Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:14, курс лекций
Информатизация предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры, в том числе и правовой.
Понятие, виды информационных технологий
Информатизация
Информационными ресурсами в целом являются:
- формализованные идеи и знания;
- различные данные;
- методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других физических потоков (в том числе на поиск требуемых данных) за счет их частичной замены и компенсации информационными потоками. Для этих целей применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации для интенсификации использования информационных ресурсов (снижения трудоемкости, повышения надежности, оперативности применения и т.д.).
Можно привести и краткий вариант определения, ориентированный на более широкое представление о технологии вообще.
Технология (в переводе с греческого techne означает искусство, мастерство, умение) - это совокупность средств и методов для достижения поставленных целей. Иными словами, некоторая совокупность действий или процесс, определяемый выбранной человеком стратегией и реализуемый с помощью набора различных средств и методов.
В данном предельно кратком определении подчеркивается главная идея: технология объединяет в себе две непременные части - средства и методы. Средства - это инструмент, сырье, некоторый исходный продукт и т.п. (в том числе и информация). Методы - это правила, приемы, способы манипулирования имеющимися средствами для достижения заданных целей. Последнее стало модным называть ноу-хау (англ. know-how - знать, как).
Если говорить о технологиях материального производства, то их цель - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. То есть, технология изменяет качество или первоначальное состояние материи, ориентируясь на характеристики и показатели требуемого продукта.
Цели же информационных технологий - производство информации для ее анализа человеком и на этой базе обоснование и принятие решений в конкретных или типовых жизненных ситуациях.
В современном обществе определился новый качественный этап развития информационной технологии - новая информационная технология, основными принципами которой являются:
- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь, совмещение форматов и т.д.) с другими программными продуктами;
- гибкость процессов изменения данных и постановки задач.
В целом указанную технологию можно определить и так, как предлагается ниже.
Новая информационная технология - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, применяющая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Можно выделить следующие
основные виды информационных технологий,
которые находят широкое примен
- обработки данных;
- управления;
- автоматизированных рабочих мест (автоматизация офиса);
- поддержки принятия решений;
- экспертных систем.
Так, в офисной деятельности основными примерами применения современных информационных технологий являются программы электронной почты, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы телеконференций и т.д.
Одной из самых популярных и общеупотребительных на сегодня информационных технологий является мультимедиа. Понятие мультимедиа обобщает различные технологии, объединенные с помощью соответствующих аппаратно-программных средств. К мультимедиа можно отнести:
- неподвижное изображение на экране дисплея, сопровождающееся звуковыми эффектами;
- графическое изображение со звуком;
- движущееся изображение;
- анимация, т.е. последовательность изображений, создающая эффект движущегося изображения (аналог мультипликации).
Как указано выше, осуществление всех технологических процессов над информацией происходит в информационных системах.
Виды информационных систем. Информационные системы подразделяются по организационно-техническому исполнению на ручные; механизированные; автоматизированные, выполненные, в том числе и на базе ЭВМ.
ЭВМ - это комплекс технических средств, предназначенный для автоматической обработки информации.
Компонентами информационных систем являются:
- люди (персонал) для обеспечивающих функций;
- информация, которая в них собирается, систематизируется, хранится и обрабатывается;
- процедуры сбора и методы преобразования информации;
- технические средства.
Функции информационных систем можно подразделить на подготовительные и основные. Подготовительные состоят в фиксировании и сборе первичных данных, систематизированном их хранении. Основные сводятся к поиску или обработке, документальному оформлению информации, передаче ее потребителям.
Из всего многообразия форм и видов информации, используемых человеком в процессе жизнедеятельности, выделим те из них, которые являются основными для решения задач управленческой работы во всем ее разнообразии. При этом отметим, что указанные виды информации во многом определяют процессы, функционирующие в человеческом обществе, и потому относятся к ряду основных информационных потоков.
Основные виды информации, циркулирующие в информационных системах:
1) цифровая (представляется цифрами);
2) текстовая (представляется буквами любого алфавита);
3) символьная (мнемоника, иероглифы, иные другие символьные информационные системы - торговые знаки фирм, дорожное эсперанто и т.д.);
4) предметно-визуальная (изображения, фотографии и т.п.).
На первом месте стоит
самый простой и
Современное развитие информатизации общества, повышение производительности и качественной эффективности различных систем обработки данных неразрывно связано с внедрением компьютерных информационных сетей. Применение информационных сетей можно рассматривать как одно из направлений использования систем связи, действующих практически без ограничения дальности передачи сообщений. Но главным отличием и достоинством данной технологии является возможность разнообразной обработки информации на расстоянии, а также, в случае необходимости, подключения к этому процессу дополнительных вычислительных средств, территориально удаленных друг от друга.
Именно эти обстоятельства способствуют столь широкому использованию, как различных концепций телеобработки данных, так и их организационных вариантов: глобальных, региональных, локальных вычислительных сетей. В последние годы отмечается устойчивая тенденция распространения локальных вычислительных сетей, основными звеньями которых являются персональные компьютеры. Перспективность их использования определяется возможностью организации многофункциональных автоматизированных рабочих мест пользователей с обеспечением обмена информацией на требуемой территории.
Поэтому при развитии современных компьютерных систем различного назначения отмеченные направления составляют основу концептуальных и практических решений.
1. Общая характеристика
информационно-вычислительных
Рассмотрим основные понятия, характеристики и организационные варианты дистанционного обслуживания пользователей ЭВМ.
Телеобработка данных - это такая организация информационно-вычислительного процесса, при которой ресурсы одной или нескольких ЭВМ одновременно используются многими пользователями через различные виды средств связи.
По архитектурному и организационному построению такая обработка данных имеет два принципиальных варианта: системная телеобработка и сетевая телеобработка (информационно-вычислительные сети).
При этом существуют различные способы структурирования информации, методы кодирования данных, алгоритмы взаимодействия компонентов систем и сетей.
Классификация средств телеобработки
на основные группы по существу не зависит
от архитектурных принципов
В историческом плане начало практики применения телеобработки данных приходится на конец 50-х - начало 60-х годов XX в., когда для обеспечения загрузки парка ЭВМ универсального назначения стали искать пути дистанционного использования возможностей машин.
Данный метод получил название системная телеобработка.
Системная телеобработка обеспечивает удаленному пользователю, как правило, не имеющему своих вычислительных ресурсов, доступ к комплексу на базе ЭВМ через различные виды телефонных коммутируемых и выделенных каналов связи, телеграфные каналы и другие физические линии.
Позднее появился вариант, который собственно и стали называть сетевой телеобработкой или информационной сетью.
Сетевая телеобработка (информационно-вычислительная сеть) обеспечивает объединение различных вычислительных средств в сеть, доступ локальных и удаленных пользователей к распределенным в сети информационно-вычислительным ресурсам и базам данных.
Этот метод обработки
В общем виде сети ЭВМ состоят из набора различных устройств: больших ЭВМ, персональных ЭВМ, терминалов, устройств печати, файловых процессоров и т.д., соединенных между собой каналами связи. Каналы связи представляют собой витые (телефонные) пары, коаксиальные кабели, волоконная оптика (передача светового сигнала по гибким стеклянным волокнам) и т.д. Каждое устройство подключается к каналу с помощью соответствующего согласующего контроллера.
Одна из основных отличительных особенностей сетей состоит в том, что каждое устройство, подключенное к сети, имеет возможность взаимодействия с любым другим устройством этой сети.
2. Классификация
информационно-вычислительных
По степени охвата сетью территорий и количеству пользователей сети делятся на:
- глобальные (WAN – Wide Area Network);
- региональные;
- локальные (LAN - Local Area Network);
- микро сети.
Представленные варианты классификации WAN и LAN разделяются в соответствии с используемыми протоколами (о которых подробнее будет сказано ниже).
Наиболее распространенными являются локальные вычислительные сети и микро сети, особенностью которых является то, что они размещены на ограниченной территории (до нескольких километров), а микро сети даже в одном помещении, под контролем одной организации, но с возможностью выхода во внешнюю среду - в региональные, охватывающие целый регион, (например: Хабаровский край) или национальные (глобальные) вычислительные сети (способные действовать вплоть до размеров всего земного шара). Чем глобальнее компьютерная сеть, чем больше пользователей она объединяет, тем больше вероятность утечки и порчи информации, циркулирующей в сети.
По конфигурации (топологии расположения) - схеме связей между узлами сети передачи данных - наибольшее распространение получили сети:
- с кольцевой
топологией (центральная и
- с шинной
топологией (центральная и
- со звездообразной топологией (от центральной ЭВМ подключение идет по радиально отходящим в стороны лучам).
Кроме того, существуют сети с древовидной топологией и многосвязные сети. Древовидные и многосвязные сети являются, в сущности, комбинацией сетей типа: «кольцо», «звезда» или «общая шина».
Топология сети во многом определяет надежность сети, сложность сетевых контроллеров, сетевого математического обеспечения и соответственно сервиса, представляемого пользователю, и в конечном итоге стоимость сети.