- осуществляет регистрацию
(согласование на размещение) филиала
в установленном законодательством
порядке;
- открывает текущие (лицевые)
счета филиала в банковских
учреждениях (органах федерального
казначейства) и распоряжается ими
в соответствии с утвержденными
сметами и графиками платежей;
- осуществляет прием и
увольнение работников и заключает
с ними трудовые договоры в
соответствии со штатным расписанием;
- заключает от имени
университета договоры на обучение
студентов;
- заключает и расторгает
гражданско-правовые договоры с
физическими и юридическими лицами
(в том числе договоры аренды)
в рамках деятельности филиала;
- утверждает правила внутреннего
распорядка и должностные инструкции
работников филиала, другие локальные
акты;
- издает распоряжения, обязательные
для исполнения всеми работниками
филиала;
- представляет интересы
техникума в суде в качестве
истца или ответчика по спорам,
связанным с деятельностью филиала.
Директор персонально отвечает
за организацию учебного процесса, за
расходование денежных средств в соответствии
со сметой, за учет результатов финансово-хозяйственной
деятельности, за полное и своевременное
представление финансовой и бухгалтерской
отчетности, перечисление налогов и платежей,
обеспечение сохранности учебных, финансовых,
кадровых и иных документов, связанных
с деятельностью СКТ.
1.3 Концептуальная
модель предметной области
Концептуальная
модель предметной области - это наши знания о
предметной области в виде понятий (концептов).
Знания могут быть как в виде неформальных
знаний в мозгу эксперта, так и выражены
формально при помощи каких-либо средств.
В качестве таких средств могут выступать
текстовые описания предметной области,
наборы должностных инструкций, правила
ведения дел в компании и т.п. Опыт показывает,
что текстовый способ представления модели
предметной области крайне неэффективен.
Гораздо более информативными и полезными
при разработке баз данных являются описания
предметной области, выполненные при помощи
специализированных графических нотаций.
Имеется большое количество методик описания
предметной области. Концептуальная модель
БД - отражает информационное содержание
данных, как основных понятий и отношений
между ними. Концептуальная модель не
затрагивает физического состояния данных,
в том числе архитектуры данных, методов
доступа, форматов физических данных.
Из наиболее известных методик исследования
предметных областей и построения концептуальных
моделей можно назвать системный анализ.
Также существует целый ряд методик, учитывающих
принципы системного анализа, - методика
структурного анализа SADT и основанная
на нем IDEF0, диаграммы потоков данных Гейна-Сарсона,
методика объектно-ориентированного анализа
UML, и др. Концептуальная модель предметной
области описывает скорее процессы, происходящие
в предметной области и данные, используемые
этими процессами. От того, насколько правильно
смоделирована предметная область, зависит
успех дальнейшей разработки приложений.
Модель данных - инструментарий для отображения предметной
области, определяется:
- допустимой организацией данных;
- ограничениями целостности (семантикой);
- множеством операций, допустимых
над объектами модели данных.
На следующем, более низком уровне находится
логическая модель данных предметной
области.
Логическая модель описывает понятия
предметной области, их взаимосвязь, а
также ограничения на данные, налагаемые
предметной областью. Примеры понятий
- "сотрудник", "отдел", "проект",
"зарплата". Примеры взаимосвязей
между понятиями - "сотрудник числится
ровно в одном отделе", "сотрудник
может выполнять несколько проектов",
"над одним проектом может работать
несколько сотрудников". Примеры ограничений
- "возраст сотрудника не менее 16 и не
более 60 лет".
Можно выделить три основные вида логических
моделей:
- иерархическую модель;
- сетевую модель;
- реляционную модель.
Логическая модель данных является начальным
прототипом будущей базы данных. Логическая
модель строится в терминах информационных
единиц, но без привязки к конкретной
СУБД. Предварительным средством разработки
логической модели данных в настоящий
момент являются различные варианты инфологических
(информационно-логических) моделей - ER-диаграмма (Entity-Relationship, диаграммы сущность-связь). Одну
и ту же ER-модель можно преобразовать как
в реляционную модель данных, так и в модель
данных для иерархических и сетевых СУБД,
или в постреляционную модель данных.
Решения, принятые на предыдущем уровне,
при разработке инфологической модели
предметной области, определяют некоторые
границы, в пределах которых можно развивать
логическую модель данных, в пределах
же этих границ можно принимать различные
решения.
Для логической модели данных характерно
то, что выполняя все основные требования,
предъявляемые СУБД, не поддерживается
ориентация на конкретную СУБД, что реализуется
в физической модели данных.
Физическая модель
данных описывает
данные средствами конкретной СУБД. Ограничения,
имеющиеся в логической модели данных,
реализуются различными средствами СУБД,
например, при помощи индексов, декларативных
ограничений целостности, триггеров, хранимых
процедур. При этом опять-таки решения,
принятые на уровне логического моделирования
определяют некоторые границы, в пределах
которых можно развивать физическую модель
данных. Точно также, в пределах этих границ
можно принимать различные решения. Например,
отношения, содержащиеся в логической
модели данных, должны быть преобразованы
в таблицы, но для каждой таблицы можно
дополнительно объявить различные индексы,
повышающие скорость обращения к данным.
Многое тут зависит от конкретной СУБД.
Если физическая модель данных реализована
средствами реляционной СУБД, то отношения,
разработанные на стадии формирования
логической модели данных, преобразуются
в таблицы, атрибуты становятся столбцами
таблиц, для ключевых атрибутов создаются
уникальные индексы, домены преображаются
в типы данных, принятые в конкретной СУБД.
Собственно база данных и информационная
система. И, наконец, как результат предыдущих
этапов появляется собственно сама база
данных. База данных реализована на конкретной
программно-аппаратной основе, и выбор
этой основы позволяет существенно повысить
скорость работы с базой данных. Например,
можно выбирать различные типы компьютеров,
менять количество процессоров, объем
оперативной памяти, дисковые подсистемы
и т.п. Очень большое значение имеет также
настройка СУБД в пределах выбранной программно-аппаратной
платформы.
Но опять решения, принятые на предыдущем
уровне - уровне физического проектирования,
определяют границы, в пределах которых
можно принимать решения по выбору программно-аппаратной
платформы и настройки СУБД. Таким образом,
ясно, что решения, принятые на каждом
этапе моделирования и разработки базы
данных, будут сказываться на дальнейших
этапах. Поэтому особую роль играет принятие
правильных решений на ранних этапах моделирования.
Глава 2 СТРУКТУРА
СКТ
2.1 Структура работы
СКТ
В структуре техникума работают
такие общие административные подразделения,
как дирекция, учебно-методический отдел,
отдел бухгалтерского учета и финансового
контроля, отдел кадров, канцелярия, библиотека,
отдел по работе со студентами, хозяйственный
отдел.
Ключевое место в ней занимают
кафедры, которыми непосредственно руководят
заведующие кафедрами, выбираемые Ученым
советом СКТ и утверждаемые ректором из
числа специалистов соответствующего
профиля, имеющих ученую степень и звание.
Взаимодействие структурных
подразделений филиала обеспечивается
соответствующими локальными актами и
средствами оперативного управления.
Контроль за выполнением планов осуществляется
в течение учебного года. Помимо плановых
мероприятий в филиале осуществляется
оперативное управление через совещания
при директоре. Обязательным является
их проведение в начале каждого месяца.
Внеплановые совещания созываются по
мере необходимости.
Для оперативного руководства
и координации деятельности подразделений
филиала издаются приказы директора. В
целях рационализации управления в филиале
имеются междугородние и международные
телекоммуникации (факсимильная связь
и электронная почта), выход в сеть Интернет.
2.2 Обоснование выбора
и системный анализ с применением CASE-средств
Как видно из структуры СКТ
состоит из множества подразделений, основные
процессы которых могут быть автоматизированы.
Существует два подхода разработки
программного обеспечения информационных
систем один из них - это структурный подход.
В его основе лежит идея декомпозиции.
Вся структура описывается функциональными
блоками, между которыми протекают определенные
процессы.
Второй подход разработки программного
обеспечения ИС заключается в объектной
декомпозиции. Структура описывается
в терминах объектов и связей между ними,
а поведение системы описывается в терминах
обмена сообщениями между объектами. Каждый
объект системы обладает своим собственным
поведением, моделирующим поведение объекта
реального мира.
Система управления учебным
процессом состоит из двух аспектов - оперативной
обработки данных и анализа полученной
информации. Говоря о процессе получения
новых данных мы имеем ввиду систему оперативной
обработки данных, а формируя сложные
отчеты и выборки, имеем дело с системой
аналитической обработки данных.
В реализации информационной
системы эти два аспекта тесно переплетены
между собой. Таким образом, создание единой
информационной системы помогает:
1. Автоматизировать и
оптимизировать деятельность управления
процессами управления.
2. Формирует полную и
достоверную информацию необходимую
для принятия управленческих
решений.
Для решения данной задачи выделим
ряд функций и задач методистов учебного
отдела, на которые он затрачивает большую
часть времени.
Такими задачами являются:
- заполнение и изменение
личных карточек студентов;
- первоначальная сортировка
и распределение вновь поступивших
студентов по группам;
- формирование аттестационных
ведомостей по группам;
- формирование индивидуальных
ведомостей;
- формирование сводных
ведомостей по итогам сессии.
Результат и повышение эффективности
будет замечено на оптимизации и сокращении
времени потраченного на сбор и каталогизацию
информации.
Уменьшенное количество документов
в бумажном виде и их оцифровка приведет
к существенному уменьшении времени на
поиск необходимой информации, что, в конечном
счете, приведет к ускорению документооборота
в целом. Ускорение документооборота уменьшит
задержки на получение необходимой информации
для принятия необходимых решений. Компьютерная
обработка полностью исключает проведение
однотипных операций и их дублирования.
Перед проектируемой информационной
системой стоит важное условие: система
должна быть легко модифицируемой и расширяемой.
Система должна отражать все происходящие
изменения во всех документах и отчетах.
К разрабатываемой системе
предъявляются следующие требования.
Система должна обеспечить:
- автоматизацию ввода
информации;
- автоматизацию изменения
информации;
- автоматизацию поиска
необходимых данных;
- быть легко масштабируемой
и расширяемой;
- взаимодействовать по
локальной сети с клиентскими
машинами техникума.
Информационная система должна
содержать в себе:
- информацию на каждого
студента;
- текущую успеваемость
студентов;
- информацию на каждого
преподавателя;
- список кафедр техникума;
- перечень предметов.
Система должна быть способной
указать, какой предмет может вести преподаватель
и какую успеваемость имеет каждый студент
по этому предмету. Дополнительно ИС должна
формировать учебные ведомости по экзаменам,
зачетам проводимым преподавателями в
учебных группах.
Проектирование информационной
системы поделим на несколько этапов:
- выбор необходимой информации
для ИС;
- проектирование и анализ
структуры информационной системы;
- проектирование и анализ
системы навигации;
- UML моделирование;
- проектирование базы
данных;
- описание функциональности
информационной системы.
Информационная система будет
содержать:
- Информацию о каждом
студенте.
- Информацию о каждом
преподавателе.
- Информацию по каждой
кафедре.
- Информацию по преподаваемым
предметам.
- Информацию по специальностям.
- Информацию по успеваемости
студентов (ведомости).
Наличие выбранной информации
в ИС обеспечит в полной мере спроектировать
процесс автоматизации заполнения и изменения
личных карточек студентов. Наличие информации
о предметах и преподавателях поможет
в составлении индивидуальных и сводных
ведомостей после зачетов и экзаменов.
2.3 Проектирование
и анализ структуры информационной системы
Структура информационной системы
представляет собой взаиморасположение
и связи между отдельными ее частями -
подсистемами. Подсистема - это часть системы,
выделенная по какому-либо признаку.
В основе линейной структуры
предполагается, что все подсистемы будут
располагаться одна за другой. Использовать
данную структуру удобно при проектировании
небольших информационных систем, которые
в дальнейшем не планируется расширять.
Оптимальная и логичная структура
информационной системы состоит из логически
сгруппированных подсистем и функциональных
блоков.
2.4 Программная реализация
информационной системы управления учебным
процессом
Для разработки информационной
были выбраны следующие инструментальные
средства:
1. NetBeans 6.9 - NetBeans IDE является интегрированной
средой разработки для Linux, Mac, Windows и Solaris.
NetBeans является open-source IDE и позволяет разработчикам
быстро создавать веб-приложения для мобильных
и настольных приложений с помощью Java,
JavaFX, PHP, JavaScript и Ajax, Ruby и Ruby On Rails, Groovy и Grails,
и C / C + +.