Отраслевой консалтиннг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 05:04, реферат

Описание работы

Первые месяцы кризиса урезали рост доходов аудиторов и консультантов наполовину. Неизбежную потерю динамики теперь можно отчасти компенсировать только ростом эффективности бизнеса.
Еще в 2008, комментируя результаты рейтинга крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ), отмечалось: ресурсы экстенсивного роста рынка практически исчерпаны, а ключевым игрокам придется перестраивать привычные стратегии и добиваться повышения эффективности.

Файлы: 1 файл

отрасль консалтинг.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)


 

ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ ПО ИТОГАМ 2008 ГОДА

Первые месяцы кризиса урезали рост доходов аудиторов и консультантов наполовину. Неизбежную потерю динамики теперь можно отчасти компенсировать только ростом эффективности бизнеса.
Еще в 2008, комментируя результаты рейтинга крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ), отмечалось: ресурсы экстенсивного роста рынка практически исчерпаны, а ключевым игрокам придется перестраивать привычные стратегии и добиваться повышения эффективности.
Если до прошлой осени участники рынка еще могли сомневаться в оправданности смены приоритетов, то уже в сентябре кризис окончательно расставил все акценты. Сократившийся спрос на услуги аудиторов и консультантов сегодня практически полностью закрыл возможности для механического наращивания объемов бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты тринадцатого рейтинга крупнейших АКГ.
В 2008 году рост доходов 100 ведущих АКГ, включенных в рейтинг, замедлился почти вдвое. Их суммарная выручка составила 43 000 000 000 рублей, увеличившись за год лишь на 23%.

