Правовая информатика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия во всем мире, включая Россию, набирает все большую силу глобальный процесс информатизации всей системы общественных отношений. Информатизация -- это всесторонний социально-экономический и технологический процесс производства и внедрения в деятельность общественных и государственных структур новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, создания информационных центров, экспертных и консультационных систем.

Содержание работы

Введение
1. Понятие правовой информатики, как новой междисциплинарной отрасли знания.
2. Государственная политика информатизации правовой системы России (понятие, задачи).
3. Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов.
4. Интеллектуальные системы и технологии
государственная политика правовая информатика.
Заключение
список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

информатика надя.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

В середине XX века во всех развитых странах начался стремительный  рост объема правовой информации. Это  было вызвано усложнением задач  социального управления и регулирования. Число нормативных правовых актов  перевалило за сотни тысяч, что приводит к накоплению значительных объемов  правовой информации, а по существу, к перманентному информационному  кризису, ибо правовая информация не доходит в полном объеме до адресатов, т.е. до соответствующих субъектов  права. Возникает своеобразный парадокс: чем больше законодательных актов  принимает законодатель, тем меньше их общая и специальная эффективность. Выход из создавшегося кризисного положения был найден на путях эффективного применения современных ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является эффективным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативных правовых актах. В настоящее время во всех развитых странах ЭВМ активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации. Создаются сложные телекоммуникационные системы получения и передачи информации.

В Российской Федерации информатизация в правовой сфере поднята до уровня государственной политики. Государственная  политика информатизации правовой сферы  России -- это целенаправленный комплекс проводимых государством при участии  негосударственных структур мер  по внедрению в деятельность органов  власти и управления, всех юридических  органов и отдельных должностных  лиц новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, по созданию автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультативных систем.

Термин "государственная  политика информатизации правовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ "О концепции правовой информатизации России" от 28 июня 1993 года № 996 и "О  президентских программах правовой информатизации" от 4 августа 1995 года № 808, где излагаются основные направления  государственной политики информатизации. Государственная политика информатизации правовой сферы общества имеет своей  конечной целью создание в России общенациональной системы правовой информации. Эта система будет  представлять собой автоматизированную информационную систему. Она призвана охватить территорию всей России, все  регионы и поднять на более  высокий уровень эффективность  деятельности органов государственной  власти, правоохранительных органов, органов  местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых сферах юридической  деятельности информатизация позволяет  увеличить производительность труда  юристов в 3 - 4 раза. В реализации государственной политики информатизации правовой системы России участвует  широкий круг субъектов. По существу, это все государственные структуры  как в центре, так и на местах.

Сюда относятся:

а) Федеральные органы государственной  власти:

Федеральное Собрание РФ (Совет  Федерации Федерального Собрания РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ); Президент РФ, Администрация  Президента РФ; Правительство РФ (федеральные  министерства, ведомства, комитеты); Конституционный  Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ.

б) Органы государственной  власти субъектов Федерации:

органы представительной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти.

в) Органы местного самоуправления.

Основные направления  государственной политики информатизации правовой системы России определены в ряде указов Президента РФ. Так, Указом Президента РФ № 966 определяются следующие  основные направления информатизации: правотворчество, правоприменительная  деятельность, правоохранительная деятельность, правовое образование и воспитание, формирование правовой базы процесса информатизации. Указом Президента РФ № 808 предусмотрена разработка трех программ: "Правовая информатизация органов государственной власти РФ"; "Правовая информатизация органов  исполнительной власти РФ"; "Правовая информатизация органов государственной  власти субъектов РФ".

 

В настоящее время в  рамках реализации задач государственной  политики информатизации правовой системы  России создаются следующие автоматизированные информационные системы:

1. Российская государственная  автоматизированная система правовой  информации. Эта система представляет  собой крупнейший информационно-коммуникационный  комплекс, имеющий конечной целью  создание развитого механизма  всестороннего и беспрепятственного  обеспечения граждан, предприятий,  учреждений, организаций, должностных  лиц, иных физических и юридических  лиц нормативной правовой информацией.

2. Информационно-коммуникационная  система Федерального Собрания (Государственной  Думы и Совета Федерации). Она  включает:

-информационно-справочный центр, который обеспечивает депутатский корпус как открытой, так и конфиденциальной информацией;

-систему локальных вычислительных сетей и автономных персональных ЭВМ, установленных в постоянно действующих комитетах, комиссиях, в канцеляриях депутатов, а также в подразделениях Аппарата Совета Федерации, подключенных к центральной базе данных.

 

 

 

 

3. Автоматизированные  информационные системы правоохранительных органов.

 

Сюда относятся информационные системы МВД РФ и Генеральной  прокуратуры. Обе они имеют многоуровневую структуру, региональные центры в субъектах  Федерации и носят всероссийский  характер. В составе информационной системы МВД уже функционирует  около 100 региональных информационных центров. Автоматизированная система  информационного обеспечения органов  и учреждений юстиции. Центральным  ее звеном является Научный центр  правовой информации Министерства юстиции  РФ.

