Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:14, реферат
Считается, что проблема человеческих потребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности.
Введение.
Информационные потребности
Классификация информационных потребностей
Социальные сети
Используемая литература
Сочинский государственный
университет
На тему:
Потребности
в новых информационных технологиях. Социальные
сети.
Реферат выполнила:
Студентка 2 – го курса
Стрельбицкая Яна
Реферат проверила:
Мочалова
Людмила Яковлевна
Сочи 2011
г.
Содержание.
Введение.
Введение.
Считается,
что проблема человеческих
Под влиянием
внешних социальных факторов
у человека формируется
Информационные
потребности можно определить как
осознанную потребность в информации,
необходимой для получения
При этом следует иметь в виду, что практически каждый современный человек занимается не только профессиональной, но и другими видами деятельности (учится, занимается общественной работой, имеет какое – то хобби, увлекается спортом, устройством своего быта и т. д.). Любая профессиональная и непрофессиональная деятельность порождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может быть много разных, но характеру и содержанию информационных потребностей. Если профессиональная деятельность человека носит повторяющийся, так называемый репродуктивный характер, основанный на полученной когда –то информации и жизненном опыте, то и необходимость в получении информации будет минимальной. Всё это необходимо учитывать при организации библиографического обслуживания.
Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулирует новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.
Как известно, основными элементами деятельности являются: субъект, предмет, цель, средства и методы.
Через субъекта деятельности осуществляется связь всех ее элементов: цель реализуется в предмете через средства путем системы действий и операций. Однако прежде чем осуществить деятельность, субъект планирует и имитирует ее в своем сознании. Здесь нельзя не вспомнить высказывание К. Маркса о том, что самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем строить объект, он уже построил его в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале процесса имелся уже в представлении работника. Следовательно, сознание человека выступает как непосредственный механизм управления деятельностью, ее побудительной, регулирующей и контролирующей частью. Такое сознательное руководство деятельностью возможно потому, что ему предшествует этап отражения объективных условий этой деятельности и «построения» ее субъективного образа - идеальной модели. Важно отметить, что модель имеет информационный характер. Иначе говоря, она создается в сознании человека на основе имеющихся у него знаний. Поэтому успешная реализация деятельности, достижение цели находится в прямой зависимости от получаемой субъектом информации.
Поскольку создание модели является обязательным условием сознательной человеческой деятельности, субъект стремится восполнить нехватку информации. Создание целостной модели деятельности наталкивается на трудности и не может далее осуществляться без ориентировки в информационной ситуации.
Каким же образом человек находит нужную ему информацию? Как происходит ее «узнавание»? Очевидно, для «узнавания» необходимой, но отсутствующей информации человек должен иметь о ней некоторые, хотя бы приблизительные представления, на основании которых он мог бы осуществлять поиск, отбирать и оценивать различные источники информации и имеющиеся в них сведения.
Естественно, что
эти представления будут только
в некоторой степени
Все сказанное отнюдь не снимает ведущей роли деятельности в процессе формирования информационных потребностей, так как именно в деятельности складывается определенная информационная ситуация, осознание которой ведет к активизации субъекта и возникновению у него представлений о необходимой информации. На это указывает, в частности, широко распространенное в науке мнение о том, что правильная постановка задачи есть уже половина ее решения. Действительно, правильно поставить задачу -- это значит создать такую информационную ситуацию, которая направляет субъекта на информацию, требуемую для решения проблемы, т. е. ситуацию, в которой у субъекта формируются адекватные представления о необходимой информации.
Таким образом,
мы можем выделить три характерных
момента в структуре
1) чувство нехватки
чего-то и стремление
2) наличие представлений,
хотя бы приблизительных, о
том, какая информация
3) представления
о необходимой информации
Информационный потенциал оказывает влияние прежде всего на предметное содержание информационных потребностей. При этом наблюдается прямая зависимость между богатством информационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию: чем шире и глубже информационный потенциал субъекта в определенной области, тем точнее и дифференцированнее его информационные потребности. Отсутствие у субъекта соответствующего информационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных и неадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить часто наблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактически одинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у них различных по содержанию потребностей.
Следует отметить,
что не любая деятельность человека
ведет к формированию у него соответствующих
информационных потребностей. Это прежде
всего зависит от целей деятельности и
имеющегося у субъекта информационного
потенциала. В том случае, когда субъект
повторяет уже осуществленный, по крайней
мере, однажды, акт деятельности, реализовавшей
цель, необходимость в получении информации
будет минимальной или вообще не возникнет
на протяжении определенного периода
деятельности. Это можно наблюдать в повседневной
жизни многих людей, в том числе и имеющих
специальное образование. Подобное пассивное
отношение к получению новой информации
позволило в литературе именовать таких
специалистов «непотребителями информации».
Однако постановка новой задачи или изменение
условий деятельности, а тем более и то,
и другое вместе взятое неизбежно вызовут
информационную потребность, которая
может быть удовлетворена как путем чтения
литературы, так и другими способами (личные
контакты с коллегами, участие в конференциях
и т. д.).
Одним из сложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение на взаимосвязанные классы (отсюда и название -- классификация) по каким-либо существенным признакам. С научной точки зрения классификация информационных потребностей важна для правильного понимания механизма и закономерности их возникновения, определения свойств и особенностей проявления, их значения в библиотечно-библиографической деятельности. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание в библиотечно-библиографической работе.
Известны различные
подходы к классификации
На самом деле под объективными информационными потребностями понимаются не потребности в информации, а те условия деятельности человека (субъекта), которые порождают информационные потребности. Выходит, что эти условия и являются информационными потребностями, существующими вне человека, а когда эти условия отражаются в сознании субъекта, они становятся субъективными информационными потребностями.
Такой подход к классификации информационных потребностей является ошибочным. Ведь чтобы у субъекта возникла информационная потребность, помимо отражения условий деятельности он должен полагать нужную информацию в своем сознании, т. е. иметь о ней некоторое представление. Если бы информационная потребность возникла непосредственно из условий деятельности, тогда эти условия вели бы к возникновению у разных людей одинаковых информационных потребностей. В этом нетрудно убедиться на простом примере. Представим себе, что над решением одной и той же задачи в одинаковых условиях трудится несколько человек с разными знаниями предмета деятельности, в том числе и те, которые имеют первоначальное, а тем более отдаленное представление об этом предмете (например, ученый в области элементарных частиц физики, студент физико-технического вуза и лаборант).
Согласно рассматриваемому
подходу у них должны были бы появиться
одни и те же по содержанию информационные
потребности, чего быть не может. Ведь
представления о той
Таким образом, при одинаковых условиях деятельности возникающие у разных субъектов потребности могут различаться по точности и полноте той информации, которая действительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причем практически каждая информационная потребность будет содержать как правильные, так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку они зависят от тex знаний, которыми обладает субъект (от его информационного потенциала).
Понятие об объективных
информационных потребностях возникло
на основе обнаружения в силу ряда
причин неполного соответствия запрашиваемой
специалистами информации той, действительно
необходимой, которая им нужна для
решения соответствующих
Информация о работе Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети