Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:23, дипломная работа
Задачей дипломного проекта была разработка ПО для организации работы небольших ИТ-отделов. Для этого необходимо:
1. Провести анализ и выявить особенности работы ИТ-отделов в компаниях малого и среднего бизнеса.
2. Рассмотреть существующие методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры.
3. На основе выявленных особенностей выбрать методологию для компаний с небольшими ИТ-отделами.
1.Введение 4
2. Общая часть проекта 6
2.1 Особенности компаний с небольшими ИТ отделами 6
2.1.1 Особенности небольших ИТ-отделов. 6
2.1.2 Различия между крупными и небольшими ИТ-отделами. 7
2.1.3 Организации эффективной работы ИТ-отдела. 7
2.1.4 Особенности решения задач по организации эффективной работы ИТ-отдела в компаниях малого и среднего бизнеса. 8
2.2 Методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры. 9
2.2.1 Существующие подходы к управлению ИТ отделом. 9
2.2.2 Выбор подхода к управлению ИТ для разрабатываемого ПО 13
2.2.3 Применение ITIL в компаниях малого и среднего бизнеса 14
2.2.4 Служба Service Desk 16
2.2.5 Процесс управления инцидентами (Incident Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 17
2.2.6 Процесс управления проблемами (Problem Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 22
2.2.7 Процессы управление изменениями и релизами (change management, release management) 23
3. Специальная часть проекта 26
3.3 Разработка программного обеспечения для организации работы ИТ подразделения в компаниях малого и среднего бизнеса. 26
3.3.1 Обзор существующего ПО 26
3.3.2 Сравнение и выбор ПО. 33
3.3.3 STTS 35
3.3.4 Служба Service Desk. 36
3.3.4 Русификация STTS на основе рекомендаций ITIL. 39
3.3.5 Реализация процесса управления инцидентами (Incident Management) 40
3.3.6 Реализация процесса управления проблемами (Problem Management) 52
3.3.7 Выводы 55
4. Охрана труда. 56
4.1 Введение 56
4.2 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияние на пользователей. 57
4.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов. 61
Выводы 70
Заключение 71
Список литературы 72
Для данного процесса необходимо назначить ответственного и группу сотрудников, которая будет рассматривать текущую ситуацию, идентифицировать задачи, концентрировать ресурсы отдела согласно деловым приоритетам, и поручать задачи первостепенной важности соответствующим сотрудникам. В компаниях малого и среднего бизнеса достаточно уделять данному процессу не так много времени (к примеру, раз в неделю), что уже принесет необходимый и положительный результат.
Процесс управления проблемами связан с процессом Управления доступностью (availability management)
Цель данного процесса - оптимизация ИТ-инфраструктуры и организации поддержки услуг, путем обеспечения доступности ИТ-ресурсов, эффективной с точки зрения затрат и ориентированной на цели бизнеса.
В ПО необходимо
реализовать следующие
Цель Change Management
– реализация изменений наиболее
экономически-эффективным
Решаемые задачи:
Выгодами от использования данного процесса являются: обнаружение рисков, увеличение стабильности работы пользователей и увеличение эффективности реализации экстренных изменений без дестабилизации работы ИТ.
Цель Release Management – гарантировать, что
изменение технических средств и ПО происходит
контролируемым образом с соблюдением требуемого уровня
безопасности. [20]
Решаемые задачи:
Выгодой от использования данного процесса является снижение частоты появления ошибок в аппаратном и программном обеспечении.
ITIL рекомендует объединять данные
процессы, что еще более актуально в компаниях
малого и среднего бизнеса. В небольших
ИТ-отделах неизбежно объединение ролей
и различия между ними менее определены.
Во многих маленьких организациях внедрение подхода ITIL в полном объеме (внедрив все процессы) будет не актуально из-за высоких расходов на внедрение и эксплуатацию. Однако, частично внедрять процессы управление изменениями и релизами необходимо.
В связи с особенностями компаний малого и среднего бизнеса, рассмотренными ранее, остальные процессы внедрять нет необходимости. Они будут лишь усложнять работу и не принесут необходимых положительных результатов.
Одним из главных факторов успешной организации работы ИТ служб в компаниях малого бизнеса является постоянное снижение издержек и повышение скорости обработки запросов пользователей. Поэтому любая используемая методология применяется при помощи соответствующего программного обеспечения.
На сегодняшний день существует большое количество ПО для автоматизации ИТ-процессов как платных, так и бесплатных, но почти все они разработаны для применения в крупных компаниях, с большим количеством специалистов разного уровня, с возможностью организовать многоуровневую службу поддержки пользователей (Help Desk) итд.
В условиях малого бизнеса, с учетом ограниченного бюджета и дорогой (по меркам малого бизнеса) стоимости платных решений, за основу предложено выбрать свободно распространяемое ПО и на его основе разработать ПО ориентированное на компании с небольшими ИТ-отделами. Также данное программное обеспечение будет основано на методологии ITIL (с учетом всех ключевых особенностей компаний малого и среднего бизнеса). Было проведено сравнение четырех наиболее известных и сильных систем: Trac, Mantis, OTRS, Bugzilla.
Trac является Open
Source решением, предназначенным в
первую очередь для
Рис.4 Trac
Основными преимуществами данного ПО является:
- Большое количество
существующих плагинов
- Простота установки
- Интеграция с Wiki
Данная система была доработана и внедрена в МИЭМ (bugs.auditory.ru)
Для этого был создан новый сервис, доступный всем пользователям Единой Информационной Системы (ЕИС) через WEB интерфейс по адресу bugs.auditory.ru. Были проведены косметические работы в оформлении, создана базовая документация по использованию сервиса для тех, кто оказался на сайте впервые. Добавлены новые компоненты в качестве сервисов ЕИС.
Благодаря Trac был решен ряд важнейших проблем возникающих во время работы ИТ отдела и во время разработки компонентов ЕИС кафедры.
Пользователи получили быстрое и удобное средство сообщения об ошибках (bug report) и подачи запросов на усовершенствование (feature request). Также пользователи получили возможность следить (через Web, e-mail и RSS) за ходом решения обозначенных проблем.
У разработчиков ЕИС появилось единое централизованное хранилище для сбора сообщений об ошибках, удобное средство взаимодействия с пользователями. Была произведена систематизация процесса разработки, значительно повысившая эффективность работы группы технической поддержки кафедры. Ход решения всех работ зафиксирован и доступен для всех пользователей. [3]
Рис.5 Trac2
Официальный сайт: http://trac.edgewall.org/
Mantis — свободно
распространяемая система
Система имеет гибкие возможности конфигурирования, что позволяет настраивать её не только для работы над программными продуктами, но и в качестве системы Helpdesk.
Система является веб-приложением, поэтому не требует для работы специального ПО и работает через веб-браузер.
Рис.6 Mantis
Основные преимущества системы Mantis:
Рис.7 Mantis2
Официальный сайт: http://www.mantisbt.org
Bugzilla — свободная
система отслеживания ошибок
с веб-интерфейсом. В
Bugzilla является достаточно
простой системой и
Рис.8 Bugzilla
Официальный сайт: http://www.bugzilla.org
OTRS (Open Ticket Request System) – эта система управления заявками с возможностями по обработке электронной почты, которая позволяет управлять потоком звонков и писем от пользователей.
Данное ПО имеет большой функциональный потенциал (ведение базы знаний, формирование наглядной отчетности, выставление приоритетов, оповещение о новых заявках и комментариях в них (посредством sms и почты) и многое другое), но предназначен для организации работы достаточно крупного ИТ отдела. [15]
Основным недостатком данной системы является сложность кода, что не позволяет использовать данное ПО за основу в разработке системы ориентированной на компании с небольшими ИТ-отделами и внедрением методологии ITIL.
Рис.9 OTRS
Официальный сайт http://www.otrs.com/en/
Все рассмотренное ПО является бесплатным Open Source software (программным обеспечением с открытым исходным кодом, которое доступно для просмотра, изучения и изменения). Также все рассмотренные системы работают через WEB интерфейс. (что удобно, тк не требуется установка дополнительно ПО)
Одним из недостатков существующих Open Source решений является низкое качество пользовательских интерфейсов.