Понятие и классификация информационных технологий управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование информационных технологий на примере
Задачами настоящей курсовой работы являются:
-рассмотреть роль информационных технологий в управлении
- изучить основные тенденции и проблемы в области разработки и применения информационных технологий;
- раскрыть вопросы организации и руководства информационными технологиями;
- дать характеристику программных продуктов применяемых на предприятии;
- разработать пути совершенствования управленческой деятельности на предприятии

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий управления:

1) к изменению характеристик  информационного продукта, который  все больше превращается в  гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю персонального компьютера;

2) к параллельному взаимодействию  логических АИТУ, совмещению всех  типов информации (текста, графики, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств;

3) к ликвидации всех промежуточных  звеньев на пути от источника  информации к ее потребителю (например, становится возможным непосредственное  общение автора и читателя, продавца  и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов через систему видеоконференций, электронную почту и т. п.);

4) к глобализации информационных  технологий в результате использования  спутниковой связи и всемирной  сети Internet, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты (ведущая тенденция);

5)к конвергенции, рассматриваемой  как последняя черта современного  процесса развития АИТУ, которая  заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации деятельности фирм, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы.

 

1.3. Организация и руководство  информационными технологиями

 

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчётов в удобном для принятия решений виде.

 

Изменение роли информационных технологий в деятельности современного предприятия с неизбежностью приводит к переосмыслению места подразделения, отвечающего за развитие ИТ, в организационной структуре.

Исходя из понимания роли ИТ как сервисной, соответствующие структуры рассматривались как вспомогательные службы, задачей которых было удовлетворять нужды основных подразделений предприятия в решении текущих проблем поддержки деятельности посредством автоматизации. При этом, естественно, на них не возлагалась ответственность за обеспечение оптимизации бизнес-процессов предприятия.

Для решения такой задачи в деятельности службы ИТ определялись три основных процесса, определяющие жизненный цикл программного обеспечения.

Развитие - определение направлений и методов решения обозначенных информационных проблем (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процесс заказа).

Создание решений - обеспечение комплектацией средствами ВТ и связи рабочих мест, проектирование, разработка и внедрение программного обеспечения (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процесс разработки).

Эксплуатация и сопровождение - обеспечение бесперебойного функционирования и развития средств ВТ, связи и программного обеспечения (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процессы эксплуатации и сопровождения).

В этой триаде со временем функции создания решений и эксплуатации начинали доминировать. Сложность создания решений и осознание ответственности за бесперебойное функционирование систем автоматизации приводили к торможению развития ИТ на предприятии: каждый шаг в развитии порождал множество проблем на этапах создания решений и эксплуатации.

Кроме того, автоматизация предприятия, в связи с разрозненным решением отдельных задач, представлялась в итоге как множество слабо связанных (информационно и функционально) между собой программно-аппаратных комплексов. Соответственно, в этом случае говорить об информации как о ресурсе, объединяющем деятельность предприятия в единый цикл, не приходилось.

Для разрешения этих противоречий в мировой практике приняты следующие принципы позиционирования в структуре предприятия службы, ответственной за развитие информационных технологий.

Подразделение рассматривается как основное и позиционируется на уровне финансового управления, управления по материально-техническому обеспечению, управления по персоналу, как ответственное за информационные ресурсы предприятия.

Руководитель подразделения (CIO - chief information officer) подчиняется непосредственно первому лицу на предприятии.

На подразделение возлагается ответственность как за информационно-технологическое, так и за организационно-структурное развитие, согласованное с бизнес-задачами предприятия.

Основная функция подразделения - это управление всем комплексом вопросов, связанных с оптимизацией бизнес-процессов, на основе внедрения современных информационных технологий в области средств ВТ, связи и телекоммуникаций и программного обеспечения.

Функции создания решений и эксплуатации отделяются от подразделения - ответственность остается только за планирование, организацию и контроль по этим направлениям.

3. Ответственность и основные  функции

Исходя из изложенных выше принципов можно охарактеризовать ответственность и основные функции подразделения, управляющего организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия.

Ответственность:

1) соответствие бизнес-процессов  целям и задачам предприятия;

2) соответствие организационно-структурного  развития предприятия бизнес-процессам;

3) обеспечение функционирования  развиваемой наряду с предыдущими  двумя положениями ответственности  организационной структуры предприятия  на уровне максимально достижимой  эффективности и конкурентоспособности;

1) обеспечение разработки планов  и бюджетов организационно-структурного  и информационно-технологического  развития предприятия;

2) обеспечение успешного выполнения  работ по реализации планов  развития предприятия в части организационно-структурного и информационно-технологического развития.

