Правовое регулирование организации деятельности Средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и сущность массовой информации и средств массовой информации.
2. Распространение средств массовой информации.
3. Субъекты правоотношений в средствах массовой информации.
4. Права и обязанности журналиста.
5. Ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации.
6. Проблемы электронных средств массовой информации.
7. Средства массовой информации в деятельности органов власти.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование организации деятельности Средств массовой информации.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или  должностей, в задачи либо функции  которых входит осуществление цензуры  массовой информации, - влечет немедленное  прекращение их финансирования и  ликвидацию в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации.

 

Статья 59. Ответственность за злоупотребление  свободой массовой информации

 

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в  нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 62. Возмещение морального вреда

 

Моральный (неимущественный) вред, причиненный  гражданину в результате распространения  средством массовой информации не соответствующих  действительности сведений, порочащих  честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный  вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а  также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

 

Вопрос 6

К электронным средствам массовой информации относятся: телевидение, радио  и Интернет. Наиболее широкое распространение  термин «электронная газета» получил  в 1990-е гг., когда электронной газетой  фактически стали считать воспроизведенные на экране тексты с относительно оперативной  информацией. В это же время в  России электронные сети становятся новым видом СМИ. Интернет начинают рассматривать как глобальное средство массовой информации. Сетевые (электронные) СМИ регулируются правилами, установленными для радио– и телепрограмм как  распространяющих массовую информацию через «иные телекоммуникационные сети».

Современные ученые в области связей с общественностью  начинают комплексно изучать компьютерные электронные сети как новый тип  СМИ, а позднее приступают к типологизации сетевых (электронных) СМИ. При рассмотрении электронной сети как явления СМИ выделяются два направления. В первом направлении к электронным СМИ относится все сетевое пространство, которое рассматривается как определенное средство массовой информации, с конкретной структурой, имеющей деление по тематическому, целевому и другим признакам. Во втором направлении к электронным СМИ относят создаваемые профессиональными журналистами газеты, журналы, информационные агентства, которые, в свою очередь, делятся на электронные версии печатных изданий и собственно электронные издания.

Радио является типичным СМИ и обладает возможностями для организации  личного контакта с использованием устного слова. Радио является средством  межличностного общения, которое проявляется  в ходе разговора между людьми.

Телевидение является средством распространения  информации с использованием печатного  и устного слова, движущихся изображений, цвета, музыки, анимационных и звуковых эффектов, причем это средство информации может все перечисленное совмещать  одновременно в одном сообщении, что делает его носителем безграничного  потенциала. Появление кабельного телевидения  расширило возможности этого  средства массовой коммуникации, что  послужило стимулом к его более  масштабному использованию для  осуществления деятельности по связям с общественностью.

«Всемирная  паутина» является частью системы СМИ  за счет представленных в ней сетевых  средств массовой информации, а также  электронных версий традиционных газет.

Применение  электронных средств СМИ как  новых технологий кардинально изменило представление о средствах массовой информации. Стремительное развитие технологий изменило сам способ осуществления, распределения, отображения и хранения коммуникаций. Новые технологии позволяют  распределять и получать гораздо  большее количество информации и  данных, чем удавалось ранее.

Вопрос 7

Роль СМИ  в политическом процессе России очень  велика. Поэтому они являются объектом постоянной борьбы различных политических сил. Контроль над СМИ означает контроль над созданием мифов, которые  внедряются в массовое сознание. А  мифы управляют мыслями и поступками людей. Поэтому в России борьба за власть сопровождается ожесточенной борьбой за контроль над СМИ.

 

 СМИ и государство

 

 

Одно из направлений законодательного регулирования СМИ – это государственный  контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: прямое государственное управление, косвенное управление и контроль через специальные государственные органы*. 

Прямое государственное  управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их. Французский Закон о свободе коммуникации предусматривает, что государственное руководство радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникации и свободам, которая представляет собой независимый административный орган из 13 членов, назначенных декретом. Финансируется она из государственного бюджета. Председатель комиссии вправе обращаться в суд от имени государства. Комиссия, в частности, выдает разрешения на эксплуатацию сетей кабельного радиовещания и телевидения на территории коммун или их союзов.

Косвенное государственное  управление осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензию. Имея определенные рычаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Корпорации автономны в финансовой сфере и являются юридическими лицами. Государство не вмешивается в их текущую деятельность, а держатели лицензий находятся под опекой специализированных органов.

Французский Закон о свободе  коммуникации устанавливает, что государству  принадлежит весь капитал национальных обществ программ телерадиовещания, осуществляющих функции публичной службы на территории страны. Уставы их утверждаются декретом. Правительство может в любое время предложить национальным обществам включить в программу и распространить любое заявление или сообщение.

Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами. Упомянутый выше Всепольский совет радиовещания и телевидения имеет своей задачей стоять на страже свободы слова, реализации права граждан на информацию, а также общественного интереса в радиовещании и телевидении. Члены этого Совета назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом, он может издавать распоряжения и постановления, имеющие подзаконный характер.

Экономическим средством воздействия  на СМИ со стороны государства  служит регулирование публикации рекламы частных предприятий*. Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В США правом регулировать публикацию рекламных передач наделены такие государственные органы, как Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия, Федеральное управление внутренних доходов. 

В периоды избирательных кампаний в Великобритании запрещается покупать эфирное время для рекламирования кандидатов, в США установлены  ограничения рекламных расходов на эти цели, иногда политическим партиям  ограничивается доступ к эфиру и  т.д. Деятельность СМИ во время агитационных предвыборных кампаний часто регулируется избирательным законодательством (см. п. 8 § 3 гл. VII).

Государство воздействует на СМИ, также  предоставляя определенные льготы или лишая их. Такие льготы заключаются, например, в освобождении от подоходного налога поступлений от продажи политических газет и журналов, в снижении или освобождении от налога на счета типографий за верстку и тиражирование политических, образовательных и профсоюзных газет (Италия), установление льготных тарифов издателям при перевозке бумаги и печатной продукции, при использовании почтовой, телеграфной и телефонной связи (США, Великобритания).

В ряде стран на СМИ возлагается  обязанность представлять информацию о своих финансах, причем обязанность эта порой возводится на конституционный уровень. Так, ч. 9 ст. 14 Конституции Греции гласит, что закон может предусмотреть опубликование источников финансирования газет и периодических изданий. Сходное положение содержит ч. 5 ст. 30 Конституции Румынии, согласно которой закон может обязать СМИ публично сообщать об источниках своих средств.

Государственный контроль над СМИ  проявляется и в виде ограничений деятельности СМИ при чрезвычайных условиях. Французский Закон о чрезвычайном положении 1955 года наделил административные власти правом осуществлять в соответствующем случае контроль за прессой. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Испании, в условиях исключительного или осадного положения действие права на информацию может быть приостановлено.

 

 


Информация о работе Правовое регулирование организации деятельности Средств массовой информации