http://www.referat.star-info.ru/info_48627
Содержание
Введение
Роль и место
информационных технологий в современной
социальной сфере
Социальная
работа в системе социальных технологий
Значение информации.
Виды коммуникаций и этапы коммуникационного
процесса
Заключение
Список литературы
Введение
В 50-70-е годы
XX века стало очевидно, что человечество
вступает в новую эпоху, дорогу к которой
проложило бурное развитие техники и,
в первую очередь, компьютеров, и НТР в
целом. Развитие компьютерных технологий
позволило обществу подойти к глобальной
проблеме информатизации, связанной с
быстро возрастающими интеграционными
процессами, проникающими во все сферы
нашей деятельности: науку, культуру, образование,
производство, управление и т. д.
Эффективное управление различными
социальными организациями и системами
немыслимо без использования информации.
Такая ситуация предопределяется тем,
что управление в своей сущности есть
подготовка, принятие и осуществление
цепи последовательных решений управляющей
системой на основе информации, отражающей
состояние управляемого объекта и окружающей
среды, а также степень исполнения (или
невыполнения) принятых управленческих
решений. Под информацией обычно понимают
процесс передачи сообщений между передающей
и принимающей системами, что ведет к изменению
разнообразия состояния последней.
Роль и место информационных
технологий в современной социальной
сфере
Информатизация общества - это глобальный социальный процесс,
особенность которого состоит в том, что
доминирующим видом деятельности в сфере
общественного производства является
сбор, накопление, обработка, хранение,
передача, использование, продуцирование
информации, осуществляемые на основе
современных средств микропроцессорной
и вычислительной техники, а также разнообразных
средств информационного взаимодействия
и обмена.
История
развития информатизации началась в США
с 60-х годов XX века. Затем данное понятие
рассматривалось рядом стран, таких как
Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами
Западной Европы. Универсальным техническим
средством обработки любой информации
является компьютер, который играет роль
усилителя интеллектуальных возможностей
человека и общества в целом. Появление
и развитие компьютеров - это необходимая
составляющая процесса информатизации
общества и образования. При информатизации
общества основное внимание уделяется
комплексу мер, направленных на обеспечение
полного использования достоверного,
исчерпывающего и своевременного знания
во всех видах человеческой деятельности.
Именно поэтому, данное понятие является
более широким, чем "компьютеризация
общества", где основное внимание уделяется
развитию и внедрению базы компьютеров,
обеспечивающих оперативное получение
информации. Информационные технологии,
основанные на Интернете, телекоммуникационных
сетях и интеллектуальных компьютерных
системах, открывают перед будущим поколением
возможности свободного распространения
знаний, различных сведений и материалов.
Ему придется столкнуться с необходимостью
приспосабливаться к новой социальной
среде, где информация и научное знание
станут основными факторами, определяющими
потенциал общества и перспективы его
развития. Использование единых мировых
информационных систем обеспечивает внедрение
информационных технологий в образование:
формируется единое образовательное пространство,
возрастает потребность человека в общении,
и получении доступа к общим нематериальным
ресурсам, осмыслении и переработке большого
объема информации. Смысл информатизации
образования заключается в создании как
для педагогов, так и для обучаемых благоприятных
условий для свободного доступа к культурной,
учебной и научной информации. Необходимо
также понимать, что информатизация сферы
образования должна опережать информатизацию
других направлений общественной деятельности,
поскольку именно здесь закладываются
социальные, психологические, общекультурные,
а также профессиональные предпосылки
развития общества нового типа. Информатизация
и компьютеризация становятся новыми
объектами изучения, применения и использования
в образовании, что дает возможность выйти
на создание определенной системы образования.
Информационные
технологии можно рассматривать как элемент
и функцию информационного общества, направленную
на регулирование, сохранение, поддержание
и совершенствование системы управления
нового сетевого общества. Если на протяжении
веков информация и знания передавались
на основе правил и предписаний, традиций
и обычаев, культурных образцов и стереотипов,
то сегодня главная роль отводится технологиям.
