Проблема ассиметричной информации в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

В этой связи возникает необходимость анализа проблемы ассиметричной информации в сфере здравоохранения. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность асимметрии информации;
- рассмотреть проблемы регулирования асимметричности информации;
- описать специфику асимметричности информации в сфере здравоохранения.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и последствия асимметрии информации 5
2. Проблемы регулирования асимметричности информации 9
3. Специфика асимметрии информации в сфере здравоохранения 13
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

ассиметрич инфа в здравоохр.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Нобелевский лауреат  по экономике 2001 г. Дж.А. Акерлоф, изучая проблему асимметричной информации, указывает, что «… на рынке страхования… асимметрию информации у продавцов и покупателей не так легко устранить, и это ведет к серьезным сбоям. К примеру, люди старшего возраста испытывают проблемы со страхованием по здоровью» [2, с. 448]. При этом конкретные механизмы устранения асимметрии информации не приводятся.

В зарубежной литературе предлагаются различные меры, направленные на контроль морального риска и негативного отбора.

Для решения проблемы морального риска со стороны потребителя  предлагаются разнообразные способы финансового характера: использование различных видов соплатежей, введение сберегательных медицинских счетов, фиксированной предоплаты медицинских услуг; а также неценовое рационирование (введение дисциплины очереди и «листов ожидания») и др.

По поводу введения соплатежей существуют разные мнения. Сторонники введения соплатежей считают, что они могут рассматриваться одновременно в качестве способа ограничения спроса на медицинские услуги и в качестве источника дополнительных средств для финансирования здравоохранения.

Они исходят из того, что  бесплатное потребление избыточно  и безответственно.  Некоторые сторонники соплатежей связывают с ними возможность улучшить качество медицинских услуг за счет поступления в учреждение здравоохранения дополнительных средств. На наш взгляд, этот аргумент является сомнительным, так как требует создания стимулов у медицинских работников использовать эти средства именно на повышение качества медицинских услуг, которое является затратным мероприятием.

Противники введения соплатежей утверждают, что размеры соплатежей для ограничения функции потребления должны быть достаточно высокими в связи с необходимостью не

только покрывать административные расходы, но и обеспечить поступление дополнительных финансовых средств в систему здравоохранения. Это приведет к двум отрицательным последствиям: позднему обращению пациентов за медицинской помощью с запущенными стадиями заболеваний и необходимости введения льгот для малообеспеченных граждан для обеспечения доступа к медицинским услугам.

Перечень способов преодоления морального риска со стороны потребителя различен в случаях добровольного и обязательного медицинского страхования. В случае обязательного медицинского страхования – это выставление счетов, введение сберегательных медицинских счетов и неценовое рационирование. В случае частного страхования набор способов более широк и включает также фиксированную предоплату медицинских услуг, организацию предпочтительных поставщиков, фиксированную оплату определенного заранее набора услуг.

В случае решения проблемы морального риска со стороны врачей, приводящей к избыточному предложению услуг здравоохранения, предлагаются разные системы оплаты труда врачей и методы возмещения расходов больниц. Отличие частного страхования от общественного состоит в применении механизмов конкуренции как при выборе методов оплаты труда врачей, так и при организации работы больниц.

В целом методы, применяемые на частных страховых рынках для борьбы с моральным риском и негативным отбором, являются рационированием, однако в отличие от государственного рационирования, основанного на потребностях населения, в частных системах страхования социальные потребности не учитываются.

Ю. Ясинский и А. Тихонов предлагают следующие инструменты устранения асимметрии информации в страховой медицине:

– институты объективизации информации о качествах услуг  с помощью стандартов, систем сертификации медицинских услуг при прямом участии государства;

– репутацию производителя  как создателя услуг высокого качества;

– системы идентификации полномочий и защиты собственности и контроль за исполнением контрактных обязательств с применением развитой системы законодательства;

– «сеть государственных и негосударственных информационных баз научно-технической и коммерческой информации, а также центров ее генерирования и распространения» [15, с. 54]. 

Таким образом, применение государством сочетания различных мер устранения асимметрии информации в страховой медицине, основными из которых являются оптимизация оплаты труда медицинских работников и медицинских услуг потребителем, позволит добиться следующих результатов:

– ограничить избыточное предложение медицинских услуг;

– снизить цены на услуги в системе обязательного медицинского страхования;

– уменьшить спрос  на медицинские услуги в рамках обязательного  медицинского страхования;

– увеличить спрос  на дополнительные услуги в рамках добровольного медицинского страхования.