Напомним, что в течение 2006–2007 годов рынок демонстрировал устойчивый 40% ежегодный прирост. Кризисный четвертый квартал 2008 года во многом перечеркнул блестящие результаты, достигнутые аудиторами и консультантами на пике конъюнктуры первых восьми месяцев прошлого года.
Даже первые симптомы кризиса крайне болезненно отразились на рынке аудиторско-консалтинговых услуг. Столкнувшись с трудностями, менеджеры компаний реального сектора стали сокращать издержки. В этом отношении аудиторы и консультанты оказались наиболее уязвимыми: бюджеты на их услуги сократились в первую очередь. К октябрю часть клиентов из самых доходных для АКГ отраслей — ТЭКа, металлургии, телекоммуникационного сектора — перестали платить даже за выполненные проекты. В отличие от поставщиков сырья и крупных кредиторов реальные рычаги воздействия на контрагентов у аудиторов и консультантов отсутствовали, а подавать на них в суд бесперспективно. Шансов выиграть дело не много, а вот вероятность потерять клиента на будущее весьма высока. Около 70% аудиторско-консалтинговых компаний с сентября 2008 года столкнулось с серьезными задержками клиентских платежей. В результате традиционно благоприятный с точки зрения расчетов по выполненным работам и заключения новых контрактов четвертый квартал стал для аудиторов совершенно провальным.
Клиенты компаний стали испытывать серьезные финансовые трудности с октября 2008 года. В связи с этим был сорван проект по налоговому консультированию в строительном секторе с крупным девелопером. Потребность в консалтинге и аудите остается высокой, однако отсутствует платежеспособность. До стадии заключения договоров дошли только постоянные клиенты, да и то с просьбой пересмотреть цены на услуги. Перекройка ценников и оптимизация штатного расписания стала первой антикризисной мерой, принятой аудиторами и консультантами. В ходе опроса участников рынка треть компаний заявила о снижении цен на услуги после начала кризиса, а каждая пятая АКГ призналась в том, что пришлось сократить персонал. 
Впрочем, возможно, негатив четвертого квартала изрядно сгущен паническими настроениями клиентов, за годы благополучия потерявших навык принятия продуманных решений в форс-мажорных обстоятельствах. Постепенная адаптация к новым экономическим реалиям будет способствовать более взвешенному подходу к сотрудничеству с аудиторами и консультантами. В России кризис набирал обороты прежде всего в головах. Эта паника отразилась в урезании затрат на различные услуги и в замораживании инвестиционных программ, которые сопровождались аудиторским и консалтинговым обслуживанием. Что касается регулярных услуг аудита и консалтинга, то  изменений не много. 
Судя по всему, главным трендом на рынке аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году станет борьба за эффективность бизнеса и диверсификацию услуг. Другого выбора у АКГ в условиях падающего рынка нет. В этом отношении результаты деятельности крупнейших игроков в 2008 году внушают осторожный оптимизм. Тенденция к росту выручки в расчете на одного специалиста, подмеченная еще в прошлом выпуске рейтинга, серьезно окрепла. В среднем по фигурантам нашего списка этот показатель составил 2,4 млн рублей на человека, более чем на четверть увеличившись по сравнению с 2007 годом. У лидеров рейтинга прогресс еще более очевиден. Удельные доходы компаний первой десятки рейтинга в 2008 году возросли почти на треть — до 2,8 млн рублей на человека.
Параллельно компании избавляются от балласта. У половины компаний из первой десятки прирост среднего числа специалистов по итогам года оказался отрицательным. В целом по рынку число специалистов, занятых в аудите и консалтинге, осталось почти неизменным: прирост составил всего 0,8% против ежегодного роста численности на 20–30%, наблюдавшегося в «тучные» годы. Тем не менее ресурсы для повышения эффективности бизнеса у отечественных компаний далеко не исчерпаны. Ведь специалист, работающий в российском офисе PricewaterhouseCoopers, в 2008 году приносил 4,3 млн рублей доходов — более чем в полтора раза опережая российских коллег по цеху.
Впрочем, сама по себе эффективность бизнеса сейчас не является панацеей. Не меньшее значение приобретает качество услуг, их диверсификация. В условиях кризиса каждый клиент становится ключевым, а удержать его проще, если весь спектр необходимых аудиторско-консалтинговых проектов выполняется проверенным исполнителем. Кризис станет для нашего рынка механизмом самоочищения. Компании, которые жили за счет бурного роста экономики и пренебрегали качеством своих услуг, уйдут. Именно сейчас станет ясно, кто и сколько стоит. Конечно, рынок немного уменьшится, и, возможно, в результате конкурентной борьбы какие-то компании будут вынуждены закрыться или объединиться. 
На структуру рынка кризис пока не повлиял. Как и раньше, соотношение доходов АКГ от аудиторских и консалтинговых услуг составляет 40:60. Запас прочности, набранный консультантами до изменения экономической обстановки, позволил им продемонстрировать рост по всему спектру услуг. Наиболее быстрорастущими направлениями бизнеса стало консультирование в области информационных технологий (ИТ) и оценка. Прирост выручки от услуг в этих секторах составил 26 и 28% соответственно.

 
Весьма весомым оставался и объем выручки.
 


На ИТ-консалтинге компании из  списка заработали около 4 000 000 000 рублей, а на оценке — более 5 000 000 000 рублей.
ИТ-консалтинг. Наибольший объем ИТ-консалтинговых услуг традиционно сосредоточен в нефтяной отрасли.


 


 15 компаний из списка 100 крупнейших АКГ по итогам 2008 года заработали в этом сегменте почти 1 500 000 рублей. Заметный спрос на автоматизацию управления и развитие ИТ-инфраструктуры проявили также органы государственного управления, принесшие консультантам из нашего списка почти полмиллиарда рублей доходов. Свои успехи участники рынка объясняют увеличением объема работ с постоянными клиентами, расширением спектра ИТ-консультационных услуг, а также привлечением новых заказчиков.

Оценка. 
В первой половине 2008 года рост спроса на оценку генерировали компании, активно привлекающие финансирование. Большая доля заказов была связана с оценкой бизнеса и имущества с целью залога, оценкой справедливой стоимости активов с целью трансформации отчетности в соответствии с МСФО для привлечения средств в иностранных банках. Наибольшие объемы оценки пришлись на компании электроэнергетики, нефтяной отрасли, машиностроения и металлургического комплекса — около 500 000 000 рублей заработка оценщиков на отрасль. Впрочем, и начало кризиса не оставило оценщиков без работы. Для первой фазы кризиса был характерен рост объема работ по оценке имущественных комплексов, пакетов акций с целью залога для привлечения кредитов преимущественно в банках с большой долей государства в акционерном капитале.

Юридический и налоговый консалтинг. 
По итогам 2008 года услуги в области юридического и налогового консалтинга принесли АКГ почти 6 000 000 000 рублей (около 15% общей выручки). Ключевыми заказчиками здесь выступают компании ТЭКа, на юридическом и налоговом консультировании которых АКГ за год заработали более 1 500 000 000 рублей. Одна из причин их высоких доходов – повышение уровня подготовки сделок на рынке M&A, которое привело к большому спросу на комплекс услуг по оценке слияний и поглощений и привлечению консультантов. Рынок M&A рос солидными темпами и достигал огромных величин, по крайней мере для российского финансового рынка. Соответственно, объем услуг рос практически пропорционально, даже несколько опережающими темпами, потому как там, где раньше можно было просто договориться, все чаще привлекались консультанты для определения договорной цены и условий.
По итогам 2008 года темпы прироста выручки от аудита снизились на 10 процентных пунктов и составили около 25%. До недавнего времени в растущей экономике аудит рассматривался как инвестиционный продукт, необходимый предприятиям в первую очередь для осуществления заимствований. Сегодня возможность привлечения внешних займов сохранил крайне ограниченный круг компаний, так что развитие аудиторских практик как минимум затормозится. С другой стороны, поддерживающим фактором станут обязательные аудиторские проверки, главными потребителями которых окажутся госкомпании, претендующие на получение масштабной бюджетной поддержки. Кризис открывает и новые рынки для аудиторских компаний. Реализация программ государственной поддержки системообразующих предприятий и банков требует привлечения независимых аудиторов для оценки состояния предприятий, подготовки бизнес-планов, контроля за эффективностью расходования выделяемых средств. Скорее всего, сохранится спрос и на инициативный аудит, в котором заинтересованы компании с высоким уровнем бизнес-культуры, нуждающиеся в качественной информации о состоянии бизнеса и развитии компетенций собственников и управляющих.
Большая часть реализованного в первой половине 2008 года спроса на аудит пришлась на нефтянку, торговлю и строительство. Доходы от аудита в этих отраслях составили 1 900 000 000 рублей, 1 500 000 000 рублей и 1 200 000 000 рублей соответственно. Значительный рост оборотов у большинства операторов торговли в 2007 году, в том числе у крупных сетей ритейла, обусловленный докризисным ростом дохода населения и доступностью потребительских кредитов, позволил многим торговым организациям перешагнуть барьер критериев, определяющих необходимость обязательного аудита.
Аудит был востребован и при покупке-продаже активов в рамках инвестиционных проектов, в том числе с участием государства, под которые привлекался иностранный капитал. Это относится к аудиту отчетности и по российским стандартам, и по международным. Оба вида аудита фактически являются «абсолютной» потребностью бизнеса. Аудит по российским стандартам предписан законом для очень большого круга организаций. Что касается аудита отчетности по международным стандартам, то и здесь пока не наблюдается снижение спроса. Безусловно, в условиях замедления экономического роста приток новых клиентов будет снижаться, но существенного сокращения объемов рынка не ожидается.
Вполне вероятно, что мировой экономический кризис внесет изменения в правила подготовки отчетности по международным стандартам. Аудиторам стоит задуматься, еще раз посмотреть систему оценок и, возможно, скорректировать свои методики. Такого рода изменения уже происходят. Появляются поправки к МСФО, которые позволяют определенным образом классифицировать активы и пассивы. Благодаря этому появляется возможность создания меньших резервов. Но если бы применялись МСФО в старой форме, то консервативная оценка, которая возникает в связи с резким падением рыночных цен и платежеспособности компаний, существенным образом сказалась бы и на оценке резервов. Резервы были бы больше, прибыль меньше, а это отрицательно повлияло бы на все финансовые показатели компании и условия ее кредитования. То есть действует своего рода принцип домино. Чтобы остановить этот обвал, а значит, и противостоять развитию кризиса, как раз и меняются международные стандарты. 
Именно сегмент МСФО-услуг как наиболее зависимый от состояния мировой финансовой системы в 2008 году пострадал больше других. Темпы прироста совокупной выручки ведущих АКГ от оказания услуг по международным стандартам за год снизились с 55 до 35%. Замедление роста доходов коснулось и непосредственно аудита, и услуг по трансформации отчетности. Прирост выручки у АКГ здесь составил 39 и 26% соответственно против 51 и 35% годом ранее.


 

Вероятно, причина этого кроется в уменьшении как объема работ по ранее заключенным договорам, так и числа новых заказов. В сложной финансовой ситуации и при ужесточении условий заимствований компании откладывают планы выхода на международные финансовые рынки до лучших времен. Рынок услуг в области МСФО традиционно стимулировался задачами в области привлечения внешнего финансирования. Этот рынок до сентября прошлого года активно развивался, многие компании заявляли о подготовке отчетности по МСФО по итогам 2008 года. Но в конце года ряд компаний, ориентированных в 2006−2008 годах на заемное финансирование, оказались близкими к состоянию банкротства. Такие компании приняли решение о существенном сокращении всех издержек и также отложили переход или подготовку отчетности за 2008 год.
В целом 58 компаний из списка крупнейших АКГ по итогам 2008 года заработали на услугах в области МСФО 4 300 000 000 рублей.


 

 Наибольшим спросом пользовался аудит по международным стандартам. На его долю приходится около 53% совокупной выручки от МСФО-услуг. Еще 32% общего дохода от услуг в области МСФО у АКГ приходится на трансформацию отчетности. На сектор консультирования по вопросам международных стандартов (включая оценку) и обучение по-прежнему приходится около 15% совокупных доходов от практики оказания МСФО-услуг. Наибольший доход от услуг в области МСФО ведущим АКГ принесли предприятия нефинансового сектора — около 3 800 000 000 рублей, чуть больше 400 000 000 рублей — банки и около 135 000 000 рублей — страховщики и инвестиционные компании.
Очевидно, что нынешний год будет сложным для компаний, специализирующихся на предоставлении МСФО-услуг. В 2009 году значительно снизится спрос на услуги в области аудита и подготовки отчетности по международным стандартам. Необходимость в дорогостоящих услугах по подготовке международной отчетности отпала вместе с возможностью привлечь финансирование с международных рынков капитала. Те же, кто по-прежнему вынужден готовить отчетность по международным стандартам в силу, например, требования инвесторов, сокращают объем заказываемых услуг.

 

Аналитический обзор  подготовлен ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга», руководитель аналитического отдела Слесарева Юлия. При подготовке аналитических материалов использовалась информация:

   Информация, размещенная на Интернет-сайте http://www.expert.ru

ОБЗОР РЫНКА ФИТНЕС ЦЕНТРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПО ИТОГАМ 2009 ГОДА

На протяжении последних нескольких лет фитнес клубы активно развивались в Санкт-Петербурге, в том числе и за счёт выхода московских сетей. Однако по итогам 2009 года можно сделать вывод, что конкуренция в этом сегменте растёт быстрее, чем спрос на данные услуги. Это приводит к тому, что фитнес клубы увеличивают набор услуг, в том числе вкладывают значительные средства в строительство бассейнов. Кроме того, предлагаются разнообразные скидки и льготные программы. 
По итогам 2009 года в Санкт-Петербурге действует около 250 фитнес центров. Однако результаты подсчетов количества спортивных комплексов в Санкт-Петербурге разнятся, поскольку нет единого определения того, что является спортивно-оздоровительным комплексом. Они варьируются от современных, высококлассных комплексов до устаревших, больших учреждений для организации досуга и оздоровительных мероприятий. 
По оценкам специалистов, рынок фитнес центров ещё не достиг насыщения и существует потенциал для развития и увеличения количества клубов в первую очередь за счёт среднего ценового сегмента и за счёт охвата спальных районов. 
Основным направлением развития фитнес клубов до настоящего времени было стремление к месторасположению в центральном районе.
Но в последнее время, в связи с тем, что потребители предпочитают, чтобы спортивные комплексы находились вблизи их мест проживания, владельцы стараются строить комплексы в жилых районах, которые характеризуется наиболее высокой покупательной способностью населения. Важным условием для месторасположения фитнес клубов является их близость к основным магистралям.
Большинство современных первоклассных фитнес центров построены по специальному заказу собственников, или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора. Многие из комплексов возведены на отдельных участках или формируют часть многофункционального комплекса, такого как бизнес-центр, торговый центр или жилой дом, обеспечивающий необходимую критическую массу посетителей.

 

Предложение

В 2009 году количество фитнес клубов в городе значительно увеличилось. Возможно, именно кризис позволил расшириться многим сетям, арендовавшим хорошие помещения благодаря снижению ставок. В 2009 году расширились следующие сети:
• Fitness House
• Alex Fitness
• Планета Фитнес
• World Class
• Sport Life
• Olympic
• Extra Sport

В общей сложности пространство, занятое крупными клубами, увеличилось на 40 000 кв.м. 
В 2010 году продолжится тенденция расширения сетевых клубов и многие из них уже анонсировали свои планы по открытию новых фитнес-центров. Интересно местоположение одного из клубов, открывающегося в 2010 году. Спортивный клуб Fit Fashion площадью 3 500 кв. м планирует открыть «Фитнес бизнес девелопмент» на месте магазина одежды и аксессуаров класса люкс Vanity на Казанской ул. 
За последние 10 лет предложение спортивных комплексов постоянно росло. Это скорее связано со специфическими требованиями со стороны операторов, чем с избыточным строительством. 
За то же время фитнес центры эволюционировали от советских спортзалов и переоборудованных торговых помещений, чаще всего, в малообеспеченных районах, до новейших, современных, выполненных на заказ, отдельностоящих спортивно-оздоровительных комплексов и тех, что расположены в рамках деловых и торговых центров.
В Санкт-Петербурге представлены, как сетевые фитнес центры, так и единичные. Первая категория занимает небольшую долю рынка (около трети), но активно развивается. Большую часть в общем объеме рынка занимают одиночные несетевые клубы. 

Среди основных сетей, представленных в Санкт-Петербурге:
• Планета фитнес (11 клубов)
• Sport Life (11 клубов)
• Fitness House (10 клубов)
• Alex Fitness (8 клубов)
• Extra Sport (7 клубов)
• Olympic (5 клубов)
• Fitness Group (4 клуба)
• World Class (3 клуба)
• ФизКульт (3 клуба)
• New Age Fitness (3 клуба)
• Olympic Touch (3 клуба)
• Империя Фитнеса (2 клуба)

Среди сетевых клубов дольше всех (с 1997 года) на петербургском рынке работает «Планета фитнес» и она является на данный момент самой многочисленной в городе – 11 фитнес центров.

Кроме того, большую долю рынка в Санкт-Петербурге занимают физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные «Газпромом». На текущий момент в городе работает 6 таких комплексов и ещё для 7 выделены участки под строительство. Стоимость годового абонемента в таких комплексах 14,3 тыс. руб., что чуть ниже среднерыночных показателей. Таким образом, спортивные комплексы «Газпрома» составляют серьёзную конкуренцию фитнес-центрам Петербурга. 