Государственная автоматизированная система "Выборы".

Система предназначена для  решения задач автоматизации  сбора, обработки, обобщения и представления  государственным органам информации, получаемой в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. В ее структуру  входят информационные центры и системы. Возглавляет эту систему Федеральный  центр информатизации. При каждой избирательной комиссии субъекта РФ имеется региональный информационный центр.Проектирование глобальных информационных систем в правовой сфере влечет за собой необходимость создания эффективных телекоммуникационных систем, охватывающих все органы государственной власти и управления.Одна из перспективных задач политики информатизации -- формирование современного рынка информационных услуг и технологий. Такой рынок сформировался и в России. В настоящее время на нем действует до 20 негосударственных (коммерческих) фирм, цель которых -- использование электронно-вычислительной техники для сбора и распространения нормативной правовой информации. Число пользователей (главным образом организаций, фирм, предприятий, учреждений, государственных органов) достигает нескольких десятков тысяч. Частные фирмы контролируют до 90% рынка информационных услуг в сфере распространения правовой информации.Право негосударственных организаций и отдельных физических лиц создавать частные информационные системы нормативных правовых актов вытекает из текста Закона об информации от 20 февраля 1995 года. В соответствии со ст. 6 Закона информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью, которая при определенных условиях может иметь юридическую силу.

4. Интеллектуальные  системы и технологии государственная политика правовая информатика.

 

Перспективным направлением развития общей и правовой информатики  является применение новейших компьютерных технологий. К их числу относятся  интеллектуальные системы и технологии, базирующиеся на идеологии искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект -- это искусственно созданная система, реализуемая на современных ЭВМ  и предназначенная для моделирования (имитации) свойств реального интеллекта человека, его мыслительной деятельности, психики, т. е. способности выбора и  формирования целесообразного решения  на основе ранее аккумулированной информации. Как известно, ЭВМ при определенных условиях в состоянии доказывать математические теоремы, сочинять стихи, музыку и тексты, осуществлять машинный перевод, автоматическое реферирование, сложный информационный поиск и  т. д. Проблемы искусственного интеллекта -- это одна из самых грандиозных  научно-практических проблем, которые  когда-либо стояли перед человечеством. Сейчас это главное направление  развития информатики и вычислительной техники.

В теории искусственного интеллекта рассматриваются следующие основные проблемы:

представление знаний (создание "баз знаний" в памяти ЭВМ); формализация систем специальных знаний;

манипулирование знаниями (например, обучение ЭВМ методам преобразования знаний).

Современные компьютеры, созданные  с применением методов математической логики, с высоким уровнем программного обеспечения, могут решать разнообразные  информационно-логические задачи с  использованием процедур логического  вывода и комбинаторных алгоритмов.

Интеллектуальные системы  и технологии постепенно проникают  и в сферу правовой информатики. Задачи применения методов искусственного интеллекта в правовой сфере получили нормативное закрепление. Так, в  Указе Президента РФ "О президентских  программах правовой информатизации" от 4 августа 1995 года подчеркнута необходимость  активного использования элементов  искусственного интеллекта при решении  задач информатизации правовой сферы  России. Высокий уровень интеллектуальности, специализации и профессионализма присущ мыслительной деятельности юриста (судьи, следователя, криминалиста, судебного  эксперта и др.).

Применение интеллектуальных систем и технологий в области  права включает следующие направления:

интеллектуализация автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по законодательству;

создание автоматизированных систем анализа нормативных правовых текстов;

создание консультационных систем по правотворчеству;

создание экспертных систем в сфере правоприменительной  деятельности;

разработка алгоритмов и  программ идентификации при помощи ЭВМ объектов при расследовании  и рассмотрении судебных дел (сфера  криминалистики и судебной экспертизы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс информатизации охватывает сферу деятельности юридических  органов и учреждений. Во всех ведомствах юридического профиля разработаны  и приняты концепции и программы  информатизации. Такие документы  подготовлены и приняты в Министерстве юстиции РФ, Генеральной прокуратуре, МВД, в Конституционном Суде, Верховном  Суде, Высшем Арбитражном Суде. Законодательные  и представительные органы оснащаются современными ЭВМ и иными средствами электронно-вычислительной техники, что  способствует повышению эффективности  правотворческих решений. Применение ЭВМ в работе каждого юриста, на его рабочем месте ставит перед  юридическим образованием новые  задачи. Знание основ информатики, вычислительной техники и математики, овладение  техникой работы на компьютере становятся необходимыми элементами профессиональной подготовки юриста XXI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Конституция РФ 1993 года.

2. ФЗ РФ от 20.02.2001 года «Об информации, информатизации и защит информации».

 

3. Гаврилов О.А. «Информатизация  правовой системы России». М.  2003г.

 

4. «Правовая информатика». Под ред. М.М. Славина. М. 2008г.

5. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. «Основы правовой информатики». Учебное пособие. М. 2004г.

 


Информация о работе Правовая информатика