Правовое обеспечение информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

1. государственная политика в области информационной безопасности
2. угрозы безопасности в информационной сфере
3. система обеспечения информационной безопасности и ее структура
4. правовая защита воздействия информации, ее ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного неправомерного воздействия посторонних лиц
5. защита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ БЕЗОП.docx

— 36.02 Кб (Скачать файл)

 Важной составляющей  нормативного правового обеспечения  являются также совокупность  правовых норм, регулирующих отношения  в области функционирования органов  государства, входящих в состав  системы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации, их взаимодействие с общественными организациями и гражданами.

 В основу нормативного  правового обеспечения информационной  безопасности положены следующие  принципы:

формирование и применение норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации;

обеспечение баланса интересов  личности, общества и государства;

согласованность деятельности федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности.

 Принцип формирования и применения норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации предполагает прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров на всей территории страны, а также активное и согласованное участие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в разработке международных документов, затрагивающих вопросы достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и обеспечения их безопасности.

 Принцип баланса интересов  личности, общества и государства  предусматривает установление и  соблюдение приоритетов этих  интересов при регулировании  общественных отношений в информационной  сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которое реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации с участием граждан и общественных организаций.

 Принцип согласованности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормативному правовому обеспечению информационной безопасности предполагает организацию этой деятельности на основе приоритета компетенции Российской Федерации в области безопасности и полноты государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития и использования региональных информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, региональных информационных ресурсов.

 

2. Нормативное  правовое обеспечение безопасности  конституционных прав и свобод  человека и гражданина в области  получения и использования информации

 Нормативное правовое обеспечение безопасности конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала составляют правовые нормы, регулирующие общественные отношения в целях противодействия угрозам свободе информационной деятельности человека, улучшению условий реализации этой свободы, соблюдению ограничений информационной деятельности, установленных законодательством.

 к числу угроз данной  составляющей национальных интересов  Российской Федерации в информационной  сфере относятся:

принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы  граждан в области духовной жизни  и информационной деятельности;

создание монополий на формирование, получение и распространение  информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

противодействие, в том  числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных  прав на личную и семейную тайну, тайну  переписки, телефонных переговоров  и иных сообщений;

нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно  необходимой информации;

противоправное применение специальных средств воздействия  на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и  гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

неправомерное ограничение  доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к  открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая 

архивы;

нарушение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного  рынка и усиление зависимости  духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

снижение духовного, нравственного  и творческого потенциала населения  России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения  и использования новейших технологий, в том числе информационных;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение  информации).

Противодействие выделенным угрозам осуществляется по следующим  основным направлениям:

контроль за правотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также надзора за правоприменительной практикой федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

предотвращение создания монополий на формирование, получение  и распространение информации;

развитие системы формирования и использования открытых государственных  информационных ресурсов, включая архивные материалы, другие культурные ценности;

укрепление гарантий независимости  средств массовой информации, их конкурентоспособности, повышение прозрачности их хозяйственной  деятельности и расширение участия  общества в контроле за их деятельностью;

развитие правовых механизмов реализации конституционных гарантий соблюдения установленных законодательством  ограничений на информационную деятельность.

 Основными источниками права в области противодействия выделенным угрозам являются Конституция Российской Федерации, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Всеобщая декларация прав человека, другие международные нормативные правовые акты, признанные Российской Федерацией и регулирующие отношения в рассматриваемой области, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», некоторые другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 Закрепленные ими правовые  нормы в целом создают определенную  правовую базу для противодействия  выделенным угрозам, но в то  же время они имеют некоторые  пробелы. Так, остаются неурегулированными  федеральными законами вопросы:

формирования общедоступной  информации органов государственной  власти и органов местного самоуправления, включая информацию о состоянии  окружающей среды, фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу для жизни  и здоровья людей, и обеспечения  доступа к ней человека, а также  установления юридической ответственности  за ограничение доступа к этой информации;

состава сведений, составляющих служебную тайну, и их правовой защиты;

состава персональных данных, контроля за соблюдением установленных  законодательством ограничений  на их сбор и использование, соблюдения ограничений информационной деятельности по отношению к сведениям, составляющим личную и семейную тайны, раскрывающим частную жизнь человека;

права государства на объекты  интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения работ, полностью  или частично финансируемых за счет средств государственного бюджета;

правовой охраны таких  объектов интеллектуальной собственности, как ноу-хау, изобретения, составляющие государственную или служебную  тайны, фирменные наименования;

ограничения производства и  распространения массовой информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства;

распространения массовой информации в открытых информационно-телекоммуникационных сетях;

общественного контроля за деятельностью средств массовой информации, прозрачности их хозяйственной деятельности;

предотвращения монополизации  информационного рынка России и его отдельных сегментов.

 

3. Нормативное  правовое обеспечение безопасности  информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации

 Нормативное правовое обеспечение безопасности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, направлено на создание правовых условий для эффективного противодействия следующим угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере:

монополизация информационного  рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными  структурами;

блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

низкая эффективность  информационного обеспечения государственной  политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и  реализации государственной информационной политики.

 Противодействие этим  угрозам осуществляется по направлениям:

предотвращения монополизации  рынка массовой информации;

развития системы международных  договоров по вопросам трансграничного  обмена информацией;

разработки государственной  информационной политики.

 Основными источниками права в данной области являются федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О ратификации Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности межгосударственной телерадиокомпании «Мир», «О международном информационном обмене», Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

 Закрепленные ими правовые  нормы в целом создают определенную  правовую базу для противодействия  выделенным угрозам, но в то  же время они имеют некоторые  пробелы. Так, остаются неурегулированными  федеральными законами вопросы:

ограничения концентрации средств  массовой информации в собственности  физических и юридических лиц  и обеспечения соблюдения данного  ограничения;

международного сотрудничества с развитыми странами в области трансграничного вещания.

 

4. Нормативное  правовое обеспечение безопасности  развития современных информационных  технологий, отечественной индустрии информации

 Нормативное правовое обеспечение безопасности развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов, направлено на создание правовых условий для противодействия следующим угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере:

Информация о работе Правовое обеспечение информационной безопасности