системы компьютерной оборонной инициативы (КОН) и особенно стратегической оборонной инициативы (СОИ) базируются на развитых ИТ, которые, в свою очередь, предполагают информатизацию управления, науки, проектных разработок, всех систем выработки, принятия и поддержки решений.

Известно  наше отставание от США в количестве и качестве парка ЭВМ, особенно суперЭВМ и ПЭВМ, и в развитии коммуникационных систем. Такое положение опасно, особенно если учесть оборонные аспекты информатизации.

Очень часто  в литературе по информатике отмечается только наше отставание от Запада и  США, совершенно замалчивается опыт СССР и советских ученых и специалистов в области информатизации. Этот опыт должен быть осмыслен, проанализирован, и из него необходимо сделать правильные выводы для условий сегодняшней действительности.

В конце 60-х  годов в СССР под руководством В.М. Глушкова (Институт кибернетики Академии наук Украины), подчеркнем, в те же годы, что и на Западе, был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГ АС). Согласно концепции ОГ АС все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе. Суть этой основы выражалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и программно-техническую совместимость всех звеньев управления народным хозяйством. Комплексный подход состоит из возможности построения системы управления как единого целого путем определения главной деятельности системы и последующего развертывания ее в иерархическую структуру целей методом декомпозиции.

Осуществление   такого   подхода   оказалось   нереальным   по следующим причинам: 1 .огромная масштабность и трудоемкость;

2.отсутствие  в  60-х  -  начале  70-х  годов  математического   аппарата системотехники;

3.отсутствие технических  и программных средств; 4.сложившаяся  в те годы организация и  культура управления.

Одним словом, автоматизировать сразу все на голом месте, игнорируя естественную эволюцию любой системы - ее постепенное

 

наращивание и усложнение, - оказалось невозможным. В результате многолетних работ на разных территориях страны появилось множество информационно разобщенных ведомственных систем, функционирующих независимо друг от друга. Хотя, казалось бы, что в силу привязки всех отраслевых звеньев ОГАС к той или иной территории при формировании своих информационных баз они должны были использовать всестороннюю информацию о «своей» территории. Однако преобладание отраслевых (ведомственных) интересов над территориальными и ограниченность полномочий местных органов власти в вопросах управления территориями исключали появление таких стимулов.

В концепции  информатизации нашей страны в конце 80-х годов указанные выше недостатки были в большей части устранены и во главу информатизации, был поставлен региональный принцип: создание развитой информационной среды будет происходить регионально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем.

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.

Индустриализация  получения и обработки информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.

К психологическим  проблемам следует отнести в  первую очередь, проблему готовности населения  к переходу в информационное: общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психофизиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.

Здесь необходимо еще  раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, Т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.

Право вые  проблемы возникают в связи с  превращением информации в   основные   ресурсы   развития   общества.   Возникают   новые   виды

 

правонарушений,  которые свойственны лишь информационной сфере.

Экономические    проблемы    обусловлены    переходом    к    экономике

информационного общества.

Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни

общества  под воздействием информатизации. К  этим проблемам также

можно отнести  коммуникационные проблемы и проблемы гуманизации

развития инфосферы. '

К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концептуальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в каждом регионе.

Создание    высокоразвитой    инфосферы    региона    и    решение

порождаемых этим процессом проблем может осуществляться различными

путями.

Первый путь - это стихийная  самоорганизация процесса развития инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значительному перерасходу ресурсов.

Второй путь - это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, Т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разработаны на уровне страны в целом.

Третий путь - это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все достоинства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проблемы в обозримом будущем.

http://gendocs.ru

www.yandex.ru

www.rambler.ru

www.google.ru


Информация о работе Особенности информационного ресурса