Разработка автоматизированной системы регистрации и обработки обращений пользователей ИТ-инфраструктуры для компаний малого и среднего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Задачей дипломного проекта была разработка ПО для организации работы небольших ИТ-отделов. Для этого необходимо:
1. Провести анализ и выявить особенности работы ИТ-отделов в компаниях малого и среднего бизнеса.
2. Рассмотреть существующие методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры.
3. На основе выявленных особенностей выбрать методологию для компаний с небольшими ИТ-отделами.

Содержание работы

1.Введение 4
2. Общая часть проекта 6
2.1 Особенности компаний с небольшими ИТ отделами 6
2.1.1 Особенности небольших ИТ-отделов. 6
2.1.2 Различия между крупными и небольшими ИТ-отделами. 7
2.1.3 Организации эффективной работы ИТ-отдела. 7
2.1.4 Особенности решения задач по организации эффективной работы ИТ-отдела в компаниях малого и среднего бизнеса. 8
2.2 Методологии и подходы к организации ИТ инфраструктуры. 9
2.2.1 Существующие подходы к управлению ИТ отделом. 9
2.2.2 Выбор подхода к управлению ИТ для разрабатываемого ПО 13
2.2.3 Применение ITIL в компаниях малого и среднего бизнеса 14
2.2.4 Служба Service Desk 16
2.2.5 Процесс управления инцидентами (Incident Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 17
2.2.6 Процесс управления проблемами (Problem Management) в компаниях малого и среднего бизнеса. 22
2.2.7 Процессы управление изменениями и релизами (change management, release management) 23
3. Специальная часть проекта 26
3.3 Разработка программного обеспечения для организации работы ИТ подразделения в компаниях малого и среднего бизнеса. 26
3.3.1 Обзор существующего ПО 26
3.3.2 Сравнение и выбор ПО. 33
3.3.3 STTS 35
3.3.4 Служба Service Desk. 36
3.3.4 Русификация STTS на основе рекомендаций ITIL. 39
3.3.5 Реализация процесса управления инцидентами (Incident Management) 40
3.3.6 Реализация процесса управления проблемами (Problem Management) 52
3.3.7 Выводы 55
4. Охрана труда. 56
4.1 Введение 56
4.2 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияние на пользователей. 57
4.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов. 61
Выводы 70
Заключение 71
Список литературы 72

Файлы: 1 файл

Диплом Степуро Павел.doc

— 3.43 Мб (Скачать файл)

Для данного  процесса необходимо назначить ответственного и группу сотрудников, которая будет рассматривать текущую ситуацию, идентифицировать задачи, концентрировать ресурсы отдела согласно деловым приоритетам, и поручать задачи первостепенной важности соответствующим сотрудникам. В компаниях малого и среднего бизнеса достаточно уделять данному процессу не так много времени (к примеру, раз в неделю), что уже принесет необходимый и положительный результат.

Процесс управления проблемами связан с процессом Управления доступностью (availability management)

Цель данного процесса - оптимизация ИТ-инфраструктуры и организации поддержки услуг, путем обеспечения доступности ИТ-ресурсов, эффективной с точки зрения затрат и ориентированной на цели бизнеса.

 

В ПО необходимо реализовать следующие возможности  для реализации данного процесса:

    • Возможность регистрировать проблемы
    • Возможность прикреплять необходимые инциденты к проблеме
    • Возможность назначать ответственных за решение проблемы

2.2.7 Процессы управление изменениями и релизами (change management, release management)

 

Цель Change Management – реализация изменений наиболее экономически-эффективным способом и с минимальным воздействием на пользователей. [20]

 

Решаемые задачи:

  • регистрация и фильтрация запросов на изменение
  • координация и контроль реализации изменений
  • составление отчетов в ходе мониторинга процесса реализации изменения
  • оценка результата и закрытие запроса на изменение

 

 

 

Выгодами от использования данного процесса являются: обнаружение рисков, увеличение стабильности работы пользователей и увеличение эффективности реализации экстренных изменений без дестабилизации работы ИТ.

 
  Цель Release Management – гарантировать, что изменение технических средств и ПО происходит контролируемым образом с соблюдением требуемого уровня безопасности. [20]

 

Решаемые задачи:

  • определение политики обновления релизов
  • определение и осуществление релизов
  • планирование и реализация откатов
  • отчетность

 

Выгодой от использования  данного процесса является снижение частоты появления ошибок в аппаратном и программном обеспечении.

 
  ITIL рекомендует объединять данные процессы, что еще более актуально в компаниях малого и среднего бизнеса. В небольших ИТ-отделах неизбежно объединение ролей и различия между ними менее определены.

 

Во многих маленьких  организациях внедрение подхода ITIL в полном объеме (внедрив все процессы) будет не актуально из-за высоких расходов на внедрение и эксплуатацию. Однако, частично внедрять процессы управление изменениями и релизами необходимо.

 

 

В связи с  особенностями компаний малого и  среднего бизнеса, рассмотренными ранее, остальные процессы внедрять нет  необходимости. Они будут лишь усложнять  работу и не принесут необходимых  положительных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специальная часть проекта

3.3 Разработка программного обеспечения для организации работы ИТ подразделения в компаниях малого и среднего бизнеса.

