Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:14, курс лекций
Информатизация предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры, в том числе и правовой.
Утилиты - вспомогательные системные обрабатывающие программы операционной системы, обеспечивающие пользователей различными средствами обращения с наборами данных.
Жесткий диск сервера при установке конфигурируется в одну или несколько областей, называемых томами. Разбиение одного диска на тома можно сравнить с выделением разделов на жестком диске под управлением MS-DOS. Каждый том имеет ряд каталогов, которые, в свою очередь, делятся на подкаталоги, содержащие файлы. Таким образом, система хранения файлов в ЛВС следующая:
- жесткие диски;
- тома;
- каталоги;
- подкаталоги;
- файлы.
В общем, древовидное, иерархическое построение структуры жесткого диска файлового сервера похоже на структуру DOS. Операционные системы ЛВС аналогичны оболочке DOS и идентифицирует большинство DOS команд. Поэтому при поиске данных должны быть заданы ветви дерева каталогов, как и в MS-DOS, например:
сервер\том:\каталог\...\
Для упрощения пути к искомому каталогу при конфигурировании жесткого диска сервера используется метод назначения логических дисков, который позволяет обозначить структуру любого подкаталога со всеми его ветвями как отдельный логический диск, например "е.". В этом случае пользователю для поиска нужного подкаталога необходимо использовать знакомую по программе NORTON COMMANDER процедуру выбора диска.
6. Пользователи сети
Прежде, чем приступить к работе в сети, каждому должно быть определено положение в качестве пользователя. Существует три квалификационных уровня:
- диспетчер сети (супервизор);
- оператор сети;
- постоянные пользователи сети.
Супервизор (диспетчер) - отвечает за четкую работы всей сети, перестраивает систему, следит за ее усовершенствованием, обновлением и техническим состоянием. Он является единственным пользователем, который определяет нового пользователя, устраняет из сети действующего, расширяет и ограничивает права других пользователей. Супервизора невозможно удалить из списка пользователей.
Операторы сети - это постоянные пользователи, которым выданы определенные привилегии. Например, оператор FCONSOLE - это потребитель сети с правом пользования сервисной программой FCONSOLE.
Постоянные пользователи - люди, пользующиеся сетью. Для удобства в работе пользователи могут объединяться в группы в зависимости от спецификации запрашиваемой ими информации или от типа выполняемых работ.
Haпpимep, студенты, обучающиеся по единой программе, могут стaть члeнaми гpyппы STUD или Курсант. Супервизором им могут быть спущены единые полномочия, в пределах которых разрешается пользоваться программными и аппаратными ресурсами, что значительно упрощает процесс обмена данными между членами конкретной группы.
7. Информационные ресурсы глобальной сети Internet
В дословном переводе Internet – это межсеть. Тогда, в узком смысле Internet – это объединение сетей. Однако в последние годы у этого слова появился и более широкий смысл – Всемирная компьютерная сеть. Internet можно рассматривать в физическом смысле как миллионы компьютеров, связанных между собой всевозможными линиями связи. Но такой «физический» взгляд слишком узок. Лучше рассматривать Internet как некое информационное пространство.
Internet не является
совокупностью прямых
Таким образом, Internet представляет собой как бы «пространство», внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его можно сравнить с теле- и радио эфиром, хотя есть очевидная разница. Например, в том, что в эфире никакая информация хранится не может. В Internet же она перемещается между компьютерами, составляющими узлы сети, и может хранится на их жестких дисках заданное время.
Стек протоколов TCP/IP. В сущности, это целое семейство программно-реализованных протоколов (более 100), позволяющих подключать к сети и согласовывать технические характеристики самых разнообразных компьютеров.
Появившийся в начале 80-х г. XX в. протокол играет принципиально важную роль для современной сети. В чем же она состоит? Прежде всего, уточним, что в техническом понимании TCP/IP – это не один сетевой протокол, а два, лежащих на разных уровнях (поэтому и название стек протоколов).
Протокол TCP (Transfer Control Protocol) – протокол транспортного уровня (см. выше семиуровневую модель взаимодействия открытых систем). Он управляет тем, как происходит передача данных, контролирует целостность передаваемой информации. Иными словами, обеспечивает связь между двумя узлами с гарантированной доставкой информации.
Протокол IP (Internet Protocol) – адресный. Он принадлежит сетевому уровню и определяет, куда происходит передача данных. У каждого участника Всемирной сети должен быть свой уникальный адрес (IP – адрес). Без этого нельзя говорить о точной доставке TCP пакетов на нужное рабочее место.
Данный адрес выражается очень просто – четырьмя байтами, например: 944.39.46.12.
Поскольку один байт содержит до 256 различных значений (это рассматривалось в 1 теме), то теоретически с помощью 4 байт можно выразить более четырех миллиардов уникальных IP – адресов (256 в 4 степени за вычетом некоторого количества адресов, используемых в качестве служебных). На практике же из-за особенностей адресации к некоторым типам локальных сетей количество возможных адресов составляет порядка 2 млрд. Эта величина достаточно большая, но ее ограниченность проявляется с каждым днем. Как только широко разовьются службы, взаимодействующие с мобильными средствами связи (сотовыми радиотелефонами), узость поля IP – адресов может дать о себе знать.
По данному адресу каждый компьютер может определить, кому из ближайших «соседей» надо переслать пакет, чтобы он оказался «ближе» к получателю. В плане близость понимается не географическое расстояние, а условия связи и пропускная способность линии. Так, два компьютера на разных континентах, но связанные высокопроизводительной линией космической связи, считаются более «близкими», чем два компьютера из соседних поселков, связанные простым телефонным проводом. Решением вопросов, что считать ближе, а что дальше, занимаются специальные средства – маршрутизаторы.
8. Службы Internet
Работа во Всемирной
сети реально связана с
В простейшем понимании служба – это пара программ, взаимодействующих по определенным правилам (протоколам). Одна из программ пары – сервер, другая – клиент. Первая обеспечивает взаимодействие серверного оборудования и его программного обеспечения. Вторая – клиентского оборудования и его программного обеспечения.
Разные службы имеют разные протоколы – прикладные протоколы. Их соблюдение обеспечивается и поддерживается работой специальных программ. Таким образом, чтобы воспользоваться какой-то из служб Internet, необходимо установить на компьютере клиентскую программу, способную работать по протоколу данной службы, и подключить ее к серверной программе. Например, для использования электронной почты, необходимо соблюсти протоколы отправки и получения сообщений, Для этого надо иметь программу (почтовый клиент) и становить связь с почтовым сервером. Аналогично работают и другие службы.
Терминальный режим (Telnet). Исторически одна из ранних служб удаленного управления компьютером, например для выполнения сложных расчетов на удаленных вычислительных центрах. Сейчас, с возрастанием мощностей персональных ЭВМ, подобных задач становится меньше, но служба продолжает работу. Допустим, для дистанционного управления техническими объектами (телескопами, промышленными роботами, видеокамерами, автоматизированными складами и др.).
Электронная почта (E-mail). Также одна из более ранних и сейчас распространенных служб, базирующаяся на почтовых серверах. Здесь и далее под сервером может пониматься не только сам компьютер, но и программное обеспечение. Тогда, один узловой универсальный компьютер может выполнять функции нескольких серверов. Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата.
Почтовая служба основана на двух прикладных протоколах SMTP (отправка корреспонденции на сервер) и POP3 (прием поступивших сообщений). Существует большое разнообразие клиентских почтовых программ, например Microsoft Outlook Express (Windows 98), Microsoft Outlook 2000, The Bat!, Eudora, Pegasus mail.
Списки рассылки (Mailing List). Обычная электронная почта предполагает наличие двух партнеров по переписке. Если же партнеров нет, то достаточно большой поток почтовой информации можно обеспечить, подписавшись на списки рассылки. Это специальные тематические (по самым разнообразным темам) серверы, собирающие информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты.
Служба телеконференций (Usenet). Она похожа на циркулярную рассылку электронной почты, в ходе которой одно сообщение отправляется не одному корреспонденту, а сразу большой группе (называемой телеконференцией или группой новостей). Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все серверы, с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. Процесс в целом похож на цепную реакцию.
Ежедневно в мире создается порядка миллиона сообщений для группы новостей. Поэтому вся информация разбита на тематические группы (порядка 50 000). Охват земного шара менее чем за сутки, хранение сообщений на серверах – порядка недели (для желающих познакомится). Предусматривается автоматизированный и автоматический отсев бесполезных или случайных (например, рекламы) сообщений - модерация.
Основной прием использования групп новостей состоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру по тематике телеконференции. Возможен регулярный просмотр сообщений тематических телеконференций по сфере своей деятельности – мониторинг информации.
При отправке сообщений
указывается адрес своего основного
почтового ящика или
Работают в телеконференциях также специальные клиентские программы, например указанные выше Microsoft Outlook. Программу настраивают на взаимодействие с сервером групп новостей, оформляют подписку на определенные тематические группы и периодически получают, как по электронной почте, все поступившие сообщения. Подписка здесь не предполагает со стороны клиента никаких обязательств или платежей – это лишь указание серверу о том, что какие тематические сообщения надо доставлять. Отменить подписку или изменить ее содержание можно в любой удобный момент.
Служба World Wide Web (WWW). Является одной из самых популярных служб Internet. Она относится к системам автоматизированного поиска информации. Среди этих систем, кстати, находятся еще две менее используемые службы, но также имеющими своеобразные сервисные возможности. Это – гипертекстовая служба Gopher (по ключевым словам и фразам) и система WAIS (для задач индексирования и последующего поиска в больших объемах неструктурированной информации - обычно текстовой).
World Wide Web – это единое информационное пространство. Оно состоит из взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web – серверах. Отдельные его документы называются Web – страницами (насчитывающими уже несколько миллиардов со значительным темпом роста количества). Тематически объединенные группы являются Web – узлами.
Данные документы не
привязаны к конкретному
Современной сервисной возможностью является применение так называемых активных компонент. Это тоже объекты, но содержащие кроме мультимедийных и иных типовых данных еще и программные коды. Последние могут выполнять определенные действия на компьютере клиента. При этом большое значение имеет настройка броузера и политики безопасности конкретного компьютера, чтобы подобная внедренная программа не совершила каких-либо разрушительных операций (подобно компьютерным вирусным атакам). Соответственно, для компьютеров с повышенными требованиями безопасности прием активных компонент может полностью исключаться.