Информационные технологии упорядочивают
потоки информации на глобальном, региональном
и локальном уровнях. Они играют ключевую
роль в формировании техноструктуры, в
повышении роли образования и активно
внедряются во все сферы социально-политической
и культурной жизни, включая домашний
быт, развлечения и досуг.
Общество
с высоким уровнем развития и использования
информационных технологий, развитыми
инфраструктурами, обеспечивающими производство
информационных ресурсов и возможность
доступа к информации, называют информационным
(ИО). Само название "информационное
общество" впервые появилось в Японии
в середине 60-х годов XX века. Оно стало
основным в докладе специальной группы
по научным, техническим и экономическим
исследованиям, созданной японским правительством
для выработки перспектив развития экономики
страны. Специалисты, предложившие этот
термин, разъяснили, что он характеризует
общество, в котором в изобилии циркулирует
высокая по качеству информация, а также
есть все необходимые средства для ее
хранения, распределения и использования.
Информация легко и быстро распространяется
по требованиям заинтересованных людей
и организаций и выдается им в привычной
для них форме. Стоимость пользования
информационными услугами настолько невысока,
что они доступны каждому.
Отличительными
особенностями информационного общества
являются: открытость, технологичность
(особенность информатизации), интеллектуальность,
доступ к мировым информационным ресурсам,
высокая степень обеспечения безопасности,
гибкость и самоорганизация выше указанных
систем. В таком обществе наблюдается
ускоренная автоматизация и роботизация
всех отраслей производства и управления,
происходят радикальные изменения социальных
структур. Эти изменения приводят к расширению
сферы информационной деятельности и
вызывают необходимость подготовки специалистов
в области разработки и сопровождения
информационных технологий, требуют повышения
информационной культуры граждан.
Формирование
в стране информационного общества неразрывно
связано с образованием в данном обществе.
В истории человечества было, по крайней
мере, две революции по улучшению качества
и расширению доступности образования.
Две предыдущие революции одновременно
расширили возможности образования как
системы, добавив новые средства и изменив
ее структуру. Был осуществлен переход:
от устного диалога времен Сократа - к
образовательным формам, которые включили
чтение и письмо; от ученых времен раннего
Средневековья, обучающих независимых
учеников тогда, когда им заблагорассудится,
- к новой образовательной структуре, в
которой организованные ученые и студенты
работают вместе в пределах университета,
колледжа, а учителя и ученики объединены
в стенах школы.
Именно
специалисты социальной сферы должны
первыми реагировать на данные изменения
в обществе. Социальные педагоги и социальные
работники как специалисты различных
социальных служб дополняют и развивают
многоплановую деятельность учреждений
образования, здравоохранения, культуры,
спорта, общественных организаций, взаимодействуют
с ними, выполняя интегративную функцию
во взаимосвязи государственно-общественных
структур с семьей, личностью. Появление
таких специальностей как "социальная
педагогика" и "социальная работа"
позволяет решить несколько взаимосвязанных
задач: формирование мировоззрения, адекватного
данному этапу социального и экономического
развития нашей страны и мира в целом,
осознание каждым человеком своего места
в жизни, включая профессиональное самоопределение;
осуществление социальной адаптации,
основанной на способности к принятию
решений в условиях неопределенности;
выработку коммуникативных навыков и
умений строить свои отношения с различными
социальными структурами. Социальному
педагогу приходится работать с самыми
разнообразными категориями населения:
детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что
предъявляет к его профессиональной подготовке
высокие требования. Существенную помощь
при этом могут оказать современные информационные
технологии, без которых ему сегодня просто
не обойтись. И чем раньше «подружатся»
социальный педагог и компьютер, тем эффективнее
будет его педагогическая деятельность.
