Разработка автоматизированной системы регистрации и обработки обращений пользователей ИТ-инфраструктуры для компаний малого и среднего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Задачей дипломного проекта была разработка ПО для организации работы небольших ИТ-отделов. Для этого необходимо:
1. Провести анализ и выявить особенности работы ИТ-отделов в компаниях малого и среднего бизнеса.
2. Рассмотреть существующие методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры.
3. На основе выявленных особенностей выбрать методологию для компаний с небольшими ИТ-отделами.

Содержание работы

1.Введение 4
2. Общая часть проекта 6
2.1 Особенности компаний с небольшими ИТ отделами 6
2.1.1 Особенности небольших ИТ-отделов. 6
2.1.2 Различия между крупными и небольшими ИТ-отделами. 7
2.1.3 Организации эффективной работы ИТ-отдела. 7
2.1.4 Особенности решения задач по организации эффективной работы ИТ-отдела в компаниях малого и среднего бизнеса. 8
2.2 Методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры. 9
2.2.1 Существующие подходы к управлению ИТ отделом. 9
2.2.2 Выбор подхода к управлению ИТ для разрабатываемого ПО 13
2.2.3 Применение ITIL в компаниях малого и среднего бизнеса 14
2.2.4 Служба Service Desk 16
2.2.5 Процесс управления инцидентами (Incident Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 17
2.2.6 Процесс управления проблемами (Problem Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 22
2.2.7 Процессы управление изменениями и релизами (change management, release management) 23
3. Специальная часть проекта 26
3.3 Разработка программного обеспечения для организации работы ИТ подразделения в компаниях малого и среднего бизнеса. 26
3.3.1 Обзор существующего ПО 26
3.3.2 Сравнение и выбор ПО. 33
3.3.3 STTS 35
3.3.4 Служба Service Desk. 36
3.3.4 Русификация STTS на основе рекомендаций ITIL. 39
3.3.5 Реализация процесса управления инцидентами (Incident Management) 40
3.3.6 Реализация процесса управления проблемами (Problem Management) 52
3.3.7 Выводы 55
4. Охрана труда. 56
4.1 Введение 56
4.2 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияние на пользователей. 57
4.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов. 61
Выводы 70
Заключение 71
Список литературы 72

Файлы: 1 файл

Диплом Степуро Павел.doc

— 3.43 Мб (Скачать файл)

 

FITS (Framework for ICT Technical Support) основан на библиотеке ITIL, но переработан под нужды школ. FITS является набором инструментов разработанных для помощи техническому штату школы, в управлении и поддержки ICT в структурированной и эффективной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Выбор подхода к управлению ИТ для разрабатываемого ПО

 

Среди множества  рассмотренных методов, рекомендаций и стандартов по управлению ИТ инфраструктурой, таких как: ITIL v2, ITIL v3, CobIT, CMMI, ISO/IEC 20000, ISO/IEC 38500, ASL, MSM, ISPL и FITS для разработки ПО за основу решено взять ITIL. ПО для организации ИТ процессов на основе принципов библиотеки ITIL позволит решить поставленные задачи в компаниях малого и среднего бизнеса.

 

    • Сократить затраты
    • Сократить время на решение задач
    • Оперативно реагировать на возникающие задачи
    • Обеспечить максимально эффективную работу не повышая требования к сотрудникам
    • Контролировать и повышать качество предоставляемых сервисов.

 

Несмотря на то, что ITIL изначально направлен на организацию работы ИТ подразделений  в крупных компаниях, с достаточно большими ИТ отделами, он является наиболее известным и авторитетным собранием лучших практик. Учитывая особенности небольших ИТ отделов, можно достичь полезных и наглядных результатов в улучшении качества предоставляемых сервисов и сокращению затрат на них и увеличению скорости реакции на возникающие инциденты.

Остальные методы для разработки ПО ориентированного на компании с небольшим ИТ-отделом не подходят по разным причинам:

  • Использовать MSM имеет смысл только в компаниях использующих решения Microsoft (в работе не будет использоваться ПО компании Microsoft)
  • FITS является сильно упрощенным вариантом, используемым в школах, и не подходит к применению в компаниях малого и среднего бизнеса.
  • ISPL не подходит тк. в первую очередь касается процессов приобретения, а не процессов управления ИТ отделом в целом.
  • Библиотека ASL нацелена на эксплуатацию приложений, что не позволяет использовать ее в данном проекте тк. задачей является разработка приложения нацеленного на организацию работы ИТ отдела.
  • CobIT же зачастую является логическим продолжением методологии ITIL
  • ISO/IEC 20000 является стандартом качества, а не методом организации ИТ инфраструктуры.

 

2.2.3 Применение ITIL в компаниях малого и среднего бизнеса

 

В небольших  ИТ-отделах необходимо, чтобы весь спектр задач был охвачен небольшим штатом сотрудников. В большинстве случаев, число ролей больше чем число сотрудников в организации.

Объединить  и приспособить различные процессы в рамках небольшой организации  можно:

  • Путем наложения, пересечения и взаимной поддержки между различными функциями ITIL.
  • Необходимо упростить и исключить часть процессов, которые не столь необходимы в конкретной ситуации (учитывая ограниченные финансовые и кадровые ресурсы компании)

 

 

 

 

Каждая функция ITSM состоит из составляющих ее задач. ITIL объясняет, как они взаимодействуют друг с другом. Но часть из них для небольших организаций должна быть пересмотрена и сокращена. Некоторые аспекты ITSM одинаковы для различных организаций, но часть из них наиболее заметны в небольших организациях. К примеру, индивидуальные качества отдельных сотрудников (их знания и опыт). Важно построить решение, которое соответствует требованиям организаций с небольшими ИТ-отделами.

 

Рис.1 ITIL

Основной частью ITIL являются десять базовых процессов, обеспечивающих поддержку и предоставление ИТ сервисов.

  • Процесс управления инцидентами
  • Процесс управления проблемами
  • Процесс управления конфигурациями
  • Процесс управления изменениями
  • Процесс управления релизами
  • Процесс управления уровнем услуг
  • Процесс управления мощностями
  • Процесс управления доступностью
  • Процесс управления непрерывностью
  • Процесс управления финансами

 

Для организации  эффективной работы ИТ-отдела в компаниях  малого и среднего бизнеса решено внедрить самые необходимые и значимые процессы

ITIL:

  • Процесс управления инцидентами
  • Процесс управления проблемами
  • Процесс управления изменениями, конфигурациями и релизами

Кроме того, в  структуре процессов ITSM крайне важную роль играет служба поддержки пользователей — Service Desk, которую также необходимо внедрить.

2.2.4 Служба Service Desk

 

Неотъемлемой  частью процессной организации по ITSM является Service Desk — подразделение (в  терминологии ITIL «функция»), обеспечивающее единую и единственную точку входа для всех запросов конечных пользователей и клиентов и унифицированную процедуру обработки запросов. Зачастую внедрение процессного подхода к предоставлению услуг начинается именно с внедрения Service Desk.

Структура Service Desk и выделяемые им взаимосвязи определяются количеством и важностью предоставляемых услуг, а так же структурными и функциональными особенностями организации. Но если в организации происходят изменения, пользователи продолжают работать с Service Desk так же как и раньше, сохраняя сложившиеся правила без изменений.

 

 

В обязанности  сотрудников Service Desk входит:

  • создание единой точки контакта с пользователями (клиентами)
  • регистрация и слежение за ходом выполнения заявок на обслуживание и устранение неисправностей
  • обработка заявок пользователей в соответствии с согласованным уровнем обслуживания
  • информирование пользователей о статусе выполнения их заявок на обслуживание
  • координация взаимодействия как внутри службы поддержки, так и со сторонними поставщиками услуг

 

При этом все  сотрудники компании должны обладать знаниями достаточными для понимания корректной отработки заявок.

2.2.5 Процесс управления инцидентами (Incident Management) в компаниях малого и среднего бизнеса.

 

Цель процесса управления инцидентами — скорейшее восстановление нормального функционирования сервиса в соответствии с Соглашением об уровне услуг (SLA) и минимизация воздействия отказа на жизнедеятельность бизнеса. [20]

Инцидент - незапланированное  прерывание ИТ-услуги или снижение качества ИТ-услуги. Сбой конфигурационной единицы, который еще не повлиял на услугу, также является инцидентом.

 

Service Level Agreement (SLA) - соглашение между поставщиком ИТ-услуг и заказчиком. SLA описывает ИТ-услугу, документирует целевые показатели уровня услуги, указывает зоны ответственности сторон: поставщика ИТ услуги и заказчика. Один SLA может распространяться на множество ИТ-услуг или множество заказчиков.

 

Внедрение процесса управления инцидентами и Service Desk позволит:

  • Унифицировать процессы регистрации инцидентов и работы с ними
  • Снизить влияние инцидентов на бизнес благодаря их своевременному решению
  • Контролировать соблюдение уровня SLA
  • Более рационально использовать персонал ИТ отдела
  • Повысить удовлетворенность пользователей
  • Повысить эффективность работы

Внутри компании и среди  ее клиентов необходимо выделять «супер пользователей» (Local System Administrators (LSA))  из пользовательского штата (рис.9). Суперпользователь – пользователь, который имеет дополнительную подготовку и компетенции, и используется в качестве коммуникационного канала связи между пользователями и Service Desk, что позволит: [21]

  • Облегчить нагрузку на Service Desk
  • Работать с квалифицированными пользователями, имеющими подробное представление об инцидентах
  • Отфильтровывать тривиальные и часто повторяющиеся инциденты

Для более производительной работы LSA должен вести учет инцидентов, которые открывались и были решены. Для выполнения данной задачи необходимо чтобы LSA имели доступ к данным инцидентам.

