Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:01, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы для оценки уровня развития технического мышления студентов инженерных специальностей.
Объектом исследования являются автоматизированные методики оценки развития технического мышления у студентов инженерных специальностей.
Предмет исследования – методы, средства и технологии разработки программ для оценки уровня развития технического мышления студентов – будущих инженеров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 7
1.1 Обзор особенностей разработки тестовых программ. 7
1.2 Анализ требований к программному продукту 10
Выводы по 1 главе
ГЛАВА II. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛИСТЕЙ 22
2.1 Понятие «техническое мышление» и общие подходы к его оценке 22
2.2 Обзор методик для разработки программы для оценки уровня развития технического мышления у студентов инженерных специальностей ……….26
Выводы по 2 главе
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА.. 33
3.1 Разработка визуального интерфейса пользователя 33
3.2 Разработка экранных форм и алгоритма программы………..…………….36
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Литература 49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «БГПУ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра прикладной информатики
Направление 080800 Прикладная информатика,
степень (квалификация) – Бакалавр прикладной информатики
Курс IV
БИГЛОВА АЛСУ ВЕНЕРОВНА
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научные руководители:
к.п.н., доцент Забихуллин Ф.З.
Дата представления____________
Работа допущена к защите ________________________
дата и подпись заведующего кафедрой
Дата защиты___________________
Оценка________________________
Уфа 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс приводит к усложнению содержания и приемов трудовой деятельности. Эта деятельность связана с поиском наиболее быстрого пути в принятии решений. Однако до недавнего времени на особенности мышления специалистов, окончивших вузы, обращалось мало внимания, и существующая практика обучения в высших учебных заведениях была ориентирована преимущественно на получение студентами определенного багажа знаний и в меньшей степени на развитие технического мышления.
Процесс обучения в вузе у студентов инженерных специальностей дает возможность для развития особенностей мышления у будущих инженеров, называемых техническим мышлением (ТМ), определяющую успешность работы с техническими объектами, начиная с определения возникшего технического противоречия, далее поиска физического закона, явления, свойства, применяя которые возможно разрешить техническое противоречие, и далее разработать конструкции (машины, механизма, устройства, прибора), позволяющие получить качественно новый продукт.
В процессе решения различных задач, например, теоретических и практических проблем инновационного развития высшего технического образования в его неразрывной связи с наукой и производством, важную роль играет такая отрасль как инженерная педагогика. Одной из важной практической задачей инженерной педагогики является повышение качества инженерно-технического образования на уровне с современными требованиями наукоемкого производства.
Главной и наиболее яркой особенностью междисциплинарной деятельности инженера в сфере современного производства является ее широкопрофильный творческий характер. Инженер, участвующий в выполнении социально-технических проектов, на практике использует разнообразные научные знания. Эффективность и надежность применения этих знаний существенно зависит от уровня развития технической составляющей мыслительной деятельности специалиста. В современных условиях рыночной экономики для выпускников инженерных специальностей, наряду с творческим техническим мышлением, становятся необходимыми: стратегическое, экологическое и экономическое мышление; понимание общих закономерностей цикличности производственно-экономического развития; владение навыками правильно оценить этап, на которой находится процесс инновации в конкретном производстве или предприятии; умение прогнозировать ситуацию на развивающемся рынке спроса.
Главный козырь успешного инженера в современных условиях – это системное мышление, которое позволяет ему взглянуть на проблему с разных сторон, «в целом», с учетом разнообразных связей между всеми ее элементами.
Новый тип экономики ставит новые цели и задачи, предъявляемые к выпускникам – инженерам вузов. Среди них все большее преимущество получают требования к системной организации таких качеств как интеллектуальные, коммуникативные, творческие, самоорганизующиеся и морально-нравственные, позволяющие успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.
Главным показателем высокого качества высшего технического образования является компетентность выпускников, инженеров вузов – проявленные ими на практике стремление и способность реализовать свой интеллектуальный и духовный потенциал для успешной технической деятельности в профессиональной и социальной сфере деятельности. Решение проблем повышения качества инженерно-технического образования непосредственно связано с непрерывным развитием инженерного мышления.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы для оценки уровня развития технического мышления студентов инженерных специальностей.
Объектом исследования являются автоматизированные методики оценки развития технического мышления у студентов инженерных специальностей.
Предмет исследования – методы, средства и технологии разработки программ для оценки уровня развития технического мышления студентов – будущих инженеров.
Для выявления уровня сформированности технического мышления студентов инженерных специальностей решались следующие задачи:
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация практического опыта, наблюдение и эксперимент.
Теоретическая значимость: собран, обобщен и проанализирован теоретический материал; определены и сформулированы основные методики для оценки уровня технического мышления. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа может быть применена для тестирования студентов инженерных специальностей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и программного продукта.
В первой главе описаны теоретические основы разработки программы для оценки уровня развития технического мышления у студентов инженерных специальностей. Выделены особенности разработки тестовых программ: определения цели тестирования, спецификации тестов.
Во второй главе описаны общие подходы оценки уровня развития технического мышления у студентов инженерных специальностей. Дано определение «техническое мышление», описаны специфики технического мышления у студентов инженерных специальностей.
В третьей главе описана разработка программного продукта, проведена подготовка тестовых исходных данных, разработаны экранные формы и алгоритмы программы.
В заключении даётся обоснование тестированию программного продукта.
Приложение содержит листинг программы, тесты, которые были использованы для диагностики необходимых параметров и критериев.
Таким образом, вопрос о разработке программного продукта для оценки уровня развития технического мышления у студентов инженерных специальностей представляет научный и практический интерес.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Частое употребление и на первый взгляд кажущуюся ясность, понятий «тест», «тестирование», «тестовые формы диагностики» имеют множество толкований. Следовательно, этим общим представлениям о тесте, разными авторами даются разные определения этого понятия.
Тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу (Психология личности, 2005).
Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения (Альманах психологических тестов. – М.: "КПС", 2005).
Цели использования. В соответствии с этими критериями, различаются следующие виды тестов:
Место
теста в образовательном
Наиболее типичными категориями тестов являются:
После определения цели тестирования необходимо разработать план и специфику тестовой программы.
После выполнения начального этапа по планированию содержания разрабатывается специфика теста, в которой фиксируется структура, содержание проверки заданий в тесте. Иногда спецификацию делают в полной развернутой форме, с содержанием указаний на тип заданий, который необходим и будет использоваться для оценки достижений учащихся в соответствии с намеченными целями создания тестовой программы, время выполнения теста, количество заданий, особенности проведения тестирования, влияющие определенным образом на характеристики теста и т.д.
Спецификация в развернутой форме включает: