Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;
- охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5
1.2 РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

8
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ


16
1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
23
ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

24
2.2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
27
2.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
30
2.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
36
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


37
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

45
3.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ
55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx

— 156.81 Кб (Скачать файл)

Мультимедийные компьютеры стали стандартом де факто, а искусственный  интеллект достиг такого уровня развития, что компьютер IBM Deep Blue обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.

С 1999 года в ряде стран  появляются так называемые Интернет-дома - пилотные проекты, в которых всеми электронными устройствами можно управлять дистанционно из любой точки в мире, где есть доступ в Интернет.

Параллельно с развитием  Интернета в конце столетия шло  развитие суперкомпьютерной техники, позволяющей решить глобальные задачи.[20]

 

1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

 

Эволюция информационных технологий наиболее ярко прослеживается на процессах хранения, транспортирования  и обработки информации.

 

Рисунок 1 - Временные фазы развития управления данными

 

В управлении данными, объединяющем задачи их получения, хранения, обработки, анализа и визуализации, выделяют шесть временных фаз (поколений), которые представлены на рисунке 1. Вначале данные обрабатывали вручную. На следующем шаге использовали оборудование с перфокартами и электромеханические машины для сортировки и табулирования миллионов записей. В третьей фазе данные хранились на магнитных лентах, и сохраняемые программы выполняли пакетную обработку последовательных файлов. Четвертая фаза связана с введением понятия схемы базы данных и оперативного навигационного доступа к ним. В пятой фазе был обеспечен автоматический доступ к реляционным базам данных и была внедрена распределенная и клиент-серверная обработка. Теперь мы находимся в начале шестого поколения систем, которые хранят более разнообразные типы данных (документы, графические, звуковые и видеообразы). Эти системы шестого поколения представляют собой базовые средства хранения для появляющихся приложений Интернета и Интранета.[4]

1.Нулевое поколение

В нулевом поколении (4000 г. до н.э. - 1900 г.) в течение шести  тысяч лет наблюдалась эволюция от глиняных таблиц к папирусу, затем  к пергаменту и, наконец, к бумаге. Имелось много новшеств в представлении  данных: фонетические алфавиты, сочинения, книги, библиотеки, бумажные и печатные издания. Это были большие достижения, но обработка информации в эту  эпоху осуществлялась вручную.

2.Первое поколение

Первое поколение (1900-1955) связано с технологией перфокарт, когда запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Процветание компании IBM в период 1915-1960 гг. связано с производством  электромеханического оборудования для  записи данных на карты, сортировки и  составления таблиц. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая  должна была вытеснить электромеханические  компьютеры.

3. Второе поколение

Второе поколение (программируемое  оборудование обработки записей, 1955-1980 гг.) связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых  могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт. Для обработки  информации были разработаны электронные  компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни  записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное  обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать  и использовать компьютеры.

Программное обеспечение  этого времени поддерживало модель обработки записей на основе файлов. Типовые программы последовательно  читали несколько входных файлов и производили на выходе новые  файлы. Для облегчения определения  этих ориентированных на записи последовательных задач были созданы COBOL и несколько  других языков программирования. Операционные системы обеспечивали абстракцию файла  для хранения этих записей, язык управления выполнением заданий и планировщик  заданий для управления потоком  работ.

Системы пакетной обработки  транзакций сохраняли их на картах или лентах и собирали в пакеты для последующей обработки. Раз  в день эти пакеты транзакций сортировались. Отсортированные транзакции сливались  с хранимой на ленте намного большей  по размерам базой данных (основным файлом) для производства нового основного  файла. На основе этого основного  файла также производился отчет, который использовался как гроссбух на следующий бизнес-день. Пакетная обработка позволяла очень эффективно использовать компьютеры, но обладала двумя серьезными ограничениями: невозможностью распознавания ошибки до обработки  основного файла и отсутствием  оперативного знания о текущей информации.

4. Третье поколение

Третье поколение (оперативные  базы данных, 1965-1980гг.) связано с внедрением оперативного доступа к данным в  интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.

Технические средства для  подключения к компьютеру интерактивных  компьютерных терминалов прошли путь развития от телетайпов к простым  алфавитно-цифровым дисплеям и, наконец, к сегодняшним интеллектуальным терминалам, основанным на технологии персональных компьютеров.[26]

Оперативные базы данных хранились  на магнитных дисках или барабанах, которые обеспечивали доступ к любому элементу данных за доли секунды. Эти  устройства и программное обеспечение  управления данными давали возможность  программам считывать несколько  записей, изменять их и затем возвращать новые значения оперативному пользователю. В начале системы обеспечивали простой  поиск данных: либо прямой поиск  по номеру записи, либо ассоциативный  поиск по ключу.

Простые индексно-последовательные организации записей быстро развились  в более мощную модель, ориентированную  на наборы. Модели данных прошли эволюционный путь развития от иерархических и  сетевых к реляционным.

В этих ранних базах данных поддерживались три вида схем данных:

• логическая, которая определяет глобальный логический проект записей  базы данных и связей между записями;

• физическая, описывающая  физическое размещение записей базы данных на устройствах памяти и в  файлах, а также индексы, нужные для  поддержания логических связей;

• предоставляемая каждому  приложению подсхема, раскрывающая только часть логической схемы, которую  использует программа.

Механизм логических и  физических схем и подсхем обеспечивал  независимость данных. И на самом  деле многие программы, написанные в  ту эпоху, все еще работают сегодня  с использованием той же самой  подсхемы, с которой все начиналось, хотя логическая и физическая схемы  абсолютно изменились. К 1980 г. сетевые (и иерархические) модели данных, ориентированные  на наборы записей, стали очень популярны. Однако навигационный программный  интерфейс был низкого уровня, что послужило толчком к дальнейшему  совершенствованию информационных технологий.

5. Четвертое поколение

Четвертое поколение (реляционные  базы данных: архитектура «клиент - сервер», 1980-1995 гг.) явилось альтернативой  низкоуровневому интерфейсу. Идея реляционной  модели состоит в единообразном  представлении сущности и связи. Реляционная модель данных обладает унифицированным языком для определения  данных, навигации по данным и манипулирования  данными. Работы в этом направлении  породили язык, названный SQL, принятый в качестве стандарта.

Кроме повышения продуктивности и простоты использования реляционная  модель обладает некоторыми неожиданными преимуществами. Она оказалась хорошо пригодной к использованию в  архитектуре «клиент-сервер», параллельной обработке и графических пользовательских интерфейсах. Приложение «клиент-сервер»  разбивается на две части. Клиентская часть отвечает за поддержку ввода  и представление выходных данных для пользователя или клиентского  устройства. Сервер отвечает за хранение базы данных, обработку клиентских запросов к базе данных, возврат  клиенту общего ответа. Реляционный  интерфейс особенно удобен для Использования  в архитектуре «клиент-сервер», поскольку  приводит к обмену высокоуровневыми запросами и ответами. Высокоуровневый  интерфейс SQL минимизирует коммуникации между клиентом и сервером. Сегодня  многие клиент-серверные средства строятся на основе протокола Open Database Connectivity (ODBC), который обеспечивает для клиента  стандартный механизм запросов высокого уровня к серверу. Архитектура «клиент-сервер»  продолжает развиваться. Как разъясняется в следующем разделе, имеется  возрастающая тенденция интеграции процедур в серверах баз данных. В частности, такие процедурные  языки, как BASIC и Java, были добавлены к  серверам, чтобы клиенты могли  вызывать прикладные процедуры, выполняемые  на них.[15]

Параллельная обработка  баз данных была вторым неожиданным  преимуществом реляционной модели. Отношения являются однородными  множествами записей. Реляционная  модель включает набор операций, замкнутых  по композиции: каждая операция получает отношения на входе и производит отношение как результат. Поэтому  реляционные операции естественным образом предоставляют возможности  конвейерного параллелизма путем направления  вывода одной операции на вход следующей.

