Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:13, реферат
Современное состояние здоровья населения и реформы здравоохранения в Российской Федерации выдвигают в число неотложных задачу повышения уровня и качества медико-санитарной помощи, уровня квалификации и эффективности деятельности врачей в условиях сокращения бюджетных ассигнований на здравоохранение и распространения страховой медицины. В этой связи становится необходимым переход на новый методологический уровень медицинской помощи с использованием быстро развивающихся высоких технологий.
. Введение
2. Содержание термина "телемедицина"
3. Возникновение и эволюция телемедицины
4. Развитие телемедицины в мире
5. Телемедицина и Интернет
6. Телемедицина в России. Условия развития, возможности, перспективы и значимость.
7. Современные задачи в развитии Российской телемедицины.
8. Телемедицина как функциональная система
9. Стандартизация
10. Организационные вопросы телемедицины
11. Заключение
Список используемой литературы
Развитие телемедицины окажет значительное воздействие на все функции системы здравоохранения, включая развитие и координацию медицинской науки, профилактику заболеваний, экстренную и плановую помощь, подготовку и усовершенствование кадров, маневрирование материально-техническими ресурсами.
Развитие информационных технологий позволяет поставить в перспективе еще одну задачу, которую можно рассматривать как дополнительную к получению удаленных консультаций. Это задача формирования единой истории болезни человека. Врачи при лечении одного и того же пациента общаются между собой с помощью выписок – что явно недостаточно. И даже если больному будет обеспечена консультация у самого лучшего специалиста, тот может не иметь всех нужных ему данных. В перспективе, при создании единого медицинского телекоммуникационного пространства, реально организовать доступ ко всем медицинским документам пациента, хранящимся в различных медицинских учреждениях, из любой точки, где возникнет в этом потребность, в том числе при проведении телемониторинга за особыми контингентами пациентов (инвалиды, пожилые и др.)1. В целом эта задача значительно сложнее организации удаленных консультаций, но она может решаться поэтапно.
Имеющиеся и активно развивающиеся в стране современные средства связи (спутниковая, оптоволоконная, радиорелейная) позволят объединить региональные и центральные лечебные учреждения в единую сеть и таким образом обеспечить "доставку интеллектуального потенциала лучших клиник страны в те места, где в нем экстренно нуждаются".
Хотя телемедицинские технологии развиваются повсеместно, в высокоразвитых странах (особенно западноевропейских) практическая нужда в них ограничена, в развивающихся странах они остро необходимы, но дело затрудняется недостаточностью или отсутствием нужной инфраструктуры здравоохранения, медицинских традиций и опыта.
В отличие от этого в России (и других странах СНГ) имеются все предпосылки к широкому использованию телемедицины. Более того, телемедицина может облегчить (обеспечить) решение стратегически важной задачи организации взаимодействия практического здравоохранения с центральными высокоспециализированными медицинскими учреждениями на принципиально новом методологическом уровне, использовать новые возможности и нивелировать последствия потерь.
7. Современные задачи в развитии Российской телемедицины.
В настоящее время не вызывает сомнения, что телемедицину нужно развивать более интенсивно. Необходимо подойти к этому с общегосударственных позиций. Создать федеральную программу, правовую базу, определить источники финансирования дистанционного консультирования и принципы функционирования Общероссийской системы телемедицинской помощи.
Опыт развития телемедицинских технологий накапливался в ведущих научных центрах Минздрава и АМН СССР уже давно, однако с 1997 г. эти усилия в Российской Академии медицинских наук (РАМН) и Минздраве РФ склонились в сторону более координированного и целенаправленного развития. Сейчас наметился перелом. 27 августа 2001 г. Министр здравоохранения РФ и Президент РАМН совместным приказом N344/76утвердили "Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации" и План мероприятий по ее реализации. Определены основные направления телемедицинских технологий (консультация, теленаставничество, телемониторинг, лекция, семинар, телемедицинское совещание, консилиум, симпозиум). Определена необходимость ТМ-центров на федеральном, окружном, региональном и районном уровнях, правда, нет положения о передвижных ТМ-станциях, предусмотрена необходимость сертификации (лицензирования) всех ТМ-центров). Специальный параграф трактует понятие "Интернет-медицина" и создание портала МЗ и РАМН, Web-сайтов учреждений различных уровней. Отмечена важность решения правовых и этических вопросов применения телемедицины.
8. Телемедицина как функциональная система
Телемедицина в России может успешно развиваться только как единая общероссийская функциональная система, включающая все компоненты – человеческие, технические, организационные, экономические, финансовые и пр.
Элементами телемедицинской системы являются: Медицинские работники в региональных и местных ЛПУ; Врачи и технические сотрудники телемедицинских центров и пунктов; Средства съема, преобразования (оцифровки и т.п.) информации с диагностических аппаратов и подготовки ее к передаче (архивирование и т.д.) по телекоммуникационным каналам; Средства телекоммуникации; Программно-аппаратные комплексы расшифровки, преобразования и анализа информации, поступающей для телеконсультаций в центральные и региональные телемедицинские центры; Консультанты в центральных и региональных высоко специализированных медицинских учреждениях.
Эта система должна быть направлена на решение проблем здравоохранения с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Система должна быть:
9. Стандартизация
Помимо унификации (стандартизации)
выпускаемой медицинской
Проблемами стандартизации медицинской информации занимаются многие фирмы в США и Европе. Существует несколько предложений, прежде всего – рекомендательный стандарт для обмена медицинской информацией "Health Level 7" (HL-7), который разработан и действует в США. Данный стандарт является добровольным и открытым для всех (применяется в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Германии, Нидерландах), по мере накопления опыта появляются новые версии этого стандарта.
Страны Европейского союза начали разработку стандартов на передачу и хранение медицинской информации с 1995 г., результаты изложены в отчете "Good European Health Record project" (GEHR). Работы по этому проекту велись с 1994 по 1998 год, и объем финансирования достигал 140 млн. экю. В рамках этой большой европейской программы были развернуты более 130 проектов по телемедицине, медицинской информатике и стандартизации медицинской информации.
Следует отметить также стандарт в области передачи медицинских изображений DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) – индустриальный стандарт для передачи радиологических и других медицинских изображений между компьютерами и различными медицинскими устройствами (магниторезонансный медицинский томограф, микроскопы, рентгеновские установки и др.). Наибольшее распространение получила третья версия, допускающая использование стандартных протоколов TCP/IP не только на платформах UNIX, но и на персональных компьютерах.
Разработка медицинских стандартов началась и в России.
10. Организационные вопросы телемедицины
Телемедицина в России должна строиться как многоуровневая функциональная система, иметь единый координирующий орган на федеральном уровне, быть, как и вся система здравоохранения, эшелонированной и основываться на единых методологических подходах, медицинских и технических стандартах и протоколах.
Для единства управления этой системой в современных условиях нужна не административная централизация, а другие формы, типа государственного объединения, акционерного общества, некоммерческого партнерства" или других организаций. Это необходимо для решения вопросов координации технических решений по системам телемедицинской сети; разработки медико-технических требований, согласования их с техническими и медицинскими соисполнителями; взаимодействия с исполнителями работ и координации их деятельности; проработки и обеспечение конкретных решений по финансированию телеконсультаций на стадии хозрасчетной эксплуатации сети; взаимодействия с инвесторами; организации филиалов в регионах – участниках проекта.
Система должна иметь федеральный статус, соответствующий ее межведомственной организации, и государственный контроль за ее деятельностью. Она должна иметь четко определенные взаимоотношения с органами государственного управления и связи и информатики, техническими службами наземной и космической связи.
