Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Считается, что проблема человеческих потребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение.
Информационные потребности
Классификация информационных потребностей
Социальные сети
Используемая литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

Поэтому выделение  объективных потребностей теоретически неверно, несостоятельно, так как  информационные потребности возникают  лишь в ходе процесса познания, осуществляемого  человеком и зависящего от его  информационного потенциала и возможностей.

На самом деле речь идет о специфических свойствах  информационных потребностей, которые  можно определить как объективные  и субъективные. Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует  информации, действительно необходимой  для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует  необходимой информации.

Практически не бывает полностью объективных информационных потребностей. Ведь мы знаем, что информационная потребность -- это представление субъекта о неизвестной информации. Иначе говоря, это только в большей или меньшей степени правильное, точное и полное представление о том, какая информация необходима субъекту. Если бы эта информация ему была известна, то никакой информационной потребности не возникло.

Таким образом, объективное и субъективное -- это определенные свойства информационных потребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимой информации полны и точны (иначе говоря, насколько они адекватны). Для того чтобы измерить степень объективности и субъективности информационных потребностей, нужно точно знать, какая информация нужна для решения задачи, а затем сопоставить представления субъекта об этой информации с самой информацией. Те представления, которые соответствуют необходимой информации для решения задачи, можно определить как правильные, объективные, а те, которые не соответствуют -- субъективные.

В литературе наряду с классификацией по форме существования  широко используется разделение информационных потребностей на общественные, коллективные и индивидуальные. Некорректность данной классификации заключается в том, что в основание положены, с одной стороны, потребители информации (коллективы и индивиды), а с другой - общество в целом. При этом термин «общественные» отличается неопределенностью самого понятия, поскольку он употребляется применительно к информационным потребностям по крайней мере в четырех смыслах:

 с целью  различения потребностей общественных  и естественных;

 как указание  на принадлежность потребностей  к общественному сознанию;

 с целью  подчеркивания значимости потребностей  для общества;

 как указание  на то, что потребности принадлежат  всему обществу в целом.

Несомненно, что  в нашем случае все информационные потребности имеют общественный, а не естественный характер и именно они рассматриваются в триаде (общественные, коллективные и индивидуальные). Неправомерно противопоставлять общественные информационные потребности коллективным с точки зрения принадлежности их общественному сознанию, поскольку все коллективные информационные потребности тоже принадлежат общественному сознанию (сознанию определенной группы людей). Следовательно, коллективные информационные потребности в этом случае тоже являются общественными.

Выделяя общественно  значимый характер информационных потребностей и называя их общественными, мы тем самым противопоставляем их индивидуальным потребностям субъектов. Такое противопоставление неправомерно, поскольку нарушается одно из требований классификации -- единство основания деления. Остается только последнее значение, когда говорят об общественных информационных потребностях, т. е. о принадлежности информационных потребностей всему обществу. Такое выделение, на наш взгляд, является ошибочным. Дело в том, что потребности общества в развитии производства, науки, культуры, в формировании идеологии, общественного сознания не относятся к числу информационных. Но если даже допустить, что общественные информационные потребности существуют, то, во-первых, непонятны границы общества (страны, нации, мирового сообщества), во-вторых, теряются остальные значения информационных потребностей (поскольку коллективные потребности -- это тоже потребности общественные). Наконец, в-третьих, выделять их в одном ряду с коллективными и индивидуальными никакого смысла нет.

Следовательно, остается одно основание для классификации  информационных потребностей но потребителям информации, в сознании которых они и возникают, т. е. коллективные и индивидуальные. При этом под коллективом в данном случае следует понимать определенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения). Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешному выполнению стоящих перед группой задач.

Между коллективными  информационными потребностями, которые  возникают как явления коллективного, группового сознания, и потребностями  индивидуальными, возникающими и существующими  только в сознании конкретных индивидуумов, имеются определенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребности  не существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другой стороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствии с общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективное сознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развития с большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективным потребностям может быть присущ более объективны и характер.

Мы рассмотрели  подходы к классификации информационных потребностей по наиболее существенным признакам. Существуют и другие признаки, но которым выделяются соответствующие  виды потребностей в информации. Так, в специальной печати можно встретить  следующие виды классификаций: реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.). Имеются попытки создать классификацию по сочетанию различных признаков (так называемую фасетно-блочную классификацию). Однако она является слишком сложной, к тому же объединяющей как различные виды информационных потребностей, так и потребителей информации.

Все названные  и другие виды классификации информационных потребностей имеют право на существование, а их понимание трудностей не вызывает (за исключением, пожалуй, лишь фасетно-блочной). При необходимости они могут быть использованы в изучении информационных потребностей для того, чтобы организовать более эффективно информационное обслуживание. При этом важно знать, какая часть информационных потребностей приходится на ту или иную библиотеку (специальную, универсальную, научную, муниципальную ЦБС и др.). С определенной долей уверенности можно сказать, что выбор библиотеки для удовлетворения определенной части своих информационных потребностей осуществляется человеком в зависимости от ряда факторов (содержания потребностей, близости библиотеки к месту жительства и/или работы, состава фондов библиотеки, комфортности обслуживания, имеющегося опыта и др.).