Умение применять в своей деятельности
современные информационные технологии
становится одним из основных компонентов
профессиональной подготовки любого специалиста,
в том числе и специалиста социальной
сферы.
Вот уже
почти два десятка лет не утихают споры
о том, какое место должен занимать компьютер
в профессиональной деятельности педагога.
Экзотикой для подавляющего большинства
педагогов остаются и компьютерные учебники,
и интеллектуальные системы, и телетестинг,
и прочие атрибуты тесной дружбы школы
и информатики.
Информационные
технологии вошли во все сферы нашей жизни.
Компьютер является средством повышения
эффективности процесса обучения, участвует
во всех видах человеческой деятельности,
незаменим для социальной сферы. Информационные технологии
– это аппаратно-программные средства,
базирующиеся на использовании вычислительной
техники, которые обеспечивают хранение
и обработку образовательной информации,
доставку ее обучаемому, интерактивное
взаимодействие студента с преподавателем
или педагогическим программным средством,
а также тестирование знаний студента.
В учебном процессе важны не информационные
технологии сами по себе, а то, насколько
их использование служит достижению собственно
образовательных целей. При выборе технологий
необходимо учитывать наибольшее соответствие
некоторых технологий характерным чертам
обучаемых, специфическим особенностям
конкретных предметных областей, преобладающим
типам учебных заданий и упражнений. Образовательные
технологии - это комплекс дидактических
методов и приемов, используемых для передачи
образовательной информации от ее источника
к потребителю и зависящих от формы ее
представления. Особенностью образовательных
технологий является опережающий характер
их развития по отношению к техническим
средствам. Дело в том, что внедрение компьютера
в образование приводит к пересмотру всех
компонент процесса обучения. В интерактивной
среде "ученик - компьютер - преподаватель"
большое внимание должно уделяться активизации
образного мышления за счет использования
технологий, активизирующих правополушарное,
синтетическое мышление. А это значит,
что представление учебного материала
должно воспроизводить мысль преподавателя
в виде образов. Иначе говоря, главным
моментом в образовательных технологиях
становится визуализация мысли, информации,
знаний. К образовательным технологиям
относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции
и лабораторные практикумы; электронные
мультимедийные учебники; компьютерные
обучающие и тестирующие системы; имитационные
модели и компьютерные тренажеры; консультации
и тесты с использованием телекоммуникационных
средств; видеоконференции.
2. Социальная работа в системе социальных
технологий
Определение
и конкретизация целей социальных технологий
позволяют
выделить
среди них, в качестве особой группы, технологии
социальной работы, которые можно рассматривать
как систему оптимальных способов преобразования,
регулирования социальных отношений и
процессов в жизнедеятельности людей,
ориентированных на социальное обслуживание,
помощь и поддержку граждан, находящихся
в сложной жизненной ситуации Деятельность,
направленная на достижение этих целей,
предполагает осуществление различных
социальных изменений, связанных как с
сознанием субъекта, так и со средой его
жизнедеятельности.
Что же такое
социальные изменения? Это явление целесообразно
рассматривать в двух модификациях: как
процесс и как явление.
Социальные
изменения как процесс – сознательная,
целенаправленная деятельность по трансформации
социальной действительности, ведущая
к исчезновению старых и появлению новых
социальных характеристик, как системы
в целом, так и отдельных её элементов.
Реальные результаты этой трансформации
будут представлять собой социальные
изменения как явление.
Являясь
одним из видов человеческой деятельности,
социальная работа тоже осуществляет
определённые социальные изменения, используя
при этом, свои специфические средства
и методы. При этом, главная задача социальной
работы заключается не столько в социальной
трансформации, сколько в текущем, постоянном
устранении дисфункций общества в целом
или отдельных его элементов.
Сфера профессиональной
компетентности и деятельности социального
работника при осуществлении социальных
изменений включает в себя следующие элементы:
- реализация
социальных и гражданских прав
людей;
- компенсация
социального, физического или психического
ущерба;
- ликвидация
дефицита в общении;
- помощь
в организации досуга, доступа
к основным социальным благам
и социальным услугам.
Действуя
в сфере своей компетенции, социальный
работник может по-разному участвовать
в осуществлении социальных изменений.
Это могут быть:
- длительные,
перспективные усилия (повышение
уровня социальной адаптации
субъекта и улучшение его «социального
самочувствия»);
- постоянная,
систематическая деятельность (социальный
патронаж, профессиональная деятельность
в школе, детском доме, доме-интернате);
- краткосрочные,
чрезвычайные действия (эвакуация
из района бедствия, экстренная
психологическая, педагогическая или
другая помощь);
- целенаправленные,
разовые действия или акции, направленные
на решение определённой задачи
(трудоустройство).
Выбор конкретных
форм и способов участия социальных работников
в осуществлении различных социальных
изменений обуславливается конкретными
условиями, в которых находятся люди, нуждающиеся
в помощи, их запросами и пожеланиями,
а также рядом объективных обстоятельств,
которые ограничивают реальные возможности
оказания социальной помощи. Эти ограничения
существуют и проявляются в жизнедеятельности
любой социальной системы, в деятельности
всех, даже самых мощных, опытных и развитых
социальных служб. Что же это за ограничения?
Во-первых,
социальная работа даёт возможность воздействовать
на различные противоречия общественной
жизни, но разрешение основных противоречий
общества ей неподвластно. Так, работая
в очаге вооружённого конфликта, социальные
службы могут и должны оказать помощь
в эвакуации, медицинской помощи, приёме
и размещении беженцев и т.п. Но ни одна
социальная служба не в состоянии устранить
причины, порождающие войны и другие социальные
либо природные катастрофы и бедствия.
В этом состоит то, что некоторые теоретики
и практики социальной работы называют
её «вечным трагизмом». Однако, эффективнее
и результативнее не столько переживать
это обстоятельство, сколько учитывать
его в своей профессиональной деятельности,
разумно и взвешенно определяя её реальные
границы и возможности.
Во-вторых,
в процессе оказания социальной помощи
необходимо учитывать, что невозможно
изменить человека, не изменяя при этом
среду его жизнедеятельности, т.е. процессы
изменения человека и общества неразрывно
связаны между собой. Человек лишь часть
общества, причём всегда зависимая от
него. И прежде чем предъявлять к человеку
высокие и жёсткие требования, необходимо
отдавать себе отчёт в том, насколько реальны
у человека возможности, соответствовать
этим требованиям.
В-третьих,
возможны только такие социальные изменения,
которые обусловлены объективными социально-экономическими
условиями данного общества и теми возможностями,
которые в нём предоставлены человеку.
Действуя
в условиях подобных ограничений, социальные
службы и социальные работники, оказывают
помощь в решении различных социальных
проблем, которые возникают у человека
или группы людей. Применительно к практике
социальной работы, понятие «социальная
проблема» может быть определено следующим
образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,
интересов и т.п. конкретного социального
субъекта с аналогичными характеристиками
других социальных субъектов. Именно это
несовпадение осложняет процесс социального
и личностного функционирования человека,
группы или организации в социуме и создаёт
ситуацию, при которой конкретный социальный
субъект не в состоянии самостоятельно
удовлетворять собственные потребности
и отстаивать собственные интересы.
В реальной
практике социальной жизни социальные
проблемы можно рассматривать как существующие
на следующих уровнях организации:
- на уровне
общества в целом, где общество,
как феномен, является одновременно
и носителем конкретной проблемы,
и субъектом её решения, например,
проблема переходности экономической
жизни;
- на уровне
социальной общности (группы, слоя),
когда носителем проблемы выступает
конкретная социальная общность,
например, проблема резкого снижения
уровня жизни среднего класса;