Разработка приложения для СУБД Access «Формирование ассортимента товаров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:01, лабораторная работа

Описание работы

Данная лабораторная работа выполнена в СУБД Microsoft Access, входящее в прикладной пакет Microsoft Office 2003 на примере формирования ассортимента товаров в магазине «Вкусный». Созданная программа обладает рядом достоинств:
Автоматизация необходимых расчётов
Легкий способ ввода или удаления видов продукции и производителей
Удобный дизайн программы с понятным интерфейсом и кнопочными формами
Возможность просмотра или вывода на печать форм и отчётов, наглядно демонстрирующих информацию

Файлы: 1 файл

BD1.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

минобрнауки россии 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

 

 
 
 
 
 
 
 
ЛАБОТАТОРНАЯ  РАБОТА 
по дисциплине: "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации" 

Разработка приложения для СУБД Access

«Формирование ассортимента товаров»

 
 
 
 
 

                                                                                        Выполнила:

 Аристова А. М., гр. УК-41

Проверила:

д.т.н., проф. Шикульская О.М. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 
Астрахань-2012

 

Содержание

 

Введение

Данная лабораторная работа выполнена в СУБД Microsoft Access, входящее в прикладной пакет Microsoft Office 2003 на примере формирования ассортимента товаров в магазине «Вкусный». Созданная программа обладает рядом достоинств:

    1. Автоматизация необходимых расчётов
    2. Легкий способ ввода или удаления видов продукции и производителей
    3. Удобный дизайн программы с понятным интерфейсом и кнопочными формами
    4. Возможность просмотра или вывода на печать форм и отчётов, наглядно демонстрирующих информацию

 

  1. Постановка задачи

Разработать базу данных (БД) «Формирование ассортимента товаров в магазине «Вкусный», позволяющую вести:

  • учет видов продукции;
  • учет производителей
  • учет анкет, содержащих вопросы для покупателей;
  • учет ответов покупателей
  • учет ассортимента товаров.

 Основные требования  к БД по функциональному набору:

  • пополнение списков продукции и производителей;
  • пополнение ассортимента товаров по результатам анкетирования, если это необходимо;
  • составление отчетов, включающих вопросы анкеты и ответы покупателей на них.
  1. Проектирование базы данных

Для нормализации БД были выделены следующие таблицы – сущности: виды продукции, производители, производство продукции, список анкет, анкета, вопросы, варианты ответов, ответы, опросы, результат обработки и формирование ассортимента. При этом каждая таблица БД представляется как совокупность строк и столбцов, где строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению, а столбцы - атрибутам (признакам, характеристикам, параметрам) объекта, события, явления.

  1. Создание базы данных
    1. Создание таблиц

Реляционные БД представляют связанную между собой совокупность таблиц-сущностей базы данных (ТБД). Связь между таблицами может находить свое отражение в структуре данных, а может только подразумеваться, то есть присутствовать на неформализованном уровне.

При практической разработке БД таблицы-сущности зовутся таблицами, строки-экземпляры – записями, столбцы-атрибуты – полями.

Одно из важнейших  достоинств реляционных баз данных состоит в том, что можно хранить  логически сгруппированные данные в разных таблицах и задавать связи  между ними, объединяя их в единую базу. Такая организация данных позволяет уменьшить избыточность хранимых данных, упрощает их ввод и организацию запросов и отчетов.

Для решения поставленной задачи принята схема базы данных, представленная на рис. 3.1.1. Для открытия схемы данных необходимо выбрать команду «Схема данных» в меню «Сервис». В данной схеме представлена взаимосвязь всех таблиц базы данных и отношения между ними.

 

Рис. 3.1.1- Схема данных

 

Составляющими базу данных являются одиннадцать таблиц:

  1. виды продукции – содержит информацию о видах продукции;
  2. производители – содержит информацию о производителях продукции;
  3. производство продукции – содержит информацию о покупателях;
  4. список анкет – содержит информацию об анкетах;
  5. анкета – содержит вопросы, содержащиеся в анкетах;
  6. вопросы – содержит вопросы;
  7. варианты ответов – содержит возможные варианты ответов;
  8. ответы – содержит ответы потребителей на вопросы анкеты;
  9. опросы – содержит информацию об опросах;
  10. результат обработки – содержит информацию о результатах опроса;
  11. формирование ассортимента – содержит информацию об ассртименте товаров.

Ниже описана структура  основных таблиц Производители и Анкета.

Таблица «Производители» предназначена для однозначной идентификации производителя продукции номером и хранения данных о производителях. Структура таблицы представлена в Таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1- Структура таблицы «Производители»

ТИП ДАННЫХ

ПРИМЕНЕНИЕ

ПОЛЕ

Счетчик

Специальное числовое поле, в котором Access автоматически присваивает уникальный порядковый номер каждой записи. Значения полей типа счетчика обновлять нельзя

код производителя

Текстовый

Текст или числа, не требующие проведения расчетов

наименование, адрес, телефон


 

Вид таблицы «Производители» представлен на Рис. 3.1.2.

 

Рис. 3.1.2- Вид таблицы «Производители»

 

Таблица «Анкета» предназначена для идентификации вопросов анкеты номером и хранения данных о вопросах. Структура таблицы представлена в Таблице 3.1.2.

Таблица 3.1.2- Структура таблицы «Анкета»

ТИП ДАННЫХ

ПРИМЕНЕНИЕ

ПОЛЕ

Счетчик

Специальное числовое поле, в котором Access автоматически присваивает уникальный порядковый номер каждой записи. Значения полей типа счетчика обновлять нельзя

код вопроса анкеты

Числовой

Числовые данные различных  форматов

код анкеты, код вопроса, номер вопроса


 

Вид таблицы «Анкета» представлен на Рис. 3.1.3.

 

Рис. 3.1.3- Вид таблицы «Анкета»

 

Второстепенные таблицы  были созданы для уменьшения избыточности данных, путем выделения общих частей из основных таблиц. Создание данных таблиц полностью идентично созданию основных таблиц.

    1. Установка связей между таблицами

Вся необходимая работа осуществляется в специальном окне Схема данных, которое открывается кнопкой на панели инструментов или командой Сервис → Схема данных.

Одновременно с открытием окна Схема данных открывается диалоговое окно Добавление таблицы (Рис. 3.2.1), из которого выбираются таблицы, между которыми создаются связи.

Рис. 3.2.1- Добавление таблицы

Добавление таблиц осуществляется выделением их в списке и щелчком  на кнопке Добавить. После добавления всех необходимых таблиц, окно Добавление таблиц, закрывается щелчком на кнопке Закрыть.

В итоге в окне Схема данных будут представлены все таблицы, создаваемой базы данных со списками своих полей. Ключевые поля выделены жирным шрифтом (Рис. 3.1.1).

Определение связи  по простому ключу. Для установки связи по простому ключу выделяется Первичный ключ в родительской таблице и затем мышкой перетаскивается на дочернюю (подчиненную) таблицу. После того как кнопка мыши отпускается, появляется диалоговое окно Изменение связей (3.2.2), в котором видно по каким полям устанавливается связь. В этом же окне обеспечивается целостность БД, отметкой параметров Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных полей.

Рис. 3.2.2- Изменение связей

После нажатия кнопки Создать между таблицами будет установлена связь Один ко многим, обозначенная на схеме как 1:µ.

    1. Создание запросов

Запросы являются мощным средством обработки данных, хранимых в таблицах Access. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобном формату электронной таблицы, а также выполнять вычисления над группами записей.

Запросы можно создавать самостоятельно и с помощью мастеров. Мастера  запросов автоматически выполняют  основные действия в зависимости  от ответов пользователя на поставленные вопросы. Самостоятельно разработать запросы можно в режиме конструктора.

В объекте Запросы есть специальный значок Создание запроса в режиме конструктора, который открывает специальный бланк, называемый бланком запроса по образцу. В верхней области отображается структура таблиц, к которым запрос адресован, а нижняя область разбита на столбцы – по одному на каждое поле будущей результирующей таблицы. При создании запроса на основе нескольких взаимосвязанных таблиц в бланк запроса необходимо поместить все участвующие в запросе таблицы.

