Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:32, контрольная работа
Рынок - это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой.
Введение
Глава 1. Сущность и структура рынка
1.1 Сущность рынка
1.2 Виды рынков и их структура
1.3 Функции рынка
1.4 Взаимосвязь рынков
1.4.1 Анализ общего равновесия
1.4.2 Система уравнений общего равновесия
Глава 2. Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков
2.1 Взаимосвязь мировой финансовой системы и рынка нефти
2.2 Потенциал развития российского НГК
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
В итоге были сделаны следующие выводы.
Рынок - это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру. Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы: по объектам купли-продажи, по пространственному размещению, по формам собственности, по характеру продаж, по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса, по видам конкурентной борьбы, в зависимости от характера сделок, с точки зрения рыночного законодательства. А взаимодействие этих рынков - результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость различных товаров. Поэтому простейший анализ должен включать как минимум четыре этапа: первичное изменение, рынки взаимозаменяющих товаров, рынки взаимодополняющих товаров, эффект обратной связи.
Изменения
в мировой системе, которые произошли
с начала века, привели к тому,
что практически стерлись границы
между валютным, фондовым и товарными
рынками. В итоге следует воспринимать
эти рынки как сегменты единой
мировой финансовой системы. Таким
сегментом стал и рынок нефтяных
фьючерсов. Взаимосвязь различных
сегментов финансового рынка, - это
сильнейшая взаимосвязь цен на нефть
и валютной пары евро/доллар, также
прослеживается сильная взаимосвязь
цен на нефть и фондовых индексов.
Это свидетельствует о
Валютные, фондовые и товарно-сырьевые рынки сегодня являются взаимосвязанной системой с очень сложными связями и значительным количеством факторов, вызывающих изменение котировок. Поэтому сегодня необходимо уделять повышенное внимание изучению этих связей в изменившихся условиях. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма.
рынок энергетический российская экономика
Эффективность экономики рыночного типа во многом определяется способностью рыночной системы к саморегулированию.
Рыночное саморегулирование - это автоматическое взаимодействие спроса и предложения, конкуренция на формирование цен, объемов производства и продаж, уровень потребления, эффективность производства, качества работы. |
Результатом такого саморегулирования рыночной экономики является её равновесное состояние, которое обеспечивает балансом двух противоположных сил: спроса и предложения, с одной стороны и рыночных цен с другой.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящихся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе
с этими обобщенными
С позиций
количественного измерения
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы представлено формулой y = a / x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривого предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаемые фирмами ради прибыли. Например, фирмы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгодно продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективен трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичен спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Поведение
покупателей определяет объем спроса
на товар, ведущая роль, в формировании
которой принадлежит цене. Обратная
зависимость между ценой товара
и его количеством, которое покупатели
хотят и могут приобрести, носит название
закона спроса, который гласит, что при
прочих равных условиях величина спроса
на товар тем выше, чем ниже цена этого
товара и наоборот. Изменение количества
товара, которое покупатели могут приобрести,
от изменения цены этого товара называется
изменением величины спроса. Однако цена
является не единственным фактором, оказывающим
влияние на желание и готовность приобрести
товар. Изменения, которые вызваны воздействием
всех других факторов кроме цены, называется
изменением спроса.
К внеценовым факторам относятся качество
продукции, изменение вкусов, изменение
доходов населения.
Прямая связь между ценой товара и объемом товарного предложения, при прочих равных условиях, носит название закона предложения |
Суть этого закон состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена товара.
Объем предложения -это то количество товаров, которое продавец в определенный период времени поставляет на рынок при данном уровне цен. |
Кроме цены на предложение
оказывают влияние и другие факторы:
государственное вмешательство, изменение
издержек, изменение численности
производителей, форс-мажорные обстоятельства.
В этом случае говорят об изменение
предложения.
На рынке происходит непрерывное соприкосновение
интересов продавцов и покупателей. Если
при этом они не изменяют своего экономического
поведения, значит имеет место ситуация
рыночного равновесия. Такая ситуация
предполагает, что количество товара,
которое покупатели хотят приобрести
по данной цене, постепенно совпадает
с количеством товара которое продавцы
готовы и могут предложить по этой же цене.
Рыночный механизм действует таким образом,
что любое нарушение равновесия влечет
за собой его автоматическое восстановление.