Отчет по практике на ИП «IBA-Гомель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:48, отчет по практике

Описание работы

Целью настоящей практики является не только закрепление навыков, полученных в процессе обучения, но и получение более глубоких теоретических знаний по таким дисциплинам как: “Архитектура операционных систем», “Архитектура ПЭВМ», “Программирование».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1 Общие сведения о предприятии 3
1.2 Структура отдела 3
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЦ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2.1 Парк вычислительной техники 4
2.2 Структура сети предприятия 4
2.3 Специфика работы отдела 5
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЛАТФОРМЕ LOTUS 6
3.1 Описание Lotus Notes 6
3.1.1 Общие сведения о Lotus Notes 6
3.3 Среда разработки Lotus-приложений Domino Designer 11
3.3.1 Работа в среде Lotus Domino Designer 11
3.3.2 Проектирование форм 11
3.3.3 Средства навигации по базам данных 13
3.4 Языки программирования Domino 15
3.4.1 Сравнение языков программирования, доступных в Domino 15
3.4.2 Язык формул 16
3.4.3 Язык LotusScript 16
3.4.4 Встроенные классы LotusScript 17
4 ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ 20
4.1 Постановка задачи 20
4.2 Анализ задачи и составление логической схемы 20
4.3 Проектирование базы данных 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

ОТЧЁТ!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы создать новую  задачу, нажать на кнопку New to do Item , в  открывшемся окне получится возможность отредактировать данную задачу. Для обозначения задачи как завершенной, нажать Mark Complete.[3]

 

3.2 Описание  баз данных Lotus Notes. Их структура

Базы данных служат основными  средствами хранения в Domino. Попросту гово­ря, база данных Domino представляет собой набор несвязанных документов, храни­мых в файле. Обычно такой файл имеет расширение NSF (от термина Notes Storage Facility — Средство хранения Notes). Файл базы данных Domino можно хранить на сервере, так и на локальном жестком диске (либо в том и в другом месте.

В отличие от реляционной, база данных Domino не структурирована  или в лучшем случае полуструктурирована. Элементы данных в базе данных Domino называют­ся пунктами (items). Термин поля (fields) относится к объектам формы, которые позволяют создавать и модифицировать пункты.

При добавлении документа Domino не обязательно  добавляет дисковое простран­ство. Если Domino определяет, что требуется дополнительное дисковое пространство, наращивает его с помощью внутреннего алгоритма, позволяющего разместить несколько новых документов. Когда документы удаляются, Domino оставляет заглушку удаления, но немедленного высвобождения дискового пространства не происходит. Значение этих заглушек документов заключается в том, что они позволяют удаление для всех остальных существующих копий реплик базы данных. Через некоторое время (по умолчанию 90 дней) заглушка удаляется. Остающееся после удаления документа или заглушки пространство называется свобод­ным (whitespace). Свободное пространство можно повторно использовать для докумен­тов или удалять его при уплотнении базы данных. И в этом случае невозможно точно вычислить потребность в дисковом пространстве для данного количества документов.

Дело осложняется тем, что не существует фик­сированного описания документов, подобного фиксированному описанию записей таблицы реляционной базы данных. Поэтому различные документы могут иметь и имеют разные поля, даже если все они созданы и отредактированы с помощью одной и той же формы. Поля в документе можно создавать в зависимости от условий, определяемых в базовой форме. Для просмотра полей документа можно щел­кнуть на документе правой кнопкой мыши и выб­рать команду Document Properties (Свойства документа) контекстного меню. Затем нужно открыть Fields (Поля), содержащую прокручиваемый список полей.

Каждая база распознается по имени  файла и идентификатору реплики (Replica ID). Идентифика­тор реплики создается  для обозначения каждой реплики базы данных на различных серверах и рабочих станциях в целях синхронизации данных. Это означает, что, когда синхронизация осуществляется путем репликации, идентификаторы реплик сравни­ваются перед выполнением репликации. Кроме того, реплика базы данных не обя­зательно должна иметь на каждом сервере одинаковый путь или имя файла. Однако изменять имя файла или путь базы данных считается плохой практикой разработки. Согласованность всегда оправдывается, поскольку путь может быть жестко закодирован в формуле или сценарии.[2]

3.3 Среда разработки Lotus-приложений Domino Designer

3.3.1 Работа в  среде Lotus Domino Designer

После запуска клиента Designer следует открыть базу данных в режиме конструктора. Для этого  нужно выделить пиктограмму базы данных и выбрать команду меню View Design ( Конструктор). Можно также щелкнуть правой кнопкой мыши на значке и выбрать команду Design из контекстного меню. В панели Navigator ( Навигатор) отобразится список всех баз данных локального узла. Также открытие базы данных осуществляется командой меню File->Database->Open... .

Для того, чтобы создать новую  базу данных необходимо выбрать команду меню File->Database->New... и затем в окне New Database выбрать способ создания базы: «с нуля» или по шаблону. При этом, если база данных создается по шаблону, то она унаследует все элементы дизайна и все свойства шаблона БД.