3.3.1 Обзор существующего ПО

 

 Одним из главных факторов успешной организации работы ИТ служб в компаниях малого бизнеса является постоянное снижение издержек и повышение скорости обработки запросов пользователей. Поэтому любая используемая методология применяется при помощи соответствующего программного обеспечения.

 

На сегодняшний  день существует большое количество ПО для автоматизации ИТ-процессов как платных, так и бесплатных, но почти все они разработаны для применения в крупных компаниях, с большим количеством специалистов разного уровня, с возможностью организовать многоуровневую службу поддержки пользователей (Help Desk) итд.

В условиях малого бизнеса, с учетом ограниченного  бюджета и дорогой (по меркам малого бизнеса) стоимости платных решений, за основу предложено выбрать свободно распространяемое ПО и на его основе разработать ПО ориентированное на компании с небольшими ИТ-отделами. Также данное программное обеспечение будет основано на методологии ITIL (с учетом всех ключевых особенностей компаний малого и среднего бизнеса). Было проведено сравнение четырех наиболее известных и сильных систем: Trac,  Mantis, OTRS, Bugzilla.

 

 

 

Trac является Open Source решением, предназначенным в  первую очередь для организации  разработки программного обеспечения. 

Рис.4 Trac

 

Основными преимуществами данного ПО является:

- Большое количество  существующих плагинов позволяющих  расширить функционал 

- Простота установки

- Интеграция  с Wiki

 

 

 

 

 

Данная  система была доработана и внедрена в МИЭМ (bugs.auditory.ru)

Для этого был  создан новый сервис, доступный всем пользователям Единой Информационной Системы (ЕИС) через WEB интерфейс по адресу bugs.auditory.ru. Были проведены косметические работы в оформлении, создана базовая документация по использованию сервиса для тех, кто оказался на сайте впервые. Добавлены новые компоненты в качестве сервисов ЕИС.

Благодаря Trac был  решен ряд важнейших проблем  возникающих во время работы ИТ отдела и во время разработки компонентов ЕИС кафедры.

Пользователи  получили быстрое и удобное средство сообщения об ошибках (bug report) и подачи запросов на усовершенствование (feature request). Также пользователи получили возможность следить (через Web, e-mail и RSS) за ходом решения обозначенных проблем.

У разработчиков  ЕИС появилось единое централизованное хранилище для сбора сообщений  об ошибках, удобное средство взаимодействия с пользователями. Была произведена  систематизация процесса разработки, значительно повысившая эффективность работы группы технической поддержки кафедры. Ход решения всех работ зафиксирован и доступен для всех пользователей. [3]

Рис.5 Trac2

Официальный сайт: http://trac.edgewall.org/

 

Mantis — свободно  распространяемая система отслеживания ошибок (в первую очередь, предназначенная для программных продуктов). Позволяет пользователям заводить сообщения об ошибках и отслеживать дальнейший процесс работы над ними со стороны разработчиков. [19]

Система имеет  гибкие возможности конфигурирования, что позволяет настраивать её не только для работы над программными продуктами, но и в качестве системы Helpdesk.

Система является веб-приложением, поэтому не требует  для работы специального ПО и работает через веб-браузер.

Рис.6 Mantis

 

Основные преимущества системы Mantis:

 

  • Простота освоения
  • Основан на WEB
  • Мультиплатформенная система (Windows, Linux, Mac)
  • Имеет огромное количество возможностей
  • Возможность работать почти сразу, без настройки
  • Написан на PHP
  • Цветовая индикация по статусу заявки
  • Высокая скорость работы
  • Уведомления по e-mail

Рис.7 Mantis2

Официальный сайт: http://www.mantisbt.org

 

Bugzilla — свободная  система отслеживания ошибок  с веб-интерфейсом. В настоящее  время система разрабатывается  компанией «Mozilla Foundation». 

Bugzilla является достаточно  простой системой и используется в более чем 800 крупных компаниях таких как: NASA, IBM, Id Software.

 

 

Рис.8 Bugzilla

Официальный сайт: http://www.bugzilla.org

 

 

 

 

 

OTRS (Open Ticket Request System) – эта система управления заявками с возможностями по обработке электронной почты, которая позволяет управлять потоком звонков и писем от пользователей.

Данное ПО имеет  большой функциональный потенциал (ведение базы знаний, формирование наглядной отчетности, выставление приоритетов, оповещение о новых заявках и комментариях в них (посредством sms и почты) и многое другое), но предназначен для организации работы достаточно крупного ИТ отдела. [15]

Основным недостатком данной системы является сложность кода, что не позволяет использовать данное ПО за основу в разработке системы ориентированной на компании с небольшими ИТ-отделами и внедрением методологии ITIL.

Рис.9 OTRS

Официальный сайт http://www.otrs.com/en/

3.3.2 Сравнение и выбор ПО.

 

Все рассмотренное  ПО является бесплатным Open Source software (программным  обеспечением с открытым исходным кодом, которое доступно для просмотра, изучения и изменения). Также все рассмотренные системы работают через WEB интерфейс. (что удобно, тк не требуется установка дополнительно ПО)

 

Одним из недостатков  существующих Open Source решений является низкое качество пользовательских интерфейсов.

  • Слишком большое количество "лишней" информации
  • Низкий уровень восприятия основной информации
  • <

Информация о работе Разработка автоматизированной системы регистрации и обработки обращений пользователей ИТ-инфраструктуры для компаний малого и среднего