Приложение «Электронный справочник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 05:19, курсовая работа

Описание работы

Жизненный цикл автоматизированной информационной системы. Преимущества использования электронного справочника. Многоуровневая концепция создания ЭСП. Выбор и обоснование СУБД.

Файлы: 1 файл

Osnovnaya.docx

— 246.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

По мере развития средств вычислительной техники и внедрения их в повседневную практику все большее значение приобретают справочные системы. Языки проектирования и программирования все более усложняются, а их число увеличивается. Соответственно к этим языкам подстраиваются справочно-обучающие программы, которые позволяют оперативно выдавать требуемую помощь по языку, позволяют качественно и, главное, быстро обучать программистов. В настоящее время существует множество справочных систем закрытого типа и недоступных для модификации. Разрабатываемый проект предназначен для преодоления указанного ограничения.

Изучение языков программирования – сложный процесс. При изучении используется множество различной литературы в виде книг, справочников, а также используется информация из Интернета, которая может не соответствовать требованиям пользователя. Поэтому для быстрого и качественного доступа к нужной информации по данной дисциплине создается «Электронный справочник».

Главная цель данного справочника — научить пользователей применять инструменты и средства Microsoft Office Access, которые позволяют значительно облегчить и ускорить работу в соответствующих приложениях. Справочник содержит систематическое описание элементов языка, которые часто используются при решении тех или иных прикладных задач, а также информацию о синтаксисе всех функций, свойств и объектов, описание часто используемых элементов управления, библиотечных функций и возникающих ошибок.

 

 

1 Теоретическая  часть

 

1.1Классификация  АИС

В связи с тем, что АИС относятся к сложным системам, целесообразно рассмотреть различные основания для классификации АИС.

Таблица 1- Классы АИС

Классы АИС

1.Отрасли применения

Деловая информация

Профессиональная информация

Потребительская информация

Электронная коммерция

2.Вид и структура информации

Библиографическая

Полнотекстовая

Справочная

Табличная

Графическая

3.Взаимодействие с пользователем

Система разделения времени

Поддержка групповых решений

4. Типы применяемых решений

Степень неопределенности

Уровень руководства

5. Масштаб АИС

АИС организации

Локальные АИС

Глобальные АИС

6.Тип организаций

Производство

Учреждение

Библиотека

ВУЗ

Госпитали

Прочие организации

7.Программное обеспечение

СУБД

АИПС

Универсальные оболочки

Программируемые среды

8. Тип интерфейса с  пользователем

Командный язык

Шаблон

Меню

Оконный

9. Наличие и тип моделей, встраиваемых в АИС

СОПР, КИС (EPR,BRP)

САПР

ЭС

ГИС


 

Отрасли применения связаны с понятием сектора информационного рынка, соответствуют в основном типам деятельности пользователей, на информационное обеспечение которых ориентирована та или иная АИС. Если использовать укрупненные категории, то можно сказать, что современный информационный рынок представляют три отрасли:

1)информация, в том числе: деловая, научно-техническая и информация для специалистов, потребительская и развлекательная.

2) электронные сделки;

3)  электронные коммуникации.

2) Вид информации отражает структуру данных, поддерживаемую в БД АИС:

- библиографические данные;

-полнотекстовые документы;

-справочные БД (указатели);

-численные БД;

3) Методы взаимодействия с пользователями определяют две группы информационных систем:

-системы с разделением времени (СРВ), в которых каждый участник как бы пользуется собственной ЭВМ и основной задачей администраторов и разработчиков является защита данных от несанкционированного доступа и взаимная изоляция участников;

-системы обеспечения групповых решений (СОГР), которые ориентированы на прямо противоположную задачу — обеспечить взаимодействие пользователей в процессе принятия решений. СОГР сочетают коммуникационную, вычислительную технологии и технологию принятия решений для облегчения формулирования и решения неструктурированных проблем группой лиц. Системы, рассматриваемые в настоящем пособии —LotusNotes и АИС электронной коммерции, — в принципе относятся к данному разряду.

