Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Считается, что проблема человеческих потребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение.
Информационные потребности
Классификация информационных потребностей
Социальные сети
Используемая литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

Сочинский государственный  университет 
 
 
 

                                Реферат

На тему:  
 

 Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети. 
 
 
 
 

Реферат выполнила:

Студентка 2 – го курса

Стрельбицкая Яна

Реферат проверила:

Мочалова  Людмила Яковлевна 
 

Сочи 2011 г. 

Содержание. 

    Введение. 

  1.  Информационные  потребности
  2. Классификация информационных потребностей
  3. Социальные сети
  4. Используемая литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 
       
       

  Считается,  что проблема человеческих потребностей  является одной из центральных  и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности. Поэтому о потребностях судят по их проявлениям в конкретной  деятельности человека.

  Под влиянием  внешних социальных факторов  у человека формируется потребность  в знаниях, без которых невозможно  его становление как личности. Эту потребность на определенном  этапе жизненного пути удовлетворяют  семья, «улица», школа, вуз.  Но впоследствии, в реальных жизненных  условиях приобретенных ранее  знаний оказывается недостаточно. Возникает осознанная нужда в  дополнительных знаниях, отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. Иначе говоря, появляется нужда в информации, на основе использования которой возможно формирование нового знания. Эта потребность осознается человеком как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Информационные  потребности.
 

Информационные  потребности можно определить как  осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих  знаний.

При этом следует  иметь в виду, что практически  каждый современный человек занимается не только профессиональной, но и другими  видами деятельности (учится, занимается общественной работой, имеет какое  – то хобби, увлекается спортом, устройством  своего быта и т. д.). Любая профессиональная и непрофессиональная деятельность порождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может быть много разных, но характеру и содержанию информационных потребностей. Если профессиональная деятельность человека носит повторяющийся, так называемый репродуктивный характер, основанный на полученной когда –то информации и жизненном опыте, то и необходимость в получении информации будет минимальной. Всё это необходимо учитывать при организации библиографического обслуживания.

Возникновение информационных потребностей в той  или иной форме связано с  деятельностью  человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения  потребностей человека вообще, в том  числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулирует  новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.

Как известно, основными  элементами деятельности являются: субъект, предмет, цель, средства и методы.

Через субъекта деятельности осуществляется связь всех ее элементов: цель реализуется в предмете через средства путем системы действий и операций. Однако прежде чем осуществить деятельность, субъект планирует и имитирует ее в своем сознании. Здесь нельзя не вспомнить высказывание К. Маркса о том, что самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем строить объект, он уже построил его в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале процесса имелся уже в представлении работника. Следовательно, сознание человека выступает как непосредственный механизм управления деятельностью, ее побудительной, регулирующей и контролирующей частью. Такое сознательное руководство деятельностью возможно потому, что ему предшествует этап отражения объективных условий этой деятельности и «построения» ее субъективного образа - идеальной модели. Важно отметить, что модель имеет информационный характер. Иначе говоря, она создается в сознании человека на основе имеющихся у него знаний. Поэтому успешная реализация деятельности, достижение цели находится в прямой зависимости от получаемой субъектом информации.

Поскольку создание модели является обязательным условием сознательной человеческой деятельности, субъект стремится восполнить нехватку информации. Создание целостной модели деятельности наталкивается на трудности и не может далее осуществляться без ориентировки в информационной ситуации.

  Каким же образом человек находит нужную ему информацию? Как происходит ее «узнавание»? Очевидно, для «узнавания» необходимой, но отсутствующей информации человек должен иметь о ней некоторые, хотя бы приблизительные представления, на основании которых он мог бы осуществлять поиск, отбирать и оценивать различные источники информации и имеющиеся в них сведения.

Естественно, что  эти представления будут только в некоторой степени соответствовать  реальным условиям возникшей информационной ситуации, однако они позволяют направлять активность субъекта на поиск нужной информации, способствуют ее отбору и  оценке в процессе получения и  потребления.

Все сказанное  отнюдь не снимает ведущей роли деятельности в процессе формирования информационных потребностей, так как именно в  деятельности складывается определенная информационная ситуация, осознание  которой ведет к активизации  субъекта и возникновению у него представлений о необходимой  информации. На это указывает, в частности, широко распространенное в науке  мнение о том, что правильная постановка задачи есть уже половина ее решения. Действительно, правильно поставить  задачу -- это значит создать такую информационную ситуацию, которая направляет субъекта на информацию, требуемую для решения проблемы, т. е. ситуацию, в которой у субъекта формируются адекватные представления о необходимой информации.