Как правило, фитнес центры располагаются в:
• торговых центрах;
• бизнес-центрах;
• отелях;
• отдельностоящих зданиях;
• жилых комплексах.

Фитнес-центр занимает площади в среднем от 500 кв.м. (без бассейна) до 8 000 кв.м. (с бассейном). Являясь якорным арендатором, не увеличивает посещаемость торгового комплекса, поскольку потоки покупателей и посетителей фитнес центра не пересекаются. Площадь самого большого спортивного фитнес комплекса в Санкт-Петербурге  - Olympic на Дальневосточном пр. - составляет 8 000 кв. м.
Как правило, минимальный набор услуг в фитнес центре - около 10. Наиболее востребованными услугами в фитнес клубе являются: силовые занятия, занятия на тренажерах в группах, силовые занятия в сочетании с аэробными, танец живота, шейпинг с элементами бальных танцев. 

Другие услуги, предлагаемые фитнес центрами: 
• бассейн
• wellness -сочетание фитнеса и SPA
• залы для игровых видов спорта
• солярий

Перспективными направлениями для дальнейшего развития фитнес клубов являются wellness центры, в которых основной акцент делается на здоровье.
Что касается географического распределения, то фитнес центры представлены почти во всех районах города и максимальное их количество в Центральном районе, а также таких спальных районах, как: Приморский, Выборгский, Калининский, Невский. Спрос также ориентирован на эти районы (центральные деловые районы и густонаселенные спальные районы), поскольку люди предпочитают заниматься спортом либо рядом с работой, либо неподалеку от дома.

 

Спрос

Повышенный спрос на услуги фитнес центров наблюдался в 2004-2007 гг., когда этот сегмент начал активно развиваться. Начиная с осени 2008 года спрос снизился. Фитнес клубы отказались от повышения цен, привлекают посетителей скидками и акциями, уделяют большое количество повышению качества обслуживания и вкладывают средства в дополнительные услуги, самой затратной из которых является строительство бассейна. Спрос на фитнес услуги во второй половине 2009 года стабилизировался и показал небольшой рост. В 2009 году фитнес-клубы посещало 10,3% петербуржцев, в 2008 г. – всего 8,8%, согласно исследованию TGI-Russia «Комкон». Частота посещения фитнес-клуба возросла с 3,35 раза в месяц в 2008 г. до 3,61 раза в 2009. 
В течение года спрос на фитнес услуги распределяется неравномерно. Максимального показателя спрос достигает весной (март-апрель) и осенью (октябрь). Летом, а также в декабре-январе, как правило, спрос минимален.
По уровню дохода основную долю посетителей фитнес клубов составляют люди с доходом выше среднего. 
По половому признаку - 60-70% (в зависимости от клуба) владельцев абонементов  - женщины. 
По возрастному критерию наиболее активная группа клиентов фитнеса – люди в возрасте от 20 до 30 лет. 

Современный фитнес-клуб должен отвечать нескольким ключевым критериям. 
  • Площадь. Площадь фитнес-клуба в Санкт-Петербурге составляет 2 500 кв.м. Это обеспечивает достаточное пространство для просторных раздевалок, игровой зоны, детской зоны, зоны обслуживания и ресторана.
• Бассейн. Составляющая инфраструктурафитнес-клуба премиум класса и средней ценовой категории.
• Детский фитнес. Детский фитнес и программы фитнес-клуба для детей приобретают все большее значение в экономике фитнес-клуба.
• Парковка. Наличие парковки существенно повышает привлекательность центра в сравнении с аналогичным объектом, не оснащенным парковкой, поскольку более двух третей клиентов фитнес-клуба имеет личный автотранспорт, в связи, с чем проблема парковочных мест всегда остается актуальной.
• Инженерные системы. Состояние инженерных систем напрямую влияет на привлекательность фитнес-клуба. Обязательным условием является достаточность электроснабжения, водоснабжения и отопления здания центра.

Информация о работе Отраслевой консалтиннг