Роль государства в информатизации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 17:06, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить роль государства в информатизации общества.
Объект – информатизация общества.
Предмет – роль государства в информатизации общества.
Задачи работы:
1. Изучить основные понятия.
2. Рассмотреть основные проблемы информатизации.
3. Изучить роль государства в информатизации общества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...….3
1. Понятие информатизации общества………………………………………4
2. Сущность и проблемы информатизации.....................................................5
3. Роль государства в информатизации общества……………………...….11
Заключение .………………………………………………………….………21
Список использованной литературы……………………….………………23

Файлы: 1 файл

Реферат Информатизация.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………...….3

1. Понятие информатизации  общества………………………………………4

2. Сущность и проблемы информатизации.....................................................5

3. Роль государства в  информатизации общества……………………...….11

Заключение .………………………………………………………….………21

Список использованной литературы……………………….………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня человек испытывает воздействие огромного числа сообщений, который содержит установки и оценки, формирующие наше восприятие окружающей действительности. При современных возможностях ИК технологий человек может считать усваиваемые установки, итогом своей умственной работы, не замечая того, что является объектом манипуляции.

Современные технические возможности позволяют оказывать на аудиторию интенсивное и потенциально неограниченное информационно-политическое влияние. Например, 2/3 средств на избирательную кампанию уходит телевидению. Политическое сообщение никогда просто не информируют о событии, но определяет отношение аудитории, и ее дальнейшие действия. Massmedia создают новую виртуальную реальность, которая проще и понятней действительности.

Цель работы – изучить роль государства в информатизации общества.

Объект – информатизация общества.

Предмет – роль государства в информатизации общества.

Задачи работы:

1. Изучить основные понятия.

2. Рассмотреть основные проблемы  информатизации.

3. Изучить роль государства в  информатизации общества.

 

 

1. Понятие информатизации общества

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [1, с.315].

Информатизация включает три взаимосвязанных процесса:

  • медиатизацию – процесса совершенствования средств, сбора, хранения и распространения информации;
  • компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки информации;
  • интеллектуализацию – процесса развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта [2, с.68].

Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям социальной структуры.

Термин «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей [2, с.68].

При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации, и ее накопление. При информатизации общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней схожести и направлена, на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.

Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

  • технократический – когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
  • гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы [3, с.128].

Концепция информатизации включает, прежде всего, создание унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления, хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для информационного обеспечения деятельности.

Г. Маклуэн в книге «Коммуникационная революция» характеризует информационное общество как эпоху информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности [3, с.130]. Он считал, что электронная революция перекраивает жизнь. В начальной стадии электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) выполняла, роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами

Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создаёт целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно, на работе и в быту, окружают человека и программируют во всё возрастающем масштабе.

Следующий шаг развития коммуникация это: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых и электронных устройств, с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приёма и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включённой в единую интегрированную систему связи [2, с.211].

Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры – к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создаёт технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ являются второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода её распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Очевидно, что, только опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и проблемы информатизации

Системно анализируя реальные события, а также тенденции общемирового развития, нетрудно заметить повышенное внимание и особую озабоченность политиков и специалистов существенной интенсификацией процессов информатизации и глобализации. Попытки научного осмысления этого феномена сосредоточиваются преимущественно в контексте социально-экономической жизни и проблематики международных отношений. Такая ситуация на первый взгляд представляется вполне понятной, ведь в последние десятилетия мы воочию наблюдаем планетарные, то есть глобально охватывающие весь земной шар, процессы невиданного ранее взаимовлияния различных людей, стран и культур практически во всех сферах. 
Однако кроме величайших научно-технологических достижений современный мир накопил немало трудноразрешимых проблем. Из-за отсутствия соответствующего контроля за ходом развития [4], 
а также по причине всеобщего методологического кризиса, дефицита концептуализирующей информации произошла глобальная деформация окружающей среды, значительно ухудшились социально-психологическое и экономическое положение людей и состояние общечеловеческих отношений. В связи с этим нельзя не обратить внимание и на такое негативное явление, как политически, социально и гуманитарно-опасный характер практически не исчезающих с лица земли экономических кризисов. Причем от них не застрахованы ни развитые, ни развивающиеся страны и регионы. Показательным в данном отношении является тот факт, что из 6,5 млрд. населения планеты сегодня примерно каждый шестой живет менее чем на 1 доллар в день. И это в то время, когда 1 млрд. землян назван,«золотым». Более половины государств постоянно находятся в состоянии перманентного социально-экономического кризиса. В отдельных из них пропасть между уровнем жизни богатых и бедных чудовищна. Еще более поразителен тот факт, что нищета нередко господствует в регионах, располагающих уникальными человеческими, природными и другими ресурсными возможностями [4, с. 324]. 
Вполне уместно говорить о политически саморазрушительном социально-экономическом кризисе и на постсоветском пространстве. Оно уже длительное время находится в так называемом переходном состоянии, которое, как известно, «требует жертв», особенно в условиях острого методологического и концептуального упадка [5, с. 163].                                                                 