Поскольку информационные потребности формируются не только в сфере профессиональной, но и  других видах деятельности, важно  учитывать и так называемые «личностные» потребности, т. е. не связанные с  его профессиональной деятельностью. Этому раньше не уделялось должного внимания в публичных библиотеках, роль которых в удовлетворении этих потребностей особенно значительна  в настоящее время. Успешной работе в этом направлении способствует изучение информационных потребностей различных групп читателей, что  в конечном итоге позволит определить и профиль комплектования фонда  библиотеки, и полнее удовлетворить  запросы читателей. 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальные  сети.

Социальная сеть направлена на построение сообществ  в Интернете из людей со схожими  интересами или деятельностью. Связь  осуществляется посредством сервиса  внутренней почты или мгновенного  обмена сообщениями.

 Также бывают  социальные сети для поиска  не только людей по интересам,  но и самих объектов этих  интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В таких сетях обычно используются  фолксономия.

 В эпоху  WEB 2.0 понятие «социальная сеть» прочно влилось в список наиболее распространенных и используемых интернет –терминов. Однако далеко не все пользователи Всемирной Паутины знают, что оно существовало задолго до появления Интернета.

В1954 году в одной  из своих работ его впервые  употребил социолог Джеймс Барнс. В  настоящее время ученые – социологи  понимают под социальной сетью социальную структуру, состоящую из группы связанных узлов, каждый из которых занимает определенную позицию в обществе. Под акторами понимаются социальные объекты: люди или организации. При этом в любой социальной сети происходит непрерывный обмен материальными, информационными и эмоциональными ресурсами. Этот обмен позволяет участникам сети накапливать ресурсы с целью удовлетворения собственных потребностей. Что касается связей между акторами, то они могут быть ненаправленными (например: соседство) и направленными ( отношения подчинения). Считается, что социальная сеть – это, прежде всего, неформальное объединение, основанное на добровольной кооперации его членов. Примерами такого объединения могут быть, скажем, преступные общества. 
 

Социальная сеть- «В Контакте.ru»

В контакте (жарг. Контакт)- социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным Alexa.com, самый посещаемый сайт Украины и Белоруссии, второй по популярности в России и Казахстане,26 –й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских высших учебных заведений, позднее – как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов. В январе 2009 года «В Контакте» впервые обогнал по посещаемости в России своего главного конкурента- «Одноклассники». На сайт « В Контакте» за январь 13,09 миллионов уникальных российских пользователей, тогда как на «Одноклассники» - на 11 тысяч меньше. 
 
 

История «В Контакте». 

2006 год. С начала  лета функционировала альфа –версия проекта. С сентября началась стадия бета-тестирования. Однако условной датой основания ресурса можно считать 1 октября, когда на ООО «В Контакте» было зарегистрировано доменное имя vkontakte.ru. 22 ноября на форуме студентов СПбГУ –spbgu .ru, владельцем которого также был Павел Дуров, - было объявлено о запуске «закрытого приложения к форуму». Проект на тот момент являлся закрытым: регистрация по- прежнему была доступна для всех без исключения студентов по приглашениям и при обязательном предоставлении настоящих имени и фамилии. В конце ноября была открыта свободная регистрация, потребовавшая модернизации серверной части. Одновременно с этим была запущена рекламная кампания по привлечению новых пользователей. Наиболее активным промоутерам вручались призы Apple: IPod video, IPod nano, IPod shuffle. 

2007 год. Быстрый рост популярности ресурса определил высокий интерес к нему со стороны инвесторов. Сообщалось, что только в январе три инвестора хотели выкупить проект. Эти предложения отвергались, как и варианты разместить рекламу, которая отсутствовала на сайте с момента его основания. В середине февраля сайт, сославшись на данные alexa.com, назвал себя второй по популярности социальной сетью в России. Тогда же было оглашен факт массированной DDoS-атаки, проведённой из-за пределов РФ. В течении нескольких дней сайт грузился нестабильно, но к 23 февраля удалось наладить надежную систему отражения атак. К тому времени серверы и команда были распределены между Санкт- Петербургом и Москвой. 26 февраля было объявлено о регистрации стотысячного пользователя. К началу апреля как сообщил П. Дуров, число пользователей удвоилось, а сам сайт, по данным alexa.com, вошел в двадцатку наиболее популярных сайтов России и стал самой посещаемой социальной сетью России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Коготков Д.Я.  «Библиографическая деятельность  библиотеки: Учебник для вузов. - С.-Петербург, 2004. - с.42

2. Коготков Д.Я.  Справочно-библиографический аппарат  библиотеки: Лекция. - М., 1998. - 61 с.

3. Коготков Д.Я.  Информационные потребности и  основные группы потребителей  библиографической информации: Лекция. - М., 2000. - 46 с.

4. Программа «Библиотека  - муниципальный общедоступный информационный  центр»// М., 1997. - №7.

5.vkontakte.ru 

Информация о работе Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети