Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:08, доклад
В этом докладе автор рассказывает о таком важном и актуальном на сегодня вопросе, как социальные сети. В последнее время именно этот тип сайтов получил большое распространение как на западе, так и у нас – в России и Украине. Инвестиции в подобные проекты достигают сотен миллионов и даже миллиардов долларов. В Украине эти суммы перевалили за несколько миллионов долларов и продолжают расти, что свидетельствует о растущей популярности и уверенности инвесторов не просто в возврате своих инвестиций, но и их приумножении.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России и Украине этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.
1. Социальные сети
1.1. Определение
1.2. История
1.3. Человек в социальной сети
1.4. Классификация
1.5. Проблемы
2. Перспективы развития
2.1. Развитие нишевых социальных сетей
2.3. Социальные сети в бизнесе
2.4. Мобильные социальные сети
2.5. Объединение социальных сетей
3. Способы монетизации
3.1. Увеличение стоимости
3.2. Реклама
3.3. Платные сервисы
3.4. Другие способы
3.5. Нишевые социальные сети и уникальные способы монетизации
По уровню развития социальные сети можно поделить на веб 1.0 – первые социальные сети с базовым функционалом, веб 2.0 – современные социальные сети с широким функционалом для общения и веб 3.0 – социальные сети будущего, которые решают конкретные проблемы.
1.5. Проблемы
Из-за разного уровня развития возникают различные проблемы, которые можно объединить в общие группы.
В мире основной проблемой для новых неуникальных проектов остается привлечение пользователей. Конкуренция очень велика, а почти всех пользователей, которым интересна эта тема, уже привлекли существующие сети. Для действующих социальных сетей основными проблемами является технологизация и возможная миграция пользователей из одной социальной сети в другую (такую проблему, в частности, испытывает самая популярная социальная сеть MySpace: более 220 млн. зарегистрированных пользователей, которые начинают мигрировать в FaceBook и другие более удобные сети). Ещё одна, особая, проблема – это личные данные, сейчас она широко обсуждается в западных СМИ.
В рунете проблемы другого уровня. Сейчас наши социальные сети больше интересует, как закрепиться на рынке и набрать максимум пользователей, а также привлечь тех, кто пока не является пользователями социальных сетей или пользуется ими пассивно в силу своего незнания, но потенциально мог бы стать активным участником.
В Украине социальные
сети развиты слабо, поэтому у
немногих существующих сетей стоит
задача показать себя и набрать пользователей.
Также большой проблемой
В последнее время из-за сильного развития и большого разнообразия сетей появилась ещё одна, общая проблема, когда человек регистрируется в нескольких социальных сетях одновременно и нередко несколько раз в одной и той же социальной сети, поэтому когда Одноклассники.ру, к примеру, заявляют о 10 млн. пользователей, то правильнее сказать – 10 млн. регистраций.
Ещё одной проблемой является клонирование западных социальных сетей для рунета. Для примера можно взять FaceBook, ВКонтакте и Коннект – все эти сети разные по названию и совершенно одинаковые внутри, просто братья близнецы от разных родителей. И клонирование концепций можно наблюдать довольно часто.
На сегодняшний день можно выделить ряд тенденций развития социальных сетей в мире и рунете:
1. Социализация
всего
2. Развитие нишевых социальных сетей
3. Технологизация уже существующих
4. Внедрение социальных сетей в бизнес
5. Мобильные социальные сети
6. Объединение и обмен информацией
Все эти тенденции
вполне объяснимы и закономерны,
они – логическое продолжение
сегодняшней ситуации.
А ситуация сейчас такая: в мире большое
количество социальных сетей, наиболее
популярны сейчас MySpace (более 220 млн. регистраций),
FaceBook, Classmates и из профессиональных LinkedIn,
в рунете Одноклассники.ру (более 10 млн.
регистраций), ВКонтакте, МойМир и из профессиональная
МойКруг, в Украине это – Коннект, Friends.ua
и запускающаяся ID.UA – Сеть Сетей.
2.1. Развитие нишевых социальных сетей
Уровень развития социальных сетей почти достиг своего пика, и в данный момент мы чуть ли ни каждый день можем наблюдать рождение новых социальных сетей. В последнее время это стали именно нишевые социальные сети: для миллионеров и топ-менеджеров, для любителей собак, для инвалидов или памяти близких людей, покинувших этот мир. Это нормальная тенденция, которая была вызвана насыщением рынка общими сетями «для всех». Довольно часто можно встретить интересные темы, иногда просто абсурдные, часть проектов выживет, а часть со временем уйдёт в никуда.
Из наиболее интересных можно выделить такие проекты, как MyChurch.com (mychurch.com) – социальная сеть для создания собственных церквей, Moxie Moms (moxie-moms.com) – социальная сеть мам, Geni – Genealogy – Free Family Tree (geni.com) – сеть родственников, или наши рунетовские примеры: Мы помним… (mipomnim.ru) – социальная сеть памяти умерших, DrugMe.ru (drugme.ru) – социальная сеть для больных и выздоравливающих.
Появляются и закрытые социальные сети, например, PRO2 (pro2.ru) или социальные сети миллионеров. Кстати, можно ожидать всплеск популярности закрытых социальных сетей в ближайшее время.
Интересный факт:
в последнее время можно
(odnokamerniki.su) – пародия на Одноклассники.ру
с тюремной тематикой, которые потом пытались
продаться за $20000 тыс. на searchengines.ru
Кстати, некоторые эксперты полагают, что 2008 год станет годом деловых социальных сетей. Кроме новых, которые должны появиться, ожидается активное развитие старых, в том числе прогнозируется объединение профессиональной социальной сети LinkedIn с сервисом по хранению списка дел, контактов и другой деловой информации – Plaxo.
Большинство из нишевых социальных сетей по-своему уникальны, они найдут лояльных пользователей и займут свою нишу.
2.3. Социальные сети в бизнесе
Социальные сети
уже давно захватили умы
Одним из первых серьезных и интересных приёмов стало внедрение социальных сетей в бизнес стратегию американской компании Cisco Systems, Inc – лидера сетевых технологий для сети Интернет.
Специалисты этой компании работают в разных странах мира, что неизбежно вызывало проблемы коммуникации. Для передачи очень важной информации сотрудникам этой компании приходилось созывать двухдневные конференции с необходимыми специалистами из разных стран, что естественно было очень неудобно и, самое главное, требовало значительных денежных средств. В результате в рамках инициативы cisco 3.0 появилось решение этой проблемы – внутренняя корпоративная социальная сеть, в которой содержалась вся необходимая информация и были заложены различные способы коммуникации внутри компании, что было особенно удобно сотрудникам из разных стран. В этой социальной сети есть внутренние корпоративные блоги, обучающие материалы, видео связь, энциклопедии и другие элементы социальных сетей. В том же 2007 году у cisco был открыт “центр коммуникационной компетенции” (Communications Center of Excellence, CCoE) для помощи сотрудникам этой компании по использованию этой социальной сети и всех её преимуществ.
Кроме решения проблемы коммуникации социальная сеть решает ещё много других проблем, например, с её помощью сотрудники активно общаются между собой, узнают об успехах друг друга, хорошо идёт процесс командообразования и сплочения коллектива.
Эта компания на своём примере доказала эффективность таких инструментов, как социальные сети в разных бизнес процессах. Я уверен – это только один из первых шагов на пути внедрения подобных инструментов в бизнес и у этой конкретной компании, и у многих других.
Нельзя забывать
и о другом применении социальных
сетей в бизнесе – это
2.4. Мобильные социальные сети
Одним из шагов технологизации социальных сетей стало их развитие с помощью мобильных технологий.
