ВВЕДЕНИЕ
Данный курсовой проект
посвящен разработке информационно-справочной
подсистемы.
Информационная
система (ИС) в целом - автоматизированная
система, предназначенная для организации,
хранения, пополнения, поддержки и представления
пользователям информации в соответствии
с их запросами. Информация, выдаваемая
информационной системой потребителю,
является одним из ресурсов, позволяющих
повысить производительность труда и
эффективность его деятельности. Важнейшим
аспектом взаимоотношений потребителя
и информационной системы является по
возможности наиболее полное и рациональное
удовлетворение информационной потребности
пользователя, другими словами, обеспечение
эффективного использования информационных
ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает
доведение информации до потребителя
в требуемом объеме, в заданные сроки и
удобной для восприятия форме. Именно
использование информационных ресурсов
таким образом позволяет минимизировать
расход всех других видов ресурсов (материальных,
трудовых, финансовых, вычислительных)
при информационном обеспечении потребителей.
Информационно-справочная
система создает информационную среду,
обеспечивающую формирование высокой
информационной культуры в университетском
сообществе и вне его, и создающую основу
для информационно-технологического обеспечения
образовательно-научной и административно-управленческой
деятельности.
Управление учебным заведением
представляет собой сложный процесс, включающий
выбор и реализацию определенного набора
управленческих воздействий на текущих
временных отрезках с целью решения стратегической
задачи обеспечения его устойчивого развития.
Информационные технологии
в значительной мере расширяют возможности
эффективного управления, так как предоставляют
в распоряжение сотрудников учебного
заведения новейшие методы обработки
и анализа информации, необходимой для
принятия управленческих решений.
Деятельность Смоленского Кооперативного
Техникума(в дальнейшем СКТ) в настоящий
момент направлена на широкое применение
в сфере своей деятельности информационных
технологий.
Важным направлением развития
системы управления СКТ является внедрение
информационной системы управления учебным
процессом.
Эффективная организация работы
с документами обеспечивает оптимальные
условия для всех видов работ с документами
с момента их создания или получения до
уничтожения или передачи на архивное
хранение.
На любом предприятии при помощи
информации осуществляется вся управленческая
деятельность. От ее скорости и точности
обработки зависит эффективность работы
самой организации. Таким образом, процесс
управления это оценка и анализ необходимой
информации с принятием решений.
При наличии в организации информационной
системы, отдел управления способен получать
актуальную и достоверную информацию
обо всех срезах деятельности организации,
без временных задержек.
Информационная система управления
учебным процессом обеспечивает полный
цикл управления СУЗом, начиная от приема
абитуриентов до выпуска студентов с выдачей
им надлежащих документов - дипломов, академических
справок, а также отчетности, требуемой
от СКТ головным вузом.
Практическая значимость моей
практической работы заключается в том,
что за счет качественной и быстрой обработки
информации будет сокращено время на принятие
решений связанных с управлением учебным
процессом.
Цель работы - разработка информационной
системы управления учебным процессом
СКТ.
Для достижения этой цели необходимо
решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические
основы проектирования системы;
- провести проектирование
информационной системы;
- выполнить программную
реализацию информационной системы
управления учебным процессом.
Глава1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ
ОБЛАСТИ
1.1 Анализ предметной
области как проектирование операционных
систем
Анализ предметной области
является первым этапом проектирования
информационных систем и включает в себя
определение требований и их оценку. Постановка
любой задачи заключается в том, чтобы
перевести ее словесное описание в формальное.
В случае относительно простых задач бывает
достаточно вербального описания и переход
к формальному описанию осуществляется
в сознании человека, который не всегда
даже может объяснить, как он это сделал.
По мере усложнения объекта исследования
получение модели предметной области
становится невозможным без применения
специальных приемов и методов.
В своем учебнике А.А.Козырев
«Информационные технологии в экономике
и управлении» подробно рассмотрел все
требования к стандартизации и документации
корпоративных систем, компьютерные, экономические
аспекты повышения эффективности информационных
технологий и технологии интеллектуальной
поддержки управленческих решений.
В 50х годах XX века, в послевоенное
время, возникла потребность в росте производительности
в сфере обработки информации. Это было
время, когда экономические механизмы
регулирования и организационные структуры
уже не справлялись с ростом трудностей
в управлении экономикой. Именно тогда
появились первые автоматизированные
системы по обработки информации. Изначально
они предназначались для выписки счетов,
составления ведомостей, накладных, расчета
зарплаты и прочих бухгалтерских операций.
Реализация расчетов происходила на счетных
машинах. В целом же это привело к сокращению
времени на подготовку бумажных документов.
В 60х годах с появлением новых
ОС, языков программирования и дисковых
подсистем информационные системы получают
новый виток в развитии. Теперь с их помощью
готовят отчетную документацию. Создаются
новые системы для подготовки отчетов
для управленцев принимающих важные решения.
Развитие сферы информационных технологий
привело к усовершенствованию всех сфер
жизнедеятельности общества.
Обширные объёмы информационных потоков,
обрабатываемых в любом учреждении, от
офиса небольшого предприятия до крупной
корпорации, направлены в основном на
создание управленческих документов.
А управленческие документы, в свою очередь,
направлены на принятие управленческих
решений, то есть основной функции любого
учреждения.
Внедрение автоматизированных информационных
систем в деятельность различных учреждений
создает возможности для повышения качества
документационного обеспечения управления
и позволяет повысить производительность
и качество управленческого труда.
Достаточно актуальным является вопрос
автоматизации учебного процесса, в том
числе в СУЗах.
Но прежде чем внедрять автоматизированную
информационную систему (АИС) в деятельность
деканата, как и любого другого подразделения
СУЗа либо вообще другого учреждения,
необходимо определить основные требования
в её работе. Основой определения этих
требований являются выводы относительно
деятельности деканата в результате исследования
предметной области деканатов.
В настоящий момент на рынке
информационных систем управления учебным
процессом имеются:
«Tandem University» - разработана российской
компанией и представляет собой комплексное
решение по автоматизации государственных
и коммерческих вузов и сузов. Система
основана на клиент-серверной архитектуре.
Серверная часть написана на Java c использованием
Spring Framework, что позволяет ей быть кроссплатформенной
и легко масштабируемой. Внедрение системы
происходит на модульной основе, что в
свою очередь позволяет производить ее
внедрение поэтапно. База данных хранится
на сервере, и находятся под управлением
СУБД (MySQL, Oracle, PostrgreSQL, Interbase). Tandem University
поставляется с открытыми исходными кодами
с правом на доработку при условии не распространения
третьим лицам.
Базовые модули:
- организационная структура;
- справочники;
- система прав доступа;
- контингент студентов;
- кадровый реестр;
- администрирование.
Система Tandem University позволяет
объединить управление всеми аспектами
учебного процесса. В её основе лежит единая
информационная база, оснащенная большим
количеством средств для проведения анализа
и составления полной картины деятельности
техникума. Внедрение Tandem University позволяет
создавать дополнительные сервисы и помогает
обеспечивать контроль, прозрачность
всех ключевых процессов протекающих
в СКТ.
«Naumen University» - поставляется
с открытыми исходными кодами и правом
на доработку решения при условии не распространения
третьим лицам. Расширяется при помощи
модулей, что позволяет производить внедрение
поэтапно. Отличается быстрым развертыванием
и простотой обновления без участия конечных
пользователей. Не требует дополнительного
ПО. Информационная система построена
на клиент-серверной архитектуре, разработка
велась с использованием J2EE платформы.
Реализовано грамотное решение по достижению
максимальной безопасности системы и
её данных.
Компонентная структура решения
позволяет учебному заведению выбрать
собственную конфигурацию решения, а открытость
позволяет легко интегрировать его с программами
и системами, которые уже используются
вузом, что дает возможность создания
единого информационного пространства.
Основные модули:
- автоматизация учебного
процесса;
- приемная кампания;
- контингент обучающихся;
- штатное расписание и
кадры;
- гос. контракты и договоры;
- планирование и учет
финансов;
- безопасность и администрирование.
1.2 Описание задач,
функций и структуры
Главная задача СКТ заключается
в развитии и реализации современной модели
среднего профессионального образования.
Реализуя модель образования,
СКТ концентрирует свою учебно-научную
деятельность на следующих основных направлениях:
- Подготовка специалистов,
обладающих фундаментальными знаниями
в сочетании с профессиональной
компетентностью, умением и навыками
практической работы по избранной
специальности;
- проведение прикладных
научно-исследовательских работ в единстве
с учебным процессом; разработка стратегий
перевода современного фундаментального
знания в различные образовательные практики;
- осуществление и развитие
инновационных учебно-образовательных
практик через привлечение ведущих
преподавателей и специалистов.
Важнейшими средствами для
реализации вышеназванных направлений
деятельности заведения являются:
- использование новых
подходов к образованию;
- внедрение в учебный
процесс современных образовательных
технологий;
- формирование универсальной
и гибкой образовательной среды;
- формирование системы
контроля качества образования;
- подготовка выпускников,
обладающих необходимыми профессиональными
и социально-практическими знаниями,
навыками и умениями, способствующими
успешной адаптации к динамичным
условиям развития социально-экономической
и информационно-культурной среды;
- доработка учебных планов
по реализуемым в филиале образовательным
программам в соответствии с
требованиями ГОС ВПО;
- совершенствование структуры
управления учебным процессом, созданными
кафедрами, подбор высококвалифицированного
ППС.
Техникум:
- утверждает Положение
о филиале;
- анализирует содержание
учебного процесса, его эффективность
и качество, научно-методический
и педагогический уровень проведения
занятий, научную деятельность филиала,
его работу по подбору и
расстановке кадров преподавателей,
повышению их научно-методического
и педагогического мастерства
и вносит соответствующие рекомендации;
- организует разработку,
утверждение и издание учебных
планов и программ, учебно-методической
литературы, документации и обеспечение
ими филиала;
- осуществляет контроль
за организацией в филиале
вступительных испытаний, текущих
и итоговых аттестаций, проводит
заседания ГАК;
- осуществляет экспертизу
разработанных филиалом учебно-методических
материалов и дает по ним
заключения;
- осуществляет анализ
эффективности использования учебно-материальной
базы филиала, работу по ее
развитию;
- назначает и освобождает
от занимаемой должности директора,
начальника отдела бухгалтерского
учета и финансового контроля;
- утверждает правила и
план приема студентов;
- определяет объем полномочий
филиала по реализации образовательных
программ высшего и дополнительного
профессионального образования;
- привлекает преподавателей
филиала к работе соответствующих
кафедр, деятельности научных подразделений
университета;
- представляет в Федеральный
орган управления образованием
преподавателей филиала к присвоению
ученых званий;
- оказывает помощь в
организации научной работы, разработке
локальных актов филиала;
- выдает студентам и
слушателям филиала, завершившим
обучение и прошедшим итоговую
аттестацию, дипломы государственного
образца;
- утверждает смету доходов
и расходов, осуществляет контроль
за финансово-хозяйственной деятельностью
филиала;
- оказывает помощь в
разработке, апробации и внедрении
в учебный процесс и научную
работу филиала современных образовательных
технологий, методов и процедур
научно-исследовательской работы;
- оказывает инструктивную,
научно-методическую, учебную и организационно-техническую
помощь в подготовке и проведении
лицензирования и аттестации
филиала.
Директор филиала:
- Представляет интересы
Техникума в учреждениях, предприятиях,
организациях, органах государственной
власти и управления, муниципальных
органах;