Рис.2 LSA 

Исходя из этого  в ПО необходимы следующие возможности:

- При открытии  инцидента должна быть возможность  указывать контакт LSA.

- LSA должны иметь доступ к решенным ранее инцидентам.

- Необходимы  фильтры позволяющие отфильтровывать  инциденты.  

Рис.3 Service Desk

 

Вероятно, у  небольшой компании не будет возможности  оправдать укомплектование сотрудниками отдела Service Desk для круглосуточного функционирования. Однако, для непрерывного и корректного функционирования сервисов необходима круглосуточная поддержка. Уменьшить влияние данного факта и количество инцидентов позволит наличие информации о закрытых ранее инцидентах. (это решение предусматривает наличие квалифицированных специалистов на стороне клиента). Необходима постоянно доступная, актуальная и обновляющаяся информация, такая как руководства пользователей и техническая документация. Доступность данной информации позволит избежать большого количества открывающихся инцидентов на тривиальные проблемы и на инциденты открытые пользователями из-за некорректной работы с сервисами.

 

Приоритет - термин, используемый для понимания относительной важности инцидента или проблемы. Приоритет базируется на влиянии и срочности и используется для определения требуемого времени обработки.

Процедуры не должны быть сложными для восприятия клиентов. Нет необходимости в сложной  структуре классификации инцидентов. Наиболее наглядным и понятным является использование трех уровней приоритета. Данный подход использовался более тысячи лет назад в сортировке раненных.

Инциденты должны оцениваться по степени воздействия  на функционирование бизнеса, который  они поддерживают, а не по сложности  их решения.

Например: не работающий принтер - обычный инцидент для решения с точки зрения ИТ отдела. Однако для бизнеса это может быть крайне критичным инцидентом в конце месяца, когда необходимо сдавать отчетность. Необходимо подробно описать уровни каждого приоритета для точного определения значимости каждого отдельного инцидента.

 

Для компаний малого и среднего бизнеса решено использовать упрощенную систему приоритезации  инцидентов, состоящую из трех уровней.

  • 1 приоритет: Крайне критичный инцидент для функционирования бизнеса. (Работа без предоставления данного сервиса невозможна) Инциденты такого уровня должны решаться в первую очередь.
  • 2 приоритет: Инциденты средней степени воздействия на бизнес. (Инцидент необходимо решить в кратчайшие сроки, но работа компании, которой предоставляется сервис, не парализована)
  • 3 приоритет: Не критичный инцидент, решение которого можно отложить на некоторое время, для решения в данный момент инцидентов более высокого приоритета. Проблема не сильно влияющая на функционирование бизнеса.

 

 

Эскалация - деятельность, направленная на получение дополнительных ресурсов, когда это необходимо для достижения показателей уровня услуги или ожиданий заказчиков.

Существует  два типа эскалации: функциональная эскалация и иерархическая эскалация.

  • Функциональная эскалация - передача инцидента или проблемы в техническую группу с более высоким уровнем компетенции.
  • Иерархическая эскалация - информирование или вовлечение руководителей более высокого уровня в ходе эскалации.

 

 

2.2.6 Процесс управления проблемами (Problem Management) в компаниях малого и среднего бизнеса.

 

Цель процесса управления проблемами - минимизация воздействия инцидентов и проблем на жизнедеятельность бизнеса, предупреждение и уменьшение количества инцидентов (недопущение проблем в будущем).

В процессе работы будут возникать проблемы, требующие  изучения. (серьезные инциденты, схожие между собой, наблюдающиеся с определенной тенденцией)

 

Внедрение данного  процесса позволит:

  • улучшить качество ИТ-сервисов посредством контроля, документирования и исключения инцидентов
  • сократить количество инцидентов
  • увеличить процент инцидентов решенных с первого раза (на первом уровне технической поддержки) за счет накопленных знаний
  • снизить затраты (тк. снизится количество инцидентов)
  • повысить стабильность предоставляемых сервисов

 
  Для процесса управления проблемами в компаниях малого и среднего бизнеса нет необходимости содержать отдельных сотрудников. В связи с этим обязанности по управлению данным процессом могут взять на себя имеющиеся сотрудники ИТ отдела.

Информация о работе Разработка автоматизированной системы регистрации и обработки обращений пользователей ИТ-инфраструктуры для компаний малого и среднего