Базы данных Lotus Domino могут включать в себя следующие основные элементы дизайна: форма (Form), страница (Page), вид (View), папка (Folder), набор фреймов (Frameset), схема (Outline), навигатор (Navigator), агенты (Agents), акции (Actions), библиотеки скриптов (Script Libraries), поля (Fields), изображения (Images), внедренные файлы (Files), документы «Using Database» и «About Database».

Для каждого элемента дизайна определены следующие компоненты: область проектирования, панель пиктограм (кнопки форматирования, создания полей, кнопок акций, таблиц и т.п.), окно свойств (вызывается нажатием правой кнопки мыши в области проектирования и выбором команды Properties), панель программиста (Programmer's Pane- область, в которой осуществляется написание кода обработчиков событий), панель акций (Action Pane- область, где можно создавать новые акции).[2]

3.3.2 Проектирование  форм

Для того, чтобы начать или продолжить разработку формы, нужно в панели навигации открытой базы данных выбрать Design-Forms, затем в списке форм выбрать нужную и открыть также, как открывается документ в виде. Новая форма создается с помощью меню Create-Design-Form, либо путем копирования через буфер обмена и вставки (при этом с элементами дизайна и, в частности, с формами можно обращаться также, как с документами). Окно редактирования формы поделено на несколько частей: собственно форму, панель дизайна (Design Pane) и панель акций (Action Pane).

Основные атрибуты формы  определяются в окне свойств формы, которое открывается, например, двойным щелчком правой кнопкой мыши в окне редактирования формы. Окно свойств формы имеет пять закладок: основные свойства (Basics), свойства «по-умолчанию» (Defaults), опции запуска (Launch), колонтитулы при печати (Print) и параметры управления доступом (Security).

Поля - самые важные объекты  в формах. Каждый объект типа «поле» в форме содержит информацию о  том, какие данные и каким образом  могут быть занесены в соответствующее поле (пункт, элемент данных, «item») документа при его создании, редактировании и сохранении, какие средства (формулы и/или скрипты) используются при работе с полем в открытом документе.

Для создания нового поля в форме переведите ее в режим проектирования и установите курсор в том месте, где оно должно находиться. Поле в форме может располагаться в отдельном абзаце, среди произвольного статического текста, включающего графику, гипертекстовые ссылки, кнопки, другие поля и т.п., в ячейке таблицы. Затем выберите команду меню Create - Field... В результате на месте, где находился фокус ввода, сразу будет создано новое поле с именем Untitled (имена полей в форме заключены в прямоугольную рамку) и для него будет открыто окно свойств. При этом изначально все атрибуты поля установлены по умолчанию.

В Lotus введены следующие  типы полей: Text (текстовое), Date/Time (время/дата), Number (числовое), Dialog List, CheckBox, Radio Button, ListBox (список), ComboBox (список с полем редактирования), Rich Text (форматированный текст), Authors (список авторов), Names (список пользователей), Readers (список пользователей с правом доступа «читатель»), Password (парооль), Formula (поле хранения формулы), Time Zone, Rich Text Lite (облегченный форматированный текст), Color (поле, содержащее палитру цветов).

Любая форма, являясь  бланком для работы с документами  в БД Notes, как правило, содержит в себе хотя бы некоторые из таких элементов как текст, таблицы, графические изображения, OLE-объекты, кнопки, активные участки (hotspots). Кроме того, в 4-й версии Notes формы могут содержать множество новых объектов, таких как панель кнопок-акций (action bar), области размещения (layout regions), свертываемые секции и подформы, делающих представление документов более управляемым и ускоряющих разработку приложений.[3]

3.3.3 Средства  навигации по базам данных

К средствам навигации Notes можно отнести следующие элементы интерфейса приложений, обеспечивающие просмотр, поиск, выбор и открытие документов:

Виды показывают краткое содержание множества документов в БД. В каждом виде информация может быть представлена особым образом, может быть отображен свой набор документов, определяемый критерием отбора. В исходном состоянии вид содержит все документы в базе данных.

Папки отличаются от видов тем, что для них критерий отбора не устанавливается, в начальном состоянии папка пуста, но в любое время любой документ может быть добавлен в нее пользователем или перемещен из одной папки в другую.

Навигаторы обеспечивают пользователю интуитивный графический интерфейс, позволяющий одним щелчком мыши на активной области выполнять различные задачи от самых простых до самых сложных.

Схемы позволяют выбрать любой  документ, а также его ответные документы.

В каждой БД должен быть хотя бы один вид. Как правило, в одной базе данных создаются несколько видов, по-разному представляющих ее содержание и, соответственно, дающих различные возможности для работы с информацией:

Подмножество документов базы данных, присутствующих в виде, определяется критерием отбора вида. В самом простом случае это все документы.

Представление каждого документа  зависит от формул и параметров колонок  вида.

Порядок следования документов в виде зависит от наличия сортированных колонок.

