Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:14, реферат
Считается, что проблема человеческих потребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности.
Введение.
Информационные потребности
Классификация информационных потребностей
Социальные сети
Используемая литература
Поэтому выделение объективных потребностей теоретически неверно, несостоятельно, так как информационные потребности возникают лишь в ходе процесса познания, осуществляемого человеком и зависящего от его информационного потенциала и возможностей.
На самом деле речь идет о специфических свойствах информационных потребностей, которые можно определить как объективные и субъективные. Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации, действительно необходимой для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.
Практически не
бывает полностью объективных
Таким образом, объективное и субъективное -- это определенные свойства информационных потребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимой информации полны и точны (иначе говоря, насколько они адекватны). Для того чтобы измерить степень объективности и субъективности информационных потребностей, нужно точно знать, какая информация нужна для решения задачи, а затем сопоставить представления субъекта об этой информации с самой информацией. Те представления, которые соответствуют необходимой информации для решения задачи, можно определить как правильные, объективные, а те, которые не соответствуют -- субъективные.
В литературе наряду с классификацией по форме существования широко используется разделение информационных потребностей на общественные, коллективные и индивидуальные. Некорректность данной классификации заключается в том, что в основание положены, с одной стороны, потребители информации (коллективы и индивиды), а с другой - общество в целом. При этом термин «общественные» отличается неопределенностью самого понятия, поскольку он употребляется применительно к информационным потребностям по крайней мере в четырех смыслах:
с целью
различения потребностей
как указание
на принадлежность
с целью
подчеркивания значимости
как указание на то, что потребности принадлежат всему обществу в целом.
Несомненно, что
в нашем случае все информационные
потребности имеют
Выделяя общественно значимый характер информационных потребностей и называя их общественными, мы тем самым противопоставляем их индивидуальным потребностям субъектов. Такое противопоставление неправомерно, поскольку нарушается одно из требований классификации -- единство основания деления. Остается только последнее значение, когда говорят об общественных информационных потребностях, т. е. о принадлежности информационных потребностей всему обществу. Такое выделение, на наш взгляд, является ошибочным. Дело в том, что потребности общества в развитии производства, науки, культуры, в формировании идеологии, общественного сознания не относятся к числу информационных. Но если даже допустить, что общественные информационные потребности существуют, то, во-первых, непонятны границы общества (страны, нации, мирового сообщества), во-вторых, теряются остальные значения информационных потребностей (поскольку коллективные потребности -- это тоже потребности общественные). Наконец, в-третьих, выделять их в одном ряду с коллективными и индивидуальными никакого смысла нет.
Следовательно, остается одно основание для классификации информационных потребностей но потребителям информации, в сознании которых они и возникают, т. е. коллективные и индивидуальные. При этом под коллективом в данном случае следует понимать определенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения). Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешному выполнению стоящих перед группой задач.
Между коллективными
информационными потребностями, которые
возникают как явления
Мы рассмотрели
подходы к классификации
Все названные и другие виды классификации информационных потребностей имеют право на существование, а их понимание трудностей не вызывает (за исключением, пожалуй, лишь фасетно-блочной). При необходимости они могут быть использованы в изучении информационных потребностей для того, чтобы организовать более эффективно информационное обслуживание. При этом важно знать, какая часть информационных потребностей приходится на ту или иную библиотеку (специальную, универсальную, научную, муниципальную ЦБС и др.). С определенной долей уверенности можно сказать, что выбор библиотеки для удовлетворения определенной части своих информационных потребностей осуществляется человеком в зависимости от ряда факторов (содержания потребностей, близости библиотеки к месту жительства и/или работы, состава фондов библиотеки, комфортности обслуживания, имеющегося опыта и др.).
Поскольку информационные
потребности формируются не только
в сфере профессиональной, но и
других видах деятельности, важно
учитывать и так называемые «личностные»
потребности, т. е. не связанные с
его профессиональной деятельностью.
Этому раньше не уделялось должного
внимания в публичных библиотеках,
роль которых в удовлетворении этих
потребностей особенно значительна
в настоящее время. Успешной работе
в этом направлении способствует
изучение информационных потребностей
различных групп читателей, что
в конечном итоге позволит определить
и профиль комплектования фонда
библиотеки, и полнее удовлетворить
запросы читателей.
Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В таких сетях обычно используются фолксономия.
В эпоху WEB 2.0 понятие «социальная сеть» прочно влилось в список наиболее распространенных и используемых интернет –терминов. Однако далеко не все пользователи Всемирной Паутины знают, что оно существовало задолго до появления Интернета.
В1954 году в одной
из своих работ его впервые
употребил социолог Джеймс Барнс. В
настоящее время ученые – социологи
понимают под социальной сетью социальную
структуру, состоящую из группы связанных
узлов, каждый из которых занимает определенную
позицию в обществе. Под акторами понимаются
социальные объекты: люди или организации.
При этом в любой социальной сети происходит
непрерывный обмен материальными, информационными
и эмоциональными ресурсами. Этот обмен
позволяет участникам сети накапливать
ресурсы с целью удовлетворения собственных
потребностей. Что касается связей между
акторами, то они могут быть ненаправленными
(например: соседство) и направленными
( отношения подчинения). Считается, что
социальная сеть – это, прежде всего, неформальное
объединение, основанное на добровольной
кооперации его членов. Примерами такого
объединения могут быть, скажем, преступные
общества.
Социальная сеть- «В Контакте.ru»
В контакте (жарг.
Контакт)- социальная сеть, российский
аналог сервиса Facebook, по данным Alexa.com,
самый посещаемый сайт Украины и Белоруссии,
второй по популярности в России и Казахстане,26
–й в мире. Сайт изначально позиционировал
себя в качестве социальной сети студентов
и выпускников российских высших учебных
заведений, позднее – как универсальный
способ связи для всех социальных групп
и возрастов. В январе 2009 года «В Контакте»
впервые обогнал по посещаемости в России
своего главного конкурента- «Одноклассники».
На сайт « В Контакте» за январь 13,09 миллионов
уникальных российских пользователей,
тогда как на «Одноклассники» - на 11 тысяч
меньше.
История «В Контакте».
2006 год. С начала
лета функционировала альфа –
2007 год. Быстрый
рост популярности ресурса определил
высокий интерес к нему со стороны инвесторов.
Сообщалось, что только в январе три инвестора
хотели выкупить проект. Эти предложения
отвергались, как и варианты разместить
рекламу, которая отсутствовала на сайте
с момента его основания. В середине февраля
сайт, сославшись на данные alexa.com, назвал
себя второй по популярности социальной
сетью в России. Тогда же было оглашен
факт массированной DDoS-атаки, проведённой
из-за пределов РФ. В течении нескольких
дней сайт грузился нестабильно, но к 23
февраля удалось наладить надежную систему
отражения атак. К тому времени серверы
и команда были распределены между Санкт-
Петербургом и Москвой. 26 февраля было
объявлено о регистрации стотысячного
пользователя. К началу апреля как сообщил
П. Дуров, число пользователей удвоилось,
а сам сайт, по данным alexa.com, вошел в двадцатку
наиболее популярных сайтов России и стал
самой посещаемой социальной сетью России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коготков Д.Я.
«Библиографическая
2. Коготков Д.Я.
Справочно-библиографический
3. Коготков Д.Я. Информационные потребности и основные группы потребителей библиографической информации: Лекция. - М., 2000. - 46 с.
4. Программа «Библиотека
- муниципальный общедоступный
5.vkontakte.ru
Информация о работе Потребности в новых информационных технологиях. Социальные сети