Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:03, курсовая работа
Цель работы: разработать обучающую программу «Файлы в среде Delphi».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучение проектирования и использования обучающей программы в процессе обучения;
-создание обучающей программы «Файлы в среде Delphi».
Объект исследования: методика создания обучающей программы.
Введение
Актуальность темы. В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются обучающие программы и самоучители.
Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет – технологий, является непростой технологической и методической задачей. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно – ориентационной системы обучения.
В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепции построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности обучающих программ, электронных учебников.
Учебник
– это основной инструмент обучения,
«книга, предназначенная для обучения
определенному учебному предмету, содержащий
систематическое изложение
Обучающая программа – в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.
Выбранная тема курсовой работы Разработка обучающей программы «Файлы в среде Delphi» является актуальной в силу того, что потребность в такой обучающей программы, несомненно, есть.
Цель работы: разработать обучающую программу «Файлы в среде Delphi».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучение проектирования и использования обучающей программы в процессе обучения;
-создание обучающей программы «Файлы в среде Delphi».
Объект исследования: методика создания обучающей программы.
Предмет исследования: содержание курса Файлы в среде Delphi.
Научная и практическая ценность работы заключается в создании обучающей программы и его использование для изучения «Файлы в среде Delphi».
Структура курсовой работы. Курсовая работа в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
I. Методика проектирования и использования обучающей программы в процессе обучения
1.1 Обучающая программа как средство самообразования
Давно, была обнаружена зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около четверти его, если информация была представлена визуально – около трети, при комбинированном воздействии (зрительном и звуковом), запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Активные методы обучения, используемые в обучающих программах применяют эту зависимость. Основное отличие обучающей программы от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером.
Термин
«самообразование» означает такую
организацию учебного процесса, при
которой преподаватель
Обучающей программой называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.
Начиная с 1998 г., появилось много работ, в которых рассматриваются проблемы разработки обучающей программы, несколько меньше – использование обучающей программы в учебном процессе. До сих пор основными создателями обучающих программ являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: обучающая программа богато иллюстрирована, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни школьниками.
Важнейшее
условие повышения
Обучающая программа, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого обучающая программа может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Обучающая программа представляет собой совокупность параграфов определенных типов. Эти типы – определения, теоремы, пояснения, примеры, доказательства, алгоритмы и др.
Обучающая программа должна предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно получить полное представление об окружающей обстановке, в том числе и об источниках звука, рассмотреть подробнее определенные предметы и даже прочитать их описание или прослушать (продолжая их рассматривание) эту же информацию [10, с. 125].
Этот
способ представления информации может
быть широко использован в учебных
дисциплинах, в которых присутствует
описательная информация: география, история,
в определенной степени – литература,
представление различных
Основные принципы самообразования: установление интерактивного общения между обучающимся; обучающим без – обеспечения их непосредственной встречи; самостоятельное освоение определенного массива; знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.
Главной
проблемой развития самообразования
является создание новых методов
и технологий обучения, отвечающих
телекоммуникационной среде общения.
В этой среде ярко проявляется
то обстоятельство, что учащиеся не
просто пассивные потребители
На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения – учащийся; суть технологии – развитие способности к самообразованию; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности – сотрудничество.
В связи с этим – требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Считается ошибочным мнение многих российских педагогов – практиков, развивающих технологии самообразования, что учебный курс можно представить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.
Успешное
создание и использование учебных
курсов должно начинаться с глубокого
анализа целей обучения, дидактических
возможностей новых технологий передачи
учебной информации, требований к
технологиям самообразования с
точки зрения обучения конкретным дисциплинам,
корректировки критериев
Дидактические
особенности курса
-стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а так же вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
-усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
-развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологии и приемов.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:
-принцип активности;
-принцип самостоятельности;
-принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
-принцип мотивации;
-принцип связи теории с практикой;
-принцип эффективности.
В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе самообразования, должны обеспечивать возможность:
-индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
-контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
-обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;
-демонстрировать визуальную учебную информацию;
-моделировать и имитировать процессы и явления;
-проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
-прививать умение в принятии оптимальных решений;
-повысить интерес к процессу обучения;
-передать культуру познания.
Подчеркнем особую важность определения целей курса. Для построения четкого плана курса необходимо:
-определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;
-конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;
-спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей [13, c. 104].
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет, сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.
Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой стадии познания он находится.
Правильно сформулированные цели позволят учащимся:
-настроить мышление на тему обучения;
-сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
-тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.
Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.
При планировании и разработке самообразования необходимо принимать во внимание, что основные три компонента деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах самообразования.
Разработанный и реализованный подход к самообразованию заключается в следующем:
-перед началом самообразования производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
-учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
-контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом.
Изучение, таким образом, предметов школьного курса может быть использовано школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.
Информация о работе Разработка обучающей программы файлы в среде Deiphi