4) Типы принимаемых решений характерны для информационных систем, используемых в экономике и управлении. Под информационными системами управления (ИСУ) принято понимать основанные на компьютерной технологии системы, предназначенные для обеспечения руководителей всей необходимой информацией. Основные подходы к классификации ИСУ базируются на двух различных аспектах классификации управленческих решений: степени неопределенности и уровнях руководства. 
По степени неопределенности могут быть выделены четыре способа решений в зависимости от неопределенности целей и структуры взаимосвязи элементов организации: формально-логический вывод;

-коллективное обсуждение;

-использование рыночного механизма;

-интуитивное решение;

Среди систем обеспечения управления различают:

-системы информационного обеспечения (СИО) на основе СУБД предоставляют доступ к данным независимо от типа принимаемых решений и предметной области;

5) Масштаб АИС определяется уровнем организации и функционирования системы, спектром информационного обслуживания, объемом информационных массивов и потоков. Различают следующие классы АИС:

-организации или ее подразделения;

- локальные (региональные или отраслевые)

-глобальные;

6) Тип организации, использующей АИС, также является основанием для типизации систем; соответственно могут быть выделены следующие АИС:

-различных видов производств;

-административно-управленческих  организаций;

-библиотек и информационных  центров (АИБС);

-вузов (АИС ВУЗ);

-медицинских учреждений  и пр.

7) Классификация по типу используемого программного обеспечения.

Во-первых, программные реализации БД различаются по типам БД и структурам данных, их образующих:

-табличные, текстовые, графические  БД, что соответствует основным  видам данных в ЭВМ;

-документальные и фактографические  БД, что соответствует в принципе табличным и текстовым БД;

-реферативные и полнотекстовые, как разновидности документальных  БД.

Во-вторых, для реализации документальных БД могут быть использованы по крайней мере два альтернативных средства:

-универсальные оболочки  относительно закрытые для расширения силами пользователей;

-специальные разработки  в среде реляционных или постреляционных  СУБД, открытые для развития.

8) Классы интерфейсов конечного пользователя. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать выполнение следующих функций: получение справки о базах данных, доступных пользователю данной АИС;

-получение информации о структуре БД;

-информирование пользователя  о спектре значений данных  в БД;

-формулирование запроса  и выполнение поиска;

-просмотр результатов поиска в различных представлениях— фиксированных или произвольных;

-использование полученных  результатов для их статистической  или содержательной обработки  и/или их встраивания в документы, над которыми работает пользователь.

-с комбинированными оконными  интерфейсами, которые включают  форматированный экран, меню, фрагменты  командного языка, а также элементы  графического пользовательского интерфейса или виджеты.

9) Применяемые в контуре АИС модели являются необязательной компонентой и могут использоваться для поддержки принятия решения пользователем. В зависимости от вида моделей выделяются специфические виды АИС:

-системы обеспечения принятия решений (СОПР)— системы, использующие модели объекта управления, опирающиеся на вычислительные или имитационные модели и расчетные методы;

-экспертные системы — базируются на логической модели предметной области, реализованной в форме базы знаний и механизма логического вывода. В последнее время все чаще становятся средством обеспечения СОПР и САПР;

-географические информационные системы (ГИС)— применяют цифровые модели местности (ЦММ) в различных разновидностях.

-АИС по законодательству;

-библиотечные АИС;

 

1.2 Жизненный цикл автоматизированной информационной системы

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление, поэтому АИС - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

Это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

 

1.3 Архитектура  автоматизированной  информационной системы компьютерные фирмы

С методической точки зрения в определении термина (понятия) «архитектура АИС» отправной точкой является предварительное определение термина (понятия) самой АИС, которая рассматривается как объект ИТ- аудита или как объект концептуального проектирования.

В настоящее время содержание термина (понятия) «автоматизированная информационная система» в различных вариантах раскрывается во множестве российских и зарубежных стандартов, в нормативных актах, в профессиональных публикациях. Все эти варианты определений вместе дополняют друг друга и фиксируют следующие существенные аспекты в понимании автоматизированных информационных систем:

Целевой аспект: реализация процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т.д.) или в их сочетаниях;

Структурный аспект: комплексирование (т.е. объединение в комплексы) разнородных компонентов системы – программных, информационных, аппаратных, документов, пользователей;

Функциональный аспект: реализация информационной технологии в виде определенной последовательности информационно связанных функций, задач или процедур, выполняемых в автоматизированном (интерактивном) или автоматическом режимах.

 

1.4 Жизненный цикл АИС

Жизненный цикл автоматизированных информационных систем - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Жизненный цикл - одно из базовых понятий методологии проектирования информационных систем. Это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл, является международный стандарт ISO/IEC. Он определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы.

Структура жизненного цикла по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов: основные, вспомогательные, организационные.

В спиральной модели жизненного цикла делается упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. Реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов.

Рисунок 1- Жизненный цикл АИС

Информация о работе Приложение «Электронный справочник»