Телемедицинские центры и пункты должны поддерживаться в состоянии постоянной технической и организационной готовности к немедленному (при необходимости) включению в систему и передаче телемдицинских данных.
Центральные пункты Телемедицины должны работать на всех существующих каналах, с тем, чтобы периферия могла использовать те каналы, которые для нее доступны (вообще или в данный момент). С той же целью они должны также иметь различное оконечное видеооборудование.
Центральные пункты должны находиться в постоянной технической и организационной готовности к реагированию на срочные запросы из регионов. Диспетчерский центр (в крупных городах целесообразно создание минимум одного – двух диспетчерских пунктов) – в режиме круглосуточного дежурства. Участвующие в системе НИИ, клинические центры и другие учреждения должны быть на дежурстве по графику.
11. Заключение
Телемедицина в России уже реально развивается, ситуацию можно сравнить с полем, на котором пробиваются активные, хотя еще и беспорядочные всходы. В ряде городов и регионов медицинские учреждения имеют возможности использования лечебно-диагностического оборудования для работы в телекоммуникационном режиме и уже проводят периодические телемедицинские консультации. При этом используются различные каналы (от телефонных линий до спутниковой связи).
Преимущества и высокая эффективность телемедицины в условиях России, а также ее самоокупаемость станут очевидными при включении большинства центральных научных и клинических учреждений и минимум 20 – 25 регионов (областей), постоянно обращающихся за консультациями, когда загрузка системы и разнообразный характер запросов станут статистически достаточными.
Необходимо поддержать и
одобрить общую концепцию и
В настоящее время в развитии телемедицинских технологий лидируют США, однако они быстро развиваются и в Европе, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. У России нет выбора.Телемедицина в России не просто нужна – она необходима. Однако пока государство не возьмется всерьез за использование этого резерва развития здравоохранения, либо пока общество не решит эти вопросы помимо государства, успеха не будет. Необходима общая концепция и федеральная программа развития общероссийской системы телемедицины.
Реализация общенациональной программы "Телемедицина" позволит повысить уровень медико-санитарной помощи населению, обеспечить ускоренный рост потенциала медицинских учреждений регионов. А раскрывающиеся по мере накопления опыта возможности телемедицинских технологий, несомненно, окажут значительное воздействие на решение всей системы здравоохранения: на профилактику заболеваний, экстренную и плановую помощь при заболеваниях, развитие и координацию науки, подготовку и усовершенствование кадров, маневрирование материально-техническими ресурсами, управление системой и повышение эффективности ее функционирования как в чрезвычайных ситуациях, так и при решении типовых задач в плановом порядке.
Рассмотрение этой проблемы на парламентских слушаниях в Государственной Думе может стать важнейшим стимулом для ее адекватного решения в интересах охраны и улучшения здоровья населения России. Телемедицинские технологии позволяют создать и принципиально новый вид оказания медицинской помощи: мониторинг и наблюдение за пациентами находящимися в стадии реабилитации или за престарелыми пациентами непосредственно из медицинских учреждений. Этот вид услуг позволит сократить сроки и затраты на реабилитацию. А также оказать психологическую помощь одиноким престарелым и больным людям, находящимся дома. На 10-м Всемирном конгрессе по медицинской информатике MEDINFO 2001, (сентябрь 2001г., Лондон) отмечено, что в 2000 г. телемониторинг престарелых пациентов в Японии обеспечил экономию 14 млн. долларов за счет снижения числа госпитализаций по социальным показателям. В США, в одном из госпиталей телемедицинское наблюдение за 200 пациентами в отделениях интенсивной терапии на протяжении 4-х месяцев позволило снизать смертность на 60%, частоту осложнений на 40% и затраты на 30%. В развитых странах и США телеконсультации при кожных заболеваниях и поражениях составляют до 10% от общего числа телемедицинских консультаций.
Список используемой литературы:
Информация о работе Применение телемедицинских технологий в практическом здравоохранении