Понятие и классификация информационных технологий управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование информационных технологий на примере
Задачами настоящей курсовой работы являются:
-рассмотреть роль информационных технологий в управлении
- изучить основные тенденции и проблемы в области разработки и применения информационных технологий;
- раскрыть вопросы организации и руководства информационными технологиями;
- дать характеристику программных продуктов применяемых на предприятии;
- разработать пути совершенствования управленческой деятельности на предприятии

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Жизнь современного предприятия немыслима без применения компьютерных технологий в области управления, автоматизации документооборота, финансового и материального учета, информационной поддержки основной деятельности. Задача построения комплексной информационной системы производственного предприятия, торговой фирмы, финансовой организации, государственного учреждения при ее конкретной реализации всегда имеет свои особенности и требует индивидуального подхода.

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что отсутствует определение политики инновационного типа ориентированной на повышение эффективности использования информационных технологий в системе управления (стратегического, тактического и оперативного) предприятием.

Это определило выбор темы исследования, ее направленность и анализ полученных результатов, которые заключаются в определении системы управления предприятием в условиях трансформации информационной среды при проведении промышленной политики инновационного типа (и использовании информационных технологий) и исследовании границ экономической эффективности использования информационных технологий в управлении предприятием.

Технология управления – одна из наиболее сложных и трудно формализуемых областей человеческой деятельности. Реализованные в течение последних десятилетий различные автоматизированные системы управления и системы автоматизированного проектирования сыграли определенную положительную роль при решении задач интенсификации производства и повышения эффективности управления в регионе. Были преодолены большие психологические, организационные и технологические барьеры, связанные с внедрением информационных технологий в систему управления; определены роль и место систем автоматизированного управления, подготовлены специалисты, способные эффективно использовать этот инструмент управления. На многих промышленных предприятиях региона реализованы и успешно действуют новые информационные технологии, такие как, Интернет, Интранет и Экстранет. Однако, чем сильнее развивается эта область средств управления, тем яснее становится, что эффективность систем организационного управления развивается не пропорционально вкладываемым в эту сферу средствам и затрачиваемым усилиям.

Основной целью курсовой  работы является исследование информационных технологий на примере

Задачами настоящей курсовой работы являются:

-рассмотреть роль информационных  технологий в управлении 

- изучить основные тенденции  и проблемы в области разработки  и применения информационных  технологий;

- раскрыть вопросы организации и руководства информационными технологиями;

- дать характеристику программных  продуктов применяемых на предприятии;

- разработать пути совершенствования  управленческой деятельности на предприятии  

Объектом исследования является

Предметом исследования является применение информационных технологий на объекте исследования.

 

 

Понятие и классификация  информационных технологий управления

 

 

 

   Информационные  технологии (ИТ) – совокупность методов  и  программно-технических средств, объединенных  в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а так же повышения их надежности и оперативности.

 

     Информационные  технологии в сфере экономики  управления – это комплекс методов  переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную  информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления

 

 Информационная  система (ИС) –  упорядоченная совокупность документированной  информации и информационных  технологий. Проектирование и эксплуатация  информационных систем обеспечиваются  следующими средствами: программными (программы для компьютеров, различного назначения); техническими (аппаратные средства, вычислительной техники и связи, обеспечивающие размещение и обработку информационных ресурсов на персональных компьютерах, в локальной сети, в региональной сети, в сети международного информационного обмена); лингвистическими (словари, классификаторы, тезаурусы); правовыми (положения, уставы, должностные инструкции); организационными (инструкции, методики, схемы, описания и другая эксплуатационная документация); кадровыми (квалифицированными специалистами отдела информационных технологий, привлекаемые специалисты)

 

     Все виды информационных  систем и сетей, технологии и  средств их обеспечения  составляют  специальную отрасль  экономической  деятельности, развитие которой  определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из 4 этапов: разработка (техническое задание, технический проект, рабочая документация), ввода в эксплуатацию (предэксплуатационное накопление данных, испытание информационных технологий, сертификация, установка на объекте), эксплуатации (эксплуатационное накопление данных и ситуационное изменение данных, использование на объекте, услуги заказчикам), списания.

 

     В качестве основного  классификационного признака автоматизированных  информационных систем (АИС) целесообразно  рассматривать особенности автоматизируемой  профессиональной деятельности - процесса  переработки входной информации  для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системы.

 

     В соответствии с  предложенным классификационным  признаком можно выделить следующие АИС:

 

     - автоматизированные  системы управления (АСУ);

 

     - системы поддержки  принятия решений (СППР);

 

     - автоматизированные  информационно-вычислительные системы (АИВС);

 

     - автоматизированные  системы обучения (АСО);

 

     - автоматизированные информационно справочные системы (АИСС).

 

     Автоматизированная  система управления представляет  собой  автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации  всех или большинства задач  управления, решаемых коллективным  органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом (АСУП) и АСУ техническими средствами (АСУТС).