Классифицированные колонки не только сортируют, но и группируют документы, причем возможна вложенность таких групп (категорий) до 32 уровней.

Поддержка или отмена иерархии ответных документов определяет в виде показ  отношений между каждым ответным документом и его главным документом.

По всем документам и/или по категориям могут быть показаны обобщающие результаты.

Проектирование вида начинается с  раскрытия папки «Views» в инструментах дизайна базы данных , затем нужный вид открывается в окне проектирования, например, двойным щелчком мыши. Добавить новый можно непосредственным копированием и вставкой вида, выбранного в этой или другой базе. Для разработчика это основной метод, поскольку при этом для копирования доступны все виды, даже скрытые.

Тем не менее, «официальный» путь для  создания нового вида - это команда меню Create - Design - View..., доступная практически в любом режиме работы. По этой команде открывается диалоговое окно «Create_View».

Принципиальное отличие папок  от видов заключается в способе  определения представляемого набора документов. Критерий отбора документов для папок не устанавливается, и в начальном состоянии папка пуста, но в любое время любой документ в текущей базе данных может быть добавлен в папку, удален из папки или перемещен из одной папки в другую. При этом, естественно, не происходит копирования самого документа, как впрочем и при отборе документов в вид. Папка, также как и вид, имеет индекс, но добавление/удаление в этот индекс ссылок на документы происходит не в результате «селекции» по всем документам базы данных, а конкретно для каждого отдельного документа с помощью специально предназначенных для этого «простых» операций, @-команд и методов встроенных классов LotusScript.[1]

Проектирование папок отличается от разработки видов, естественно, только отсутствием необходимости определять критерий отбора. Кроме того, существует по крайней мере два предопределенных имени для папок: ($Inbox)- почтовый ящик, и ($Trash)- папка для документов, подлежащих удалению; предопределенные имена автоматически придают папкам некоторые особые свойства.

Навигаторы - новые элементы приложений Notes, применяемые разработчиками для создания интуитивного графического пользовательского интерфейса. Навигаторы могут содержать текст, графику, кнопки, активные участки (hotspots) произвольной формы, вызывающие при щелчке мышью выполнение соответствующей формулы или скрипта, открытие вида или другого навигатора, запуск внешней программы или открытие документа (вида, базы данных) по ссылке. Кроме того, графический элемент навигатора может представлять какую-либо папку в этой БД, позволяя переносить документы в эту папку методом «drag and drop». Таким образом, навигаторы не только облегчают пользователю переключение из одного вида в другой, но и помогают моделировать сложные деловые процессы.

В одной базе данных может быть множество навигаторов, обычно доступных пользователям через View-Show меню.

Новый навигатор создается с  помощью меню Create-Design-Navigator, либо путем  копирования через буфер обмена и вставки в папке инструментов дизайна Design\Navigators. Окно проектирования навигатора состоит из двух частей: панели самого навигатора, где дизайнер размещает различные объекты, и панели дизайна (Design Pane).[2]

3.4 Языки программирования Domino

3.4.1 Сравнение  языков программирования, доступных  в Domino

При разработке приложений не избежать принятия решений. В Domino проблема выбора состоит в том, какой язык программирования предпочесть. Для  самых простых приложений достаточно языка формул (Formula). Но уже для  более замысловатых приложений программисту придется поразмышлять о выборе языка дополнительно.

В Domino Designer доступны, по меньшей  мере, шесть вариантов выбора языка программирования: простые события (Simple Actions), язык формул (Formula), LotusScript, JavaScript, Java, HTML.

Языки HTML и JavaScript можно применять, где угодно и они не конфликтуют с другими вариантами. Например, задание конкретных заголовок, создание статического текста, создание ссылок на другие документы, вставка изображений.

Просты действия- это  встроенные функции, выполняющие специфические задания. С помощью простых действий можно осуществлять лишь небольшое количество заданий, не создавая объемный программный код. Также просты действия не транслируются в Web!

Java доступен только  в программах-агентах, и с его  помощью можно обращаться только с классами Notes, работающими с базами данных. Тем не менее, Java действительно становится достойным соперником, который вытеснит LotusScript как только будут продуманы средства доступа ко всем объектам Domino Objects, их свойствам, методам и событиям.

В Domino язык формул позволяет  быстро создавать пользовательские выражения, которые выполняют действия внутри событий.

Возможности LotusScript гораздо  шире, чем возможности языка формул. Создавая программу на LotusScript, программист может работать непосредственно с базой данных, а также независимо от пользовательского интерфейса применять свойства и методы всех объектов Domino, а не только объектов, доступных данному пользователю.

3.4.2 Язык формул

@-формулы состоят из  одного или более предложений - операторов (statements), которые выполняются по порядку. Префикс @- происходит от частого использования в таких формулах вызовов @-функций (всего таких функций около 180, подробности в следующей главе). В приложениях Notes формулы широко используются в следующих целях:

Информация о работе Отчет по практике на ИП «IBA-Гомель»