 

Заключение

Подведя итоги по проведённому исследованию, можно сделать некоторые  выводы.

Одна из наиболее изученных  разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной  информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда  одна из сторон рыночной сделки располагает  более полной информацией, чем другая, а скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником.

Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.

От неполноты информации страдает не только потребитель. Скрытые  характеристики покупателей часто  становятся причиной недополучения  прибыли даже для фирм, располагающих  значительной рыночной властью. Скрытые  характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Существует также естественная асимметричность экономической информации. Такая асимметричность информации присуща медицинским услугам в силу их особенностей и относится к категории неустранимой. Врач решает проблему неопределенности для плохо информированного пациента путем установления диагноза и объема услуг, которые тот должен приобрести сам или получить за счет другого источника финансирования.

Асимметрия информации при оказании медицинских услуг  по-разному проявляется в государственной, смешанной и частной системе здравоохранения и связана с механизмом финансирования, способом оплаты труда производителей этих услуг и методом оплаты медицинской помощи потребителями.

В частной системе  здравоохранения асимметрия информации наиболее выражена, так как медицинские услуги оплачиваются пациентами и соблюдается принцип оплаты за услугу. Получение услуги напрямую связано с платежеспособностью граждан, поэтому у врача существует возможность «увеличить счет». Это противоречие разрешает государство, регулирующее частную медицинскую практику.

В страховой медицине действует механизм покупки медицинских  услуг, аналогичный частной системе  здравоохранения, но «при страховании  функция закупки медицинской помощи становится коллективной». В результате на смену индивидуальной рыночной сделке потребителя медицинских услуг с медицинским учреждением приходит рыночная сделка коллективного характера, заключаемая для определенной группы застрахованных лиц в организованном порядке. С одной стороны, в данной ситуации с участием страхового посредника имеется положительная сторона, так как рыночная сила покупателя возрастает по сравнению с вариантом прямого взаимодействия пациента с медицинским учреждением.

Подводя итог, можно сказать, что в научном мире сделали  существенный шаг в понимании  способов снижения рисков, связанных  с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий невозможно.

 

Список использованной литературы

  1. 50 лекций по микроэкономике, лекция 49// Электронный ресурс [ссылка доступа: http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=49&r=s&z=1].
  2. Акерлоф Дж. А. Поведенческая макроэкономика и макроэкономическое поведение. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Всемирное признание. Лекции нобелевских лауреатов / Отв. ред. Г.Г. Фетисов. М.: Мысль, 2005.
  3. Джуха, В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика, учебный курс / В.М. Джуха. - Москва – Ростов – на – Дону, 2004 г. - 255 с.
  4. Лемешевский, И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2. Учебное пособие для вузов. / Мн.: ООО « ФУ Аинформ », 2003. – 720 с.
  5. Н.И. Максимова-Ладьина Специфика асимметрии информации в сфере здравоохранения// Электронный ресурс [ссылка доступа https://e.mail.ru/cgi-bin/ajax_attach_action?id=13540129440000000787&_av]
  6. Нуреев, Р.Н. Курс микроэкономики, 2-е издание / Р.Н. Нуреев. – Москва, 2002 г. – 572 с.
  7. Симкина, Л. Г. Экономическая теория, 2-е издание / Л. Г. Симкина. – Санкт – Петербург, 2008 г. – 384 с.
  8. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. – Дело и Сервис, 2009 г. – 608 с.
  9. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой В.А. – 4-е дополненное и переработанное издание. - Киров: АСА, 2002 г. - 752 с.
  10. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
  11. Шкалаберда, Я.Л. Асимметрия информации в рыночной системе хозяйствования / Я.Л. Шкалаберда. – Москва, 2007 г. - 31 с.
  12. Шкалаберда, Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике / Экономические науки. – 2006. – № 8 (21).
  13. Эрроу К. Неопределенность и экономика благосостояния здравоохранения. Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4. / Под общ. ред. А.П. Заостровцева. СПб.: Экономическая школа, 2004.
  14. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории  государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996.
  15. Ясинский Ю., Тихонов А. Новая информационно-поведенческая парадигма: конец равновесной теории или ее второе дыхание? //«Вопросы экономики». 2007. № 7.

Информация о работе Проблема ассиметричной информации в сфере здравоохранения