 

     Системы поддержки  принятия решений –  это интерактивные  компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализированные базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятия решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям определенным образом ставить ряд вопросов типа "что, если", получая в интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты действий.

 

     Искусственный интеллект (ИИ) – это информационная технология, конечная цель которой состоит  в создании компьютера, умеющего думать, видеть, слушать и чувствовать подобно человеческому существу. Наибольшее организационное воздействие ИИ оказывает в области экспертных систем. Экспертная система (ЭС) пытается копировать мыслительные процессы, свойственные в ходе процесса принятия решений профессионалам и менеджерам. ЭС разрабатывается посредством кодирования знаний специалиста из области правил принятия решений, которые записываются в компьютерную программу, моделирующую определенную стратегию решения задач. ЭС имеют значительное сходство с системами поддержки принятия решений. По существу, обе они обеспечивают высокий уровень, поддержки занятых решением рабочих задач пользователям. Однако ЭС применяются, как правило, для работы с повторяющимися проблемами в узких сферах деятельности и предлагают рекомендации, тогда как системы поддержки решений используются в решении уникальных, имеющих сложную природу проблем.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ  НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В УПРАВЛЕНИИ

 

1.1. Роль информационных технологий в управлении предприятием

 

Исторически сложилось, что для информационных технологий (ИТ) в управлении предприятием отводилась сервисная, вспомогательная роль. Это было обусловлено, прежде всего, существовавшим к началу 90-х годов уровнем развития теории и практики ИТ. Основные усилия в области ИТ в то время были направлены на автоматизацию отдельных функций на рабочих местах сотрудников предприятий. Соответственно, основная цель этих процессов формулировалась как облегчение работы при выполнении рутинных операций, ускорение выполнения работ и повышение качества конечного результата.

Революционные изменения, произошедшие в последнее десятилетие, связанные в первую очередь с удешевлением вычислительной техники, приближением вычислительных мощностей к рабочим местам сотрудников и развитием программного обеспечения, привели к переосмыслению роли ИТ в деятельности современных предприятий.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и в дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разнообразных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).

Системы информационного обеспечения решают следующие задачи:

1) определение потребителей информации, ее состава, периодичности циркуляции (обеспечение информационного сопровождения управленческой, производственной и других видов деятельности), форм представления (в виде диаграмм, графиков, текста, таблиц в форме, удобной для руководителей);

2) определение источников информации, обеспечение доступа к ней из внутренних и внешних источников;

3) унификация и организация процессов  и средств сбора, регистрации, обработки, хранения, обновления, передачи и  использования информации, распределение  этих задач между подразделениями;

4)организация потоков информации, формирование комплекса технических  средств для организации информационных  потоков (информационно-телекоммуникационных  систем, систем диспетчеризации  и мониторинга), развитие и создание  новых информационных и телекоммуникационных технологий и поэтапное формирование единого информационного пространства организации, обеспечение управления информацией в разнородных (многоплатформных) комплексах;

5)организация хранения массивов  информации (разработка системы  классификаторов, хранение данных и информации в унифицированных форматах);

6) формирование унифицированной  системы документации, разработка  документооборота и технологических  процессов формирования документов, установление порядка их составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения;

7)формирование и эксплуатация  системы взаимодействия информационной  системы и менеджеров, организация  использования информации для  оценки тенденций, альтернатив решений  и действий, разработки прогнозов, выработки стратегии;

8) организация обратной связи — осуществление коррекции входной информации по информации, переработанной в организации.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать высокую степень  расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

2) включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной  цели;

3) иметь регулярных характер. Этапы, действия, операции технологического  процесса могут быть стандартизованы  и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

В настоящее время ИТ рассматриваются как рычаг для оптимизации бизнес-процессов предприятия на основе сквозной автоматизации составляющих их бизнес-функций. С этим связано появление специализированных инструментов для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений на всех уровнях управления предприятием (SAS, Oracle Express, Business Object и др.), а также интегрированных систем управления предприятием (SAP R/3, Oracle Application, BAAN и т. д.).

 

1.2. Основные тенденции и проблемы  в области разработки и применения  информационных технологий

 

В связи с бурным развитием телекоммуникационного сервиса и возможностью доступа к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов произошло смещение акцентов в формулировании критериев эффективности автоматизированных систем и технологий. Если в условиях административно-командной системы основной упор делался на выявление затрат на машинную обработку информации, то в настоящее время актуальны прежде всего:

1) оперативное принятие решений;

2) степень адекватности аналитических  данных реальным процессам;

3) возможность использования экономико-математических методов и моделей для анализа конкретных финансово-производственных ситуаций.

Такая постановка вопросов привносит в практику предпринимательства и хозяйствования научно-исследовательский аспект, требует новых научно обоснованных решений, подходов и квалифицированных кадров.

Информация о работе Понятие и классификация информационных технологий управления