Можно выделить два направления развития данных технологий:
1. Мобильные социальные
сети
2. Мобильные инструменты взаимодействия
с интернет-сетями
Мобильные сети, которые довольно популярны на западе, также известны под названием MoSoSo – акроним от mobile social software, они почти всегда работают с помощью специального ПО (отсюда и слово software). Одним из первых примеров была социальная сеть Dodgeball (dodgeball.com), которая была создана двумя выпускниками Нью-Йоркского университета Денисом Краули и Алексом Райнертом ещё в 2000 году и позже была выкуплена компанией Google. Принцип работы этой социальной сети довольно прост: человек приходит в развлекательное заведение, отсылает сообщение с мобильного телефона Dodgeball с местом нахождения, которое в свою очередь попадает его друзьям и друзьям его друзей; как результат: он может встретиться с большими количеством людей, которые были неподалёку и которые как-то связанны с ним. Со временем в рунете появился аналог – CatchUp (“КетчАп”, от английского слова “догнать” или “поймать”, catchup.ru).
Из мобильных технологий также можно выделить социальные сети, которые используют технологии Bluetooth или Wi-Fi (plazes.com).
В настоящее время активно развиваются мобильные инструменты взаимодействия с интернет-сетями. Так, мобильные версии в конце 2007 года открыли сразу два гиганта рунета: Одноклассники.ру (wap.odnoklassniki.ru) и МойМир (wap.my.mail.ru) от Mail.ru. Так же мобильная версия есть и у социальной сети ВКонтакте (wap.vkontakte.ru), а в феврале 2008 года мобильная версия появилась и у профессионального сообщества E-xecutive (e-xe.mobi). На очереди более мелкие социальные сети.
У западных аналогов мобильные версии есть уже довольно давно. В настоящее время тестируется одна из последних – мобильная версия профессиональной социальной сети LinkedIn, что вполне понятно, т.к. у профессиональных сетей намного меньше пользователей мобильных сервисов.
2.5. Объединение социальных сетей
В нынешнем обилии
социальных сетей в мире появляется
потребность собрать всё и
в одном месте, из чего неохотно появляется
тенденция объединения
Первым шагом к объединению стал проект OpenSocial – от компании Google. OpenSocial – это набор API, который позволяет получить разработчикам доступ к информации в социальных сетях, присоединившихся к этому проекту, что даёт возможность создавать приложения, которые работают со многими популярными сетями одновременно. Разработчики могут получить информацию из профилей пользователей, информацию о друзьях, действиях и много другой не менее полезной информации. Благодаря Google стали появляться приложения, работающие в нескольких социальных сетях. К этому проекту уже присоединились такие огромные социальные сети, как MySpace, LinkedIn, Hi5, Bebo, Ning, Plaxo, Six Apart, Friendster и многие другие, а общее число пользователей превышает 250 млн.
В рунете первым шагом к объединению стал проект Best Persons с их девизом: «Лучшие люди. Объединяем социальные сети». Суть проекта сводится к банальному сбору ссылок на профили человека во всех социальных сетях в одном месте, так же указанию своих интересов, добавлению друзей и некоторые другие функции, хотя проект довольно быстро развивается, и возможно в нём появятся более интересные функции.
Отдельно стоит вспомнить слухи, согласно которым у спецслужб уже давно есть программное обеспечение, которое собирает информацию со всех популярных социальных сетей. Хотя эта информация пока не подтверждена и остаётся только слухами.
Аналога OpenSocial в рунете пока нет, а сайт Best Persons не использует другие социальные сети, он их пытается только объединить. В рунете вообще пока только начинают появляться API: так, клон FaceBook – социальная сеть ВКонтакте только начинает тестирование своего API, надеясь повторить успех. 19 марта API ВКонтакте был открыт для сторонних интегрированных Flash-приложений.
3. Способы монетизации
3.1. Увеличение стоимости
У таких проектов как социальные сети до сих пор одним из основных способов монетизации остаётся продажа, если это можно назвать способом монетизации вообще.
Схема очень проста:
создаём интересный проект, набираем
пользователей и продаёмся
Это вызвано тем,
что многие социальные сети убыточны.
Они требуют огромное количество
ресурсов для поддержания
В 2007 году Microsoft купила 1,6% социальной сети Facebook за $240 млн., таким образом оценив эту вторую по популярности социальную сеть в мире в $15 млрд! Идеальный пример для демонстрации стратегии монетизации «сделать и продать», хотя с другой стороны есть мнение, что стоимость была откровенно завышена, этим ходом Microsoft не пустила