Для определения функциональности ИТ-подразделения воспользуемся классификацией процессов, предлагаемой ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Процессы жизненного цикла программных средств определяются функции управления программой информатизации предприятия. В качестве осей для классификации функций выбраны этапы и организационные процессы жизненного цикла программного обеспечения, относящиеся к сфере деятельности самого предприятия.

 

Функции управления программой информатизации предприятия

Наименование процесса Подготовка и определение области управления Планирование Выполнение и контроль Проверка и оценка

Процесс заказа Разработка концепции, определение стратегии и тактики оргструктурного и ИТ-развития предприятия. Разработка ТЭО. Формирование бюджета Планирование и организация работ по созданию и реализации концепции. Выбор подрядчиков Разработка и ведение описания основных бизнес-процессов и предметной области предприятия. Контроль хода работ по созданию репозитория Оценка актуальности концепции бизнес-целям и задачам предприятия

Процесс Разработки Разработка технических требований к программно-аппаратным решениям Организация структур по управлению проектами и планирование работ. Организация обучения персонала предприятия Координация взаимодействия с подрядчиками в проектах. Контроль хода проекта Оценка решений на соответствие планам и требованиям

Процесс Эксплуатации Разработка методических материалов и регламентов эксплуатации программно-аппаратных средств Управление отношениями с эксплуатирующей организацией

(аутсорсинг) Оценка функционирования  и анализ использования существующих  программно-аппаратных комплексов

 

Таким образом, представленная классификация функций ИТ-подразделения может лечь в основу классификации стандартов предприятия в области управления организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия. Эти стандарты должны включать в себя описание структуры подразделения, его бизнес-процессов, должностные инструкции, методы и правила моделирования процессов, правила организации тендеров и конкурсов, стандарты на документирование и т. д. Подобная классификация опирается на ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, уточняет его и, соответственно, гармонизирована с ним.

 

Определение бизнес процессов в деятельности организации

 

Под организацией деятельности бизнес процессов понимается определение участников этой деятельности, их ролей, обязанностей и ответственности, а также формализация правовых решений и доведение их до заинтересованных лиц.

Назначение ответственного за всю деятельность по улучшению бизнес-процессов в рамках всего проекта. Этот человек должен занимать руководящее положение в организационной структуре проекта с непосредственным подчинением руководителю проекта. Именно этот человек должен организовывать и осуществлять всю работу по совершенствованию бизнес-процессов.

Утверждение всех участников работ и распределение ответственности по участкам работ. Создание плана мероприятий. Это значит, что все работы по улучшению бизнес-процессов должны иметь статус плановых. Методическое обеспечение деятельности по улучшению бизнес-процесса. Сюда входят:

Выбор адекватных методов и средств решения сложных проблем;

Обучение участников команды необходимым методам и средствам.

2. Разработка модели существующих бизнес-процессов

Деятельность по разработке модели существующих бизнес-процессов направлена на создание образа существующего состояния бизнес-процессов, т.е. создания модели как есть, и состоит из следующих работ:

-сбор информации о процессах;

-построение структурной модели  процессов;

-детальное моделирование процессов;

-измерение процессов.

 

Практическая часть

 

Работа 2. Исследование бизнес ситуации (Вариант №3).

Условие:

Предприятие состоит из двух крупных подразделений. Руководители финансовых отделов этих подразделений составили финансовые планы (бюджеты) и направили их руководству предприятия для анализа и выработки согласованной финансовой политики. На первом этапе руководство приняло решение провести анализ финансовых потоков. Средства (в млн. р.) и ожидаемые ежемесячные поступления и платежи для каждого подразделения представлены в таблице.

1. разработать финансовый план по предприятию в целом;

2. разработать прогноз наличия и движения средств по предприятию в целом;

3. на основе прогноза построить график зависимости значений показателя «наличие денежных средств» (строка 4) от периодов времени (месяцев);

4. провести анализ консолидированного плана по критерию его финансовой реализуемости. Признаком финансовой реализуемости плана является отсутствие отрицательных чисел для всех периодов;

5. в случае финансовой не реализуемости плана определить сроки и объёмы необходимых заёмных средств. Модифицировать консолидированный финансовый план (построить на отдельном листе), введя новые сроки, такие как «поступления кредитов», «платежи по возврату кредитов

6. сделать окончательный вывод, содержащий экономически обоснованное решение (например, о привлечении под определённый процент на определённое время заёмных средств, либо констатации финансовой не реализуемости представленного плана). Вывод представить в виде текста.

 


Информация о работе Понятие и классификация информационных технологий управления