Разработка обучающей программы файлы в среде Deiphi

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать обучающую программу «Файлы в среде Delphi».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучение проектирования и использования обучающей программы в процессе обучения;
-создание обучающей программы «Файлы в среде Delphi».
Объект исследования: методика создания обучающей программы.

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ.docx

— 169.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. В настоящее время активно  разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных  курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются  обучающие программы и самоучители.

Однако  создание и организация учебных  курсов с использованием электронных  обучающих средств, в особенности  на базе Интернет – технологий, является непростой технологической и  методической задачей. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно – ориентационной системы обучения.

В этой связи  актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования  концепции построения и использования  компьютерных обучающих средств, в  частности обучающих программ, электронных учебников.

Учебник – это основной инструмент обучения, «книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащий систематическое изложение знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися».

Обучающая программа – в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.

Выбранная тема курсовой работы Разработка обучающей программы «Файлы в среде Delphi»  является актуальной в силу того, что потребность в такой обучающей программы, несомненно, есть.

Цель  работы: разработать обучающую программу «Файлы в среде Delphi».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучение проектирования и использования обучающей программы в процессе обучения;

-создание  обучающей программы «Файлы в среде Delphi».

Объект  исследования: методика создания обучающей программы.

Предмет исследования: содержание курса Файлы в среде Delphi.

        Научная и практическая ценность работы заключается в создании обучающей программы и его использование для изучения «Файлы в среде Delphi».

Структура курсовой работы. Курсовая работа в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

 

 

 

I. Методика проектирования и использования обучающей программы в процессе обучения

 

1.1 Обучающая программа как средство самообразования

 

Давно, была обнаружена зависимость между методом  усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое  время спустя. Если материал был  звуковым, то человек запоминал около  четверти его, если информация была представлена визуально – около трети, при  комбинированном воздействии (зрительном и звуковом), запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Активные методы обучения, используемые в обучающих программах применяют эту зависимость. Основное отличие обучающей программы от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером.

Термин  «самообразование» означает такую  организацию учебного процесса, при  которой преподаватель разрабатывает  учебную программу, главным образом  базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется  тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Самообразование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Обучающей программой называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.

Начиная с 1998 г., появилось много работ, в которых рассматриваются проблемы разработки обучающей программы, несколько меньше – использование обучающей программы в учебном процессе. До сих пор основными создателями обучающих программ являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: обучающая программа богато иллюстрирована, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни школьниками.

Важнейшее условие повышения эффективности  обучения – психологическая, теоретическая  и практическая готовность студентов  к самостоятельной работе. В то же время известно, что уровень  довузовской подготовки студентов  очень низкий. Поэтому от преподавателей высшей школы требуется доучивание их методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, что позволит будущему специалисту  не только адаптироваться к Вузовским  условиям обучения, но и создаст  предпосылки постоянного профессионального  роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения  этой задачи требует постоянного  совершенствования учебного процесса и, в частности, постановки самостоятельной  работы студентов (СРС) на научную основу.

Обучающая программа, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого обучающая программа может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Обучающая программа представляет собой совокупность параграфов определенных типов. Эти типы – определения, теоремы, пояснения, примеры, доказательства, алгоритмы и др.

Обучающая программа должна предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно получить полное представление об окружающей обстановке, в том числе и об источниках звука, рассмотреть подробнее определенные предметы и даже прочитать их описание или прослушать (продолжая их рассматривание) эту же информацию [10, с. 125].

Этот  способ представления информации может  быть широко использован в учебных  дисциплинах, в которых присутствует описательная информация: география, история, в определенной степени – литература, представление различных экспериментальных  установок (физика и химия) и другие.

Основные  принципы самообразования: установление интерактивного общения между обучающимся; обучающим без – обеспечения их непосредственной встречи; самостоятельное освоение определенного массива; знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Главной проблемой развития самообразования  является создание новых методов  и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется  то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают  собственное понимание предметного  содержания обучения.

На смену  прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих  положениях: в центре технологии обучения – учащийся; суть технологии – развитие способности к самообразованию; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности – сотрудничество.

В связи  с этим – требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Считается ошибочным мнение многих российских педагогов – практиков, развивающих технологии самообразования, что учебный курс можно представить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

Успешное  создание и использование учебных  курсов должно начинаться с глубокого  анализа целей обучения, дидактических  возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к  технологиям самообразования с  точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности [13, с. 48].

Дидактические особенности курса самообразования  обусловливают новое понимание  и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим  образом:

-стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а так же вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;

-усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

-развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологии и приемов.

К числу  дидактических принципов, затрагиваемых  компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь  следует отнести:

-принцип активности;

-принцип самостоятельности;

-принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

-принцип мотивации;

-принцип связи теории с практикой;

-принцип эффективности.

В связи  с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в  образовательном процессе самообразования, должны обеспечивать возможность:

-индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;

-контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

-обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;

-демонстрировать визуальную учебную информацию;

-моделировать и имитировать процессы и явления;

-проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

-прививать умение в принятии оптимальных решений;

-повысить интерес к процессу обучения;

-передать культуру познания.

Подчеркнем  особую важность определения целей  курса. Для построения четкого плана  курса необходимо:

-определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;

-конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;

-спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей [13, c. 104].

Очень важно  добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается  от учащихся после изучения этого  курса. Конкретизация целей позволяет  дать представление о том, что  учащийся в состоянии будет, сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.

Цели  помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой стадии познания он находится.

Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

-настроить мышление на тему обучения;

-сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;

-тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.

Деятельность  должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.

При планировании и разработке самообразования необходимо принимать во внимание, что основные три компонента деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют  свое значение и в курсах самообразования.

Разработанный и реализованный подход к самообразованию  заключается в следующем:

-перед началом самообразования производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;

-учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;

-контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом.

Изучение, таким образом, предметов школьного  курса может быть использовано школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве своеобразного  репетитора по конкретным предметам  и темам.

Информация о работе Разработка обучающей программы файлы в среде Deiphi