Реляционные данные также  хорошо приспособлены к графическим  пользовательским интерфейсам (GUI). Пользователи легко могут создавать отношения  в виде электронных таблиц и визуально  манипулировать ими.

Между тем файловые системы  и системы, ориентированные на наборы, оставались «рабочими лошадками» многих корпораций. С годами эти корпорации построили громадные приложения и не могли легко перейти к  использованию реляционных систем. Реляционные системы скорее стали  ключевым средством для новых  клиент-серверных приложений.

6. Пятое поколение

Пятое поколение (мультимедийные базы данных, с 1995 г.) связано с переходом  от традиционных хранящих числа и  символы, к объектно-реляционным, содержащим данные со сложным поведением. Например, географам следует иметь возможность  реализации карт, специалистам в области  текстов имеет смысл реализовывать  индексацию и выборку текстов, специалистам по графическим образам стоило бы реализовать библиотеки типов для  работы с образами. Конкретным примером может служить распространенный объективный тип временных рядов. Вместо встраивания этого объекта  в систему баз рекомендуется  реализация соответствующего типа в  виде библиотеки классов с методами для создания, обновления и удаления временных рядов.

Быстрое развитие Интернета  усиливает эти дебаты. Клиенты  и серверы Интернета строятся с использованием апплетов и «хелперов», которые сохраняют, обрабатывают и  отображают данные того или иного  типа. Пользователи вставляют эти  апплеты в браузер или сервер. Общераспространенные апплеты управляют  звуком, графикой, видео, электронными таблицами, графами. Для каждого  из ассоциированных с этими апплетами  типов данных имеется библиотека классов. Настольные компьютеры и Web-браузеры являются распространенными источниками  и приемниками большей части  данных. Поэтому типы и объектные  модели, используемые в настольных компьютерах, будут диктовать, какие  библиотеки классов должны поддерживаться на серверах баз данных.[30]

Подводя итог, следует отметить, что базы данных призваны хранить  не только числа и текст. Они используются для хранения многих видов объектов и связей между этими объектами, что мы видим в World Wide Web. Различие между базой данных и остальной  частью Web становится неясным.

Быстрое развитие технологий хранения информации, коммуникаций и  обработки позволяет переместить всю информацию в кибер-пространство. Программное обеспечение для определения, поиска и визуализации оперативно доступной информации - ключ к созданию и доступу к такой информации. Основные задачи, которые необходимо решить:[12]

• определение моделей  данных для их новых типов (например, пространственных, темпоральных, графических) и их интеграция с традиционными  системами баз данных;

• масштабирование баз  данных по размеру (до петабайт), пространственному  размещению (распределенные) и многообразию (неоднородные);

• автоматическое обнаружение  тенденций данных, структур и аномалий (поиск, анализ данных);

• интеграция (комбинирование) данных из нескольких источников;

• создание сценариев и  управление потоком работ (процессом) и данными в организациях;

• автоматизация проектирования и администрирования базами данных.

 

1.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

 

С появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Развитие информационных технологий позволило хранить и обрабатывать большие объемы информации без чего не может развиваться современное общество и экономика. В сетях интернета появляется множество разнообразных служб открывающие новые возможности для работы, отдыха, позволяющие во многом облегчить труд человека.

 

 

ГЛАВА 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

2.1 ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ  ОБЩЕСТВА

 

Деятельность отдельных  людей, групп, коллективов и организаций  сейчас все в большей степени  начинает зависеть от их информированности  и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем  предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору  и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует  обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения  специальных технических средств.

Информатизация общества - реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основной целью информатизации является обеспечение решения актуальных внутренних проблем государства и прежде всего - удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги. [6]

Информация о работе Роль информационных технологий в развитии экономики и общества