Таким образом, мы можем выделить три характерных  момента в структуре информационных потребностей субъекта:

1) чувство нехватки  чего-то и стремление восполнить  эту нехватку;

2) наличие представлений,  хотя бы приблизительных, о  том, какая информация необходима. Первый момент можно обозначить  как форму существования потребностей, второй -- как содержание их;

3) представления  о необходимой информации формируются  на базе имеющегося у субъекта  знания об условиях деятельности, т. е. на основании его информационного  потенциала.

Информационный  потенциал оказывает влияние прежде всего на предметное содержание информационных потребностей. При этом наблюдается прямая зависимость между богатством информационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию: чем шире и глубже информационный потенциал субъекта в определенной области, тем точнее и дифференцированнее его информационные потребности. Отсутствие у субъекта соответствующего информационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных и неадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить часто наблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактически одинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у них различных по содержанию потребностей.

Следует отметить, что не любая деятельность человека ведет к формированию у него соответствующих  информационных потребностей. Это прежде всего зависит от целей деятельности и имеющегося у субъекта информационного потенциала. В том случае, когда субъект повторяет уже осуществленный, по крайней мере, однажды, акт деятельности, реализовавшей цель, необходимость в получении информации будет минимальной или вообще не возникнет на протяжении определенного периода деятельности. Это можно наблюдать в повседневной жизни многих людей, в том числе и имеющих специальное образование. Подобное пассивное отношение к получению новой информации позволило в литературе именовать таких специалистов «непотребителями информации». Однако постановка новой задачи или изменение условий деятельности, а тем более и то, и другое вместе взятое неизбежно вызовут информационную потребность, которая может быть удовлетворена как путем чтения литературы, так и другими способами (личные контакты с коллегами, участие в конференциях и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Классификация информационных потребностей.

Одним из сложных  вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение  на взаимосвязанные классы (отсюда и название -- классификация) по каким-либо существенным признакам. С научной точки зрения классификация информационных потребностей важна для правильного понимания механизма и закономерности их возникновения, определения свойств и особенностей проявления, их значения в библиотечно-библиографической деятельности. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание в библиотечно-библиографической работе.

Известны различные  подходы к классификации информационных потребностей, основанные на выделении  присущих им признаков. Так, некоторые  представители научно-информационной деятельности считают, что информационные потребности можно подразделить на субъективные и объективные. Основанием для такой классификации, как мы видим, являются формы существования информационных потребностей. Здесь под объективными информационными потребностями понимаются потребности, существующие независимо от человека, вне и помимо его сознания. А под субъективными в данном случае понимается отражение объективных информационных потребностей в сознании людей. При этом сторонники такого подхода считают, что усилия работников библиотек и информационных служб должны быть направлены на выявление и удовлетворение объективных потребностей.

На самом деле под объективными информационными  потребностями понимаются не потребности в информации, а те условия деятельности человека (субъекта), которые порождают информационные потребности. Выходит, что эти условия и являются информационными потребностями, существующими вне человека, а когда эти условия отражаются в сознании субъекта, они становятся субъективными информационными потребностями.

Такой подход к  классификации информационных потребностей является ошибочным. Ведь чтобы у  субъекта возникла информационная потребность, помимо отражения условий деятельности он должен полагать нужную информацию в своем сознании, т. е. иметь о  ней некоторое представление. Если бы информационная потребность возникла непосредственно из условий деятельности, тогда эти условия вели бы к  возникновению у разных людей  одинаковых информационных потребностей. В этом нетрудно убедиться на простом  примере. Представим себе, что над решением одной и той же задачи в одинаковых условиях трудится несколько человек с разными знаниями предмета деятельности, в том числе и те, которые имеют первоначальное, а тем более отдаленное представление об этом предмете (например, ученый в области элементарных частиц физики, студент физико-технического вуза и лаборант).

Согласно рассматриваемому подходу у них должны были бы появиться  одни и те же по содержанию информационные потребности, чего быть не может. Ведь представления о той информации, которая действительно необходима для решения задачи, у каждого  будут неодинаковы, степень их адекватности о действительно необходимой  и информации и будет различна.

Таким образом, при одинаковых условиях деятельности возникающие у разных субъектов потребности могут различаться по точности и полноте той информации, которая действительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причем практически каждая информационная потребность будет содержать как правильные, так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку они зависят от тex знаний, которыми обладает субъект (от его информационного потенциала).

Понятие об объективных  информационных потребностях возникло на основе обнаружения в силу ряда причин неполного соответствия запрашиваемой  специалистами информации той, действительно  необходимой, которая им нужна для  решения соответствующих научно-производственных задам. Поэтому исследователи информационных потребностей сделали вывод, что  нельзя ограничиваться удовлетворением  только субъективно выраженной специалистом потребности, так как полезную и  нужную ему информацию он может и  не запросить. Следовательно, по мнению сторонников такого подхода, необходимо ориентироваться не столько на запрос, сколько на «потребности» решаемой задачи. Эти потребности и обозначили как «объективные», что не соответствует  действительности.

Информация о работе Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети