Применение телемедицинских технологий в практическом здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Современное состояние здоровья населения и реформы здравоохранения в Российской Федерации выдвигают в число неотложных задачу повышения уровня и качества медико-санитарной помощи, уровня квалификации и эффективности деятельности врачей в условиях сокращения бюджетных ассигнований на здравоохранение и распространения страховой медицины. В этой связи становится необходимым переход на новый методологический уровень медицинской помощи с использованием быстро развивающихся высоких технологий.

Содержание работы

. Введение
2. Содержание термина "телемедицина"
3. Возникновение и эволюция телемедицины
4. Развитие телемедицины в мире
5. Телемедицина и Интернет
6. Телемедицина в России. Условия развития, возможности, перспективы и значимость.
7. Современные задачи в развитии Российской телемедицины.
8. Телемедицина как функциональная система
9. Стандартизация
10. Организационные вопросы телемедицины
11. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Телемедицина.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Развитие телемедицины окажет значительное воздействие на все функции системы здравоохранения, включая развитие и координацию медицинской науки, профилактику заболеваний, экстренную и плановую помощь, подготовку и усовершенствование кадров, маневрирование материально-техническими ресурсами.

Развитие информационных технологий позволяет поставить  в перспективе еще одну задачу, которую можно рассматривать  как дополнительную к получению  удаленных консультаций. Это задача формирования единой истории болезни человека. Врачи при лечении одного и того же пациента общаются между собой с помощью выписок – что явно недостаточно. И даже если больному будет обеспечена консультация у самого лучшего специалиста, тот может не иметь всех нужных ему данных. В перспективе, при создании единого медицинского телекоммуникационного пространства, реально организовать доступ ко всем медицинским документам пациента, хранящимся в различных медицинских учреждениях, из любой точки, где возникнет в этом потребность, в том числе при проведении телемониторинга за особыми контингентами пациентов (инвалиды, пожилые и др.)1. В целом эта задача значительно сложнее организации удаленных консультаций, но она может решаться поэтапно.

Имеющиеся и активно развивающиеся  в стране современные средства связи (спутниковая, оптоволоконная, радиорелейная) позволят объединить региональные и  центральные лечебные учреждения в  единую сеть и таким образом обеспечить "доставку интеллектуального потенциала лучших клиник страны в те места, где  в нем экстренно нуждаются".

Хотя телемедицинские технологии развиваются повсеместно, в высокоразвитых странах (особенно западноевропейских) практическая нужда в них ограничена, в развивающихся странах они остро необходимы, но дело затрудняется недостаточностью или отсутствием нужной инфраструктуры здравоохранения, медицинских традиций и опыта.

В отличие от этого в  России (и других странах СНГ) имеются  все предпосылки к широкому использованию  телемедицины. Более того, телемедицина может облегчить (обеспечить) решение стратегически важной задачи организации взаимодействия практического здравоохранения с центральными высокоспециализированными медицинскими учреждениями на принципиально новом методологическом уровне, использовать новые возможности и нивелировать последствия потерь.    

 

 

 

 

7. Современные задачи в развитии Российской телемедицины.

 

В настоящее время не вызывает сомнения, что телемедицину нужно развивать более интенсивно. Необходимо подойти к этому с общегосударственных позиций. Создать федеральную программу, правовую базу, определить источники финансирования дистанционного консультирования и принципы функционирования Общероссийской системы телемедицинской помощи.

Опыт развития телемедицинских технологий накапливался в ведущих научных центрах Минздрава и АМН СССР уже давно, однако с 1997 г. эти усилия в Российской Академии медицинских наук (РАМН) и Минздраве РФ склонились в сторону более координированного и целенаправленного развития. Сейчас наметился перелом. 27 августа 2001 г. Министр здравоохранения РФ и Президент РАМН совместным приказом N344/76утвердили "Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации" и План мероприятий по ее реализации. Определены основные направления телемедицинских технологий (консультация, теленаставничество, телемониторинг, лекция, семинар, телемедицинское совещание, консилиум, симпозиум). Определена необходимость ТМ-центров на федеральном, окружном, региональном и районном уровнях, правда, нет положения о передвижных ТМ-станциях, предусмотрена необходимость сертификации (лицензирования) всех ТМ-центров). Специальный параграф трактует понятие "Интернет-медицина" и создание портала МЗ и РАМН, Web-сайтов учреждений различных уровней. Отмечена важность решения правовых и этических вопросов применения телемедицины.   

 

8. Телемедицина как функциональная система

 

Телемедицина в России может успешно развиваться только как единая общероссийская функциональная система, включающая все компоненты – человеческие, технические, организационные, экономические, финансовые и пр.