Таблицы, к которым  обращен запрос, можно открыть  с помощью контекстного меню. Далее, с помощью двойного щелчка мышью  на нужном поле, его можно поместить в столбец нижней части бланка.

Если необходимо, чтобы  отобранные в результате выполнения запроса данные, были упорядочены  по какому либо полю, применяют Сортировку, которую можно увидеть в нижней части бланка. Возможна многоуровневая сортировка – сразу по нескольким полям. Вложенность сортировки идет слева направо.

Бывают случаи, когда  некоторое поле необходимо в формировании запроса, но нежелательно, чтобы оно появлялось на экране. В таких случаях сбрасывают флажок для этого поля в строке Вывод на экран в нижней части бланка.

Дополнительным средством, обеспечивающим отбор данных по заданному  критерию, является Условие отбора. Соответствующая строка также присутствует в нижней части бланка запроса. Для каждого поля можно задать индивидуальное условие, используя логические отношения, причем, заполнение одной строки для разных полей, означает, что они соединены логической операцией AND. Если для одного поля логические отношения расположены в двух строках, они соединены логической операцией OR.

Для изменения следования полей в столбцах нижней части  бланка необходимо:

    • выделить столбец щелчком на его заголовке (кнопку мыши отпустить);
    • еще раз щелкнуть на заголовке и, не отпуская кнопки, перетащить столбец на нужное место.

Для выполнения запроса нужно нажать кнопку на панели инструментов или перейти в режим таблицы, выполнив команду Вид → Режим таблицы.

При закрытии для сохранения запроса ему дают имя.

    1. Создание форм

Формы позволяют вводить  данные в таблицы базы без непосредственного  доступа к самим таблицам.

При запуске базы данных автоматически запускается Главная кнопочная форма (Рис. 3.4.1), созданная средствами Access. Она представляет собой удобный интерфейс для работы и навигации по БД. Для её создания необходимо выполнить Сервис ® Служебные программы ® Диспетчер кнопочных форм. Откроется окно диспетчера кнопочных форм. Далее необходимо создать необходимые подчиненные кнопочные формы, а затем изменить их, наполнив кнопками. При этом необходимо для каждой кнопки указать название, выполняемое ею действие и если необходимо – объект, над которым выполняется это действие.

Рис. 3.4.1- Главная кнопочная форма

В главной кнопочной  форме (ГКФ), представлены кнопки, которые  ссылаются на основные категории БД (Отчеты, Формы). Кнопка «Выход» позволяет закрыть БД.

При нажатии кнопок, ссылающихся  на категории, будут открываться  подчинённые кнопочные формы. Рассмотрим работу кнопочных форм.

Подчиненная кнопочная  форма «Отчеты»

В данной кнопочной форме  содержатся отчеты, создаваемые для  анализа работы магазина и предоставления данных по товарам (Рис. 3.4.2).

Рис. 3.4.2- Внешний вид формы «Отчеты»

Подчиненная кнопочная  форма «Справочники»

Данная кнопочная форма  предназначена для ввода данных в таблицы (Рис. 3.4.3) через формы для ввода данных (Виды продукции, Производители и т.д.).

Рис. 3.4.3- Внешний вид формы «Справочники»

Подчиненная кнопочная  форма «Анкетирование»

Так как формирование ассортимента товаров реализуется посредством анкетирования, создана подчиненная форма Анкетирование (Рис. 3.4.4), содержащая информацию, необходимую для его проведения. Она включает в себя кнопки перехода к следующим формам:

Рис. 3.4.4- Внешний вид формы «Анкетирование»

Виды продукции

Данная форма (Рис. 3.4.) предназначена для ввода информации о видах продукции: код вида продукции – однозначный идентификатор вида продукции в БД и наименование. На данной форме так же расположены кнопки добавления записи, выхода из формы и печати данной формы.

Рис. 3.4.5- Внешний вид формы «Виды продукции»

Информация о работе Разработка приложения для СУБД Access «Формирование ассортимента товаров»