Таким образом, вторая половина XX в. — 
это не только апогей всемирной научно-технической революции, но и период осознания людьми планетарно-системной обратной связи, которая кроме успехов технологизации со всей очевидностью зафиксировала и ее негативные последствия, прежде всего в экологической сфере. Ведь помимо традиционного понимания этой области вопросы правовой этики, нравственности и морали как ключевые показатели психического здоровья людей, а также идеолого-методологическую ориентацию общественного развития также необходимо относить к экологии [5, 164].

Анализируя материалы по данной тематике, следует заметить, что, к сожалению, все варианты своего анализа, как, собственно, и понятие «глобализация», авторы привязывают либо к планетарности, либо просто к географическому распространению тех или иных явлений и процессов на значительную часть земного шара.

Информация приобрела сегодня статус важного источника, который объективно-необходимо, приоритетно-стратегически и оперативно-технологически функционирует в социально-экономических сферах. 
С точки зрения фундаментальной науки информационный ресурс — это в первую очередь знания о нерушимых законах протекания естественных процессов, которые, как глобальная основа, активно используются творческой личностью для формирования целей и определения средств, своей конкретной деятельности, для разработки методов, концепций и программ производительного и социокультурного развития. Но всеобщий характер безусловной нерушимости и пространственно-временной универсальности законов природы определяет их абсолютную глобальность, совершенно не зависящую от человека, его желаний и воли. Таким образом, результаты любой деятельности могут отвечать поставленным целям лишь при условии соблюдения субъектом законов объективно существующего мира, который познается и реализуется человеком и обществом исключительно трансинформационным путем.

Таким образом, социум, по своей сути, имеет соответствующую фундаментальную характеристику — он глобально информационный. А реальная ситуация и научные данные многочисленных исследований цивилизационных процессов убедительно свидетельствуют о решающей и ключевой роли информационных знаний и умений в системах трудовой деятельности как отдельных субъектов, так и групп людей, особенно в социально-экономических структурах современного типа [6, с. 187]. 
Сегодня мы уже способны и должны понять, что глубинные корни научно-технического прогресса формировались на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации, хотя наиболее интенсивно, как принято считать, революционно, они «проросли» в последние столетия нашей эры. Но генезис достижений современной науки и техники, без всякого сомнения, всегда был трансинформационным.

Определяя грядущие общества как постиндустриальные или информационные, мы не имеем права забывать об относительной условности таких названий, которые лишь направляют наше мышление на поиск возможностей построения более эффективных систем социально-экономической деятельности и развития. Достичь этого с успехом можно только благодаря творческим способностям современного человека, который будет активно и целенаправленно формировать основные ресурсы информационного общества — достоверные знания и высококачественный научный потенциал, способный интенсивно воспроизводить инновационные резервы эффективного и безопасного прогресса в сегодняшних условиях.

Перед государствами всего мира, а особенно постсоветскими, современная история поставила неотложную задачу формирования программ социально-экономического роста на передовых методолого-концептуальных основах, учитывающих рассмотренные нами новые реалии и тенденции мирохозяйственного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль государства  в информатизации общества

При рассмотрении роли государства в развитии информационного общества необходимо иметь в виду, что это относительно новая для государства сфера деятельности. В отличие от традиционных областей его ответственности, в которых уже исторически сложились определенные формы и принципы взаимоотношений государственных структур с обществом, предпринимателями и гражданами, место и роль государства в развитии информатизации является сегодня объектом частого общественного диалога.

В этой связи можно напомнить споры о праве доступа к государственным информационным системам и ресурсам, о защите персональной тайны или же обострившиеся в последнее время дискуссии о государственном регулировании развития российского сегмента Интернета.

Самыми различными правительственными и межправительственными, общественными и коммерческими организациями разрабатывается много программ, отчетов, «белых» книг, посвященных проблемам информационного общества. Общим местом абсолютного большинства этих документов является признание особой ответственности государства за развитие информационной или информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая интегрирует в себе ряд отраслей информационной экономики, таких, как индустрия информационных услуг, создание и эксплуатация информационных систем и сетей, телекоммуникации, СМИ и др.

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура сегодня превратилась в ключевой фактор конкурентоспособности страны, от ее потенциала зависит место страны в мировом сообществе [7].

Информация о работе Роль государства в информатизации общества