Особенности информационного ресурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Информационные ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют Информационный ресурс - это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее. Понятие информационный ресурс- это информация, которая имеет все свойства понят, «знания» в традиционно-философском смысле.

Содержание работы

Особенности информационного ресурса 2
Формы и виды информационных ресурсов 4
Информатизация общества. Сущность и цели информатизации 5
Создание информационных структур 7
Формирование индустрии информатики 9
Развитие интеллектуального и информационного рынков 10
Перспективы перехода к информационному обществу 12
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Информационные ресурсы.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности информационного ресурса 2

Формы и виды информационных ресурсов 4

Информатизация общества. Сущность и цели информатизации 5

Создание  информационных структур 7

Формирование  индустрии информатики 9

Развитие интеллектуального  и информационного рынков 10

Перспективы перехода к информационному обществу 12

Список литературы 16

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  РЕСУРСЫ

И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

Информационные  ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют Информационный ресурс - это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее. Понятие информационный ресурс- это информация, которая имеет все свойства понят, «знания» в традиционно-философском смысле. Можно сказать и так: информационный ресурс - это семантическая информация, Т.е. информация в виде понятийного знания.

Принципиальное  значение в понимании информационных ресурсов имеет форма существования и представления знаний. Знание - это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь речь идет о понятийном знании - знании, выраженном семантически. Имеется, как известно, и другой вид знаний - интуитивных, рожденных в подсознательной сфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, Т.е. семантически. Знания - это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах:

1.«живые» знания (квалификация);

2.овеществленные знания; 3.информация (сообщения).

Особо следует  отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают информационными ресурсами. Появляется новая проблема информативность сообщений. Книги, патентные описания и другие сообщения еще должны найти своих потребителей. Из них еще должна быть извлечена информация. Перед человечеством стоит громадная по своей важности и сложности задача: извлечь максимум информации из накопленных за всю историю сообщений и превратить ее в активно функционирующий ресурс. Речь идет о превращении книжных описаний и других «рассеянных» знаний в алгоритмы и программы.

Это - часть работ по формированию информационных ресурсов.

Информационный  ресурс-это интеллектуальный ресурс, фактор коллективного творчества, и главная трудность в понимании его природы и функций состоит в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов

 

его воздействия  на материальные факторы прогресса. Не сам по себе информационный ресурс «движет» системы.

Движителями систем выступают  материальные силы: энергетические и трудовые факторы. Но информационный ресурс, словно фермент, переводит эти материальные факторы из латентного в активное состояние и вводит их в заданное русло. Тем самым информационный ресурс обеспечивает прирост свободной энергии в целенаправленных системах социальной природы за счет снижения их энтропии

Основные особенности:

Первая  особенность информационного ресурса: в отличии от других видов ресурсов(в частности, материальных) информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут.

Вторая особенность информационного ресурса: по мере использования информационного ресурса не исчезла, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).

Третья  особенность информационного ресурса: он несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами - опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, информационный ресурс проявляется как движущая сила.

Четвертая особенность информационного ресурса: эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний. По К. Маркс: продукт умственного труда - наука - всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим времени, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

Шестая  особенность информационного ресурса: информационный ресурса возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной венной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.

Седьмая особенность информационного ресурса: превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Коммуникационная система

 

общества - важнейший  фактор формирования, накопления и использования информационного ресурса на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит информационных ресурсов.

Формы и виды информационных ресурсов

Существуют   две   формы   информационного   ресурса   как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, Т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные  формы ИР: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм ИР имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и  проект - конечные, синтетические формы существования ИР в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма ИР непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы ИР - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

Информационное  общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в ИР и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до

 

появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

В отличие  от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и  всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ  ОБЩЕСТВА

В истории  человечества было несколько промышленных переворотов и информационных переворотов. Первый промышленный переворот основывался на паровом двигателе, затем на электромоторе и двигателе внутреннего сгорании, т.е. на энергопреобразующих машинах. С ними связаны индустриализация общества, переход к индустриальной цивилизации. Второй промышленный переворот связан с овладением человечеством атомной энергией и проникновением в космос - современная научно-техническая революция(НТР).

Перевороты  в информационной сфере были уже  трижды. При первом перевороте - появлении письменности - возник специальный механизм фиксирования и распространения информации во времени и пространстве. Появились документированная информация и информационно-накопительные центры в виде библиотек, архивов. Второй информационный переворот в истории связан с книгопечатанием. Эта революция состояла в тиражировании документированной информации с помощью специальной машины - печатного станка. Если появление письменности коррелирует с ростом науки, просвещения и искусства, то типографский станок породил книжно-журнальную и газетную индустрию - основу дальнейшего культурного прогресса человечества, а также индустрию документооборота. Прорыв состоял в производстве «бумажной» информации, возникновении механизма ее размножения и хранения. Но переработка и использование информации по-прежнему зависели от физиологических возможностей человека с его способностью за секунду воспринимать 8—9 единиц информации и в лучшем случае произвести 15 логических операций.

Скачкообразное  увеличение скорости распространения  информации,

 

вызванное появлением электрического телеграфа, телефона, радио, телевидения, а также ростом на 2-3 порядка транспортных скоростей в связи с появлением автотранспорта и авиации, конечно, привело к огромной интенсификации информационных потоков и коммуникативных процессов (третий информационный переворот). Но это существенно не отразил ось на скорости выработки сигналов обратной связи, которые по-прежнему зависели от способностей «невооруженной» головы человека.

Таким образом, человечество столкнулось с новым, невиданным ранее в истории, противоречием между машинной вооруженностью рук (в середине XX в. 99% всей физической работы выполнялось машинами) и «ремесленной вооруженностью» головы (интеллекта). Информационно-управляющие возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали соответствовать вещественно, энергетическим возможностям производства, ставшими, по существу, безграничными в силу использования машинной техники. Постепенно разрастаясь, это противоречие вело к информационно-организационному кризису. Это противоречие и разрешается путем, создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.

С первым промышленным переворотом связано появление  промышленных технологий, со вторым - появление информационных технологий, насыщение которыми народного хозяйства и означает информатизацию общества. Переворот в информационной сфере, ее индустриализация на базе ЭВМ составляет главное содержание современной НТР, в то же время можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания.

Альтернативы  информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии. Важно понимать крайности в понятии «информатизация». С одной стороны, нельзя отождествлять информатизацию с компьютеризацией, так как в этом случае все дело сведется к созданию технической базы, насаждению ЭВМ в неподготовленную для них социальную среду, нагромождению бесполезных с хозяйственной точки зрения пирамид из электроники. С другой стороны, нельзя к информатизации сводить все социально-экономические преобразования - слишком широкое ее понимание, нивелирующее значение других шагов и направлений социальной перестройки.

Информатизацию  общества следует понимать как создание и развитие информационной среды: комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования ИР с учетом автоматизированных способов их переработки и использования в целях социального прогресса. Можно сказать и иначе: информатизация сводится к формированию ИТ и созданию условий для эффективного их использования в различных общественных системах.

Информация о работе Особенности информационного ресурса