Элементами телемедицинской системы являются: Медицинские работники в региональных и местных ЛПУ; Врачи и технические сотрудники телемедицинских центров и пунктов; Средства съема, преобразования (оцифровки и т.п.) информации с диагностических аппаратов и подготовки ее к передаче (архивирование и т.д.) по телекоммуникационным каналам; Средства телекоммуникации; Программно-аппаратные комплексы расшифровки, преобразования и анализа информации, поступающей для телеконсультаций в центральные и региональные телемедицинские центры; Консультанты в центральных и региональных высоко специализированных медицинских учреждениях.

Эта система должна быть направлена на решение проблем здравоохранения с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Система должна быть:

  • Общероссийской межведомственной – т.е. создаваться объединенными усилиями и в общих интересах РАМН, Минздрава, МПС, МВД, Минобороны и прочих министерств и ведомств, имеющих медицинские службы, охватывать всю территорию страны и иметь выходы на зарубежные страны. Согласованные режимы и параметры работы должны обеспечить (при необходимости) взаимодействие и совместное использование ресурсов. Будучи единой, она вовсе не должна быть единственной. Могут создаваться частные или специализированные телемедицинские центры и сети, но важно, чтобы они могли (в случае потребности) взаимодействовать между собой.
  • Междисциплинарной – т.е. должны быть включены и взаимодействовать специалисты всех профилей – здравоохранения, медицинского и технического оборудования, связи, финансов и пр.) при ведущей роли врачей (ибо только для решения медицинских проблем и создается система).
  • Самоуправляющейся, но при координации соответствующих министерств и ведомств (Минздрав, РАМН и др.) и при государственном контроле.
  • Экономически эффективной при условии государственной поддержки (включение телеконсультативной помощи в реестр услуг ОМС, налоговые и иные льготы по использованию средств связи).

 

    

9. Стандартизация

 

Помимо унификации (стандартизации) выпускаемой медицинской диагностической  и терапевтической аппаратуры, телемедицина выдвигает требование стандартизации самой медицинской информации, протоколов ее передачи по сетям и линиям телекоммуникаций.

Проблемами стандартизации медицинской информации занимаются многие фирмы в США и Европе. Существует несколько предложений, прежде всего – рекомендательный стандарт для обмена медицинской  информацией "Health Level 7" (HL-7), который разработан и действует в США. Данный стандарт является добровольным и открытым для всех (применяется в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Германии, Нидерландах), по мере накопления опыта появляются новые версии этого стандарта.

Страны Европейского союза  начали разработку стандартов на передачу и хранение медицинской информации с 1995 г., результаты изложены в отчете "Good European Health Record project" (GEHR). Работы по этому проекту велись с 1994 по 1998 год, и объем финансирования достигал 140 млн. экю. В рамках этой большой европейской программы были развернуты более 130 проектов по телемедицине, медицинской информатике и стандартизации медицинской информации.

Следует отметить также стандарт в области передачи медицинских  изображений DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) – индустриальный стандарт для передачи радиологических и других медицинских изображений между компьютерами и различными медицинскими устройствами (магниторезонансный медицинский томограф, микроскопы, рентгеновские установки и др.). Наибольшее распространение получила третья версия, допускающая использование стандартных протоколов TCP/IP не только на платформах UNIX, но и на персональных компьютерах.

Разработка медицинских  стандартов началась и в России.   

 

10. Организационные вопросы телемедицины

 

Телемедицина в России должна строиться как многоуровневая функциональная система, иметь единый координирующий орган на федеральном уровне, быть, как и вся система здравоохранения, эшелонированной и основываться на единых методологических подходах, медицинских и технических стандартах и протоколах.

Для единства управления этой системой в современных условиях нужна не административная централизация, а другие формы, типа государственного объединения, акционерного общества, некоммерческого  партнерства" или других организаций. Это необходимо для решения вопросов координации технических решений по системам телемедицинской сети; разработки медико-технических требований, согласования их с техническими и медицинскими соисполнителями; взаимодействия с исполнителями работ и координации их деятельности; проработки и обеспечение конкретных решений по финансированию телеконсультаций на стадии хозрасчетной эксплуатации сети; взаимодействия с инвесторами; организации филиалов в регионах – участниках проекта.

Система должна иметь федеральный  статус, соответствующий ее межведомственной организации, и государственный  контроль за ее деятельностью. Она должна иметь четко определенные взаимоотношения с органами государственного управления и связи и информатики, техническими службами наземной и космической связи.

Телемедицинские центры и пункты должны поддерживаться в состоянии постоянной технической и организационной готовности к немедленному (при необходимости) включению в систему и передаче телемдицинских данных.

Центральные пункты Телемедицины должны работать на всех существующих каналах, с тем, чтобы периферия могла использовать те каналы, которые для нее доступны (вообще или в данный момент). С той же целью они должны также иметь различное оконечное видеооборудование.

Центральные пункты должны находиться в постоянной технической  и организационной готовности к  реагированию на срочные запросы  из регионов. Диспетчерский центр (в  крупных городах целесообразно  создание минимум одного – двух диспетчерских пунктов) – в режиме круглосуточного дежурства. Участвующие  в системе НИИ, клинические центры и другие учреждения должны быть на дежурстве по графику.    

 

11. Заключение

 

Телемедицина в России уже реально развивается, ситуацию можно сравнить с полем, на котором пробиваются активные, хотя еще и беспорядочные всходы. В ряде городов и регионов медицинские учреждения имеют возможности использования лечебно-диагностического оборудования для работы в телекоммуникационном режиме и уже проводят периодические телемедицинские консультации. При этом используются различные каналы (от телефонных линий до спутниковой связи).

Преимущества и высокая  эффективность телемедицины в условиях России, а также ее самоокупаемость станут очевидными при включении большинства центральных научных и клинических учреждений и минимум 20 – 25 регионов (областей), постоянно обращающихся за консультациями, когда загрузка системы и разнообразный характер запросов станут статистически достаточными.

Необходимо поддержать и  одобрить общую концепцию и государственную  программу развития телемедицины, выделить первичные капиталовложения и разрешить (рекомендовать) расходование средств ОМС на телемедицинские консультации, определить налоговые льготы для некоммерческой деятельности по телемедицине.

В настоящее время в  развитии телемедицинских технологий лидируют США, однако они быстро развиваются и в Европе, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. У России нет выбора.Телемедицина в России не просто нужна – она необходима. Однако пока государство не возьмется всерьез за использование этого резерва развития здравоохранения, либо пока общество не решит эти вопросы помимо государства, успеха не будет. Необходима общая концепция и федеральная программа развития общероссийской системы телемедицины.

Реализация общенациональной программы "Телемедицина" позволит повысить уровень медико-санитарной помощи населению, обеспечить ускоренный рост потенциала медицинских учреждений регионов. А раскрывающиеся по мере накопления опыта возможности телемедицинских технологий, несомненно, окажут значительное воздействие на решение всей системы здравоохранения: на профилактику заболеваний, экстренную и плановую помощь при заболеваниях, развитие и координацию науки, подготовку и усовершенствование кадров, маневрирование материально-техническими ресурсами, управление системой и повышение эффективности ее функционирования как в чрезвычайных ситуациях, так и при решении типовых задач в плановом порядке.

Рассмотрение этой проблемы на парламентских слушаниях в  Государственной Думе может стать  важнейшим стимулом для ее адекватного  решения в интересах охраны и  улучшения здоровья населения России. Телемедицинские технологии позволяют создать и принципиально новый вид оказания медицинской помощи: мониторинг и наблюдение за пациентами находящимися в стадии реабилитации или за престарелыми пациентами непосредственно из медицинских учреждений. Этот вид услуг позволит сократить сроки и затраты на реабилитацию. А также оказать психологическую помощь одиноким престарелым и больным людям, находящимся дома. На 10-м Всемирном конгрессе по медицинской информатике MEDINFO 2001, (сентябрь 2001г., Лондон) отмечено, что в 2000 г. телемониторинг престарелых пациентов в Японии обеспечил экономию 14 млн. долларов за счет снижения числа госпитализаций по социальным показателям. В США, в одном из госпиталей телемедицинское наблюдение за 200 пациентами в отделениях интенсивной терапии на протяжении 4-х месяцев позволило снизать смертность на 60%, частоту осложнений на 40% и затраты на 30%. В развитых странах и США телеконсультации при кожных заболеваниях и поражениях составляют до 10% от общего числа телемедицинских консультаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Компьютерные технологии в медицине» №№1-4, 1996-2000 гг.
  2. Fuchs M: Provider attitudes towards STARPAHC: A telemedicine project on the Papago  reservation.    Meet  Care 1979:17:59-68.
  3. Houtchens BA, Clemmer TR Holloway HC, Kiselev AA, Logan JS, Merrell RC, Nicogossian AE, Nikogossian HA, Rayman RB, Sarkisian AE, Siegel JH: Telemedicine and International Disaster Response: Medical Consultation to Armenia and Russia Via Telemedicine Spacebridge. Prehospital and Disaster Medicine, 8:1:57-66.
  4. Page G.Sylvestry J, Roberge FA, at al. Narrowband teleradiology. J Can Assoc Radiol 1982;33:221-226.
  5. Orlando R, Russell JC, Lynch J, Mattie A. Laparoscopic Cholecystectomy. Archives of Surgery, 1993;128:494-499.

Информация о работе Применение телемедицинских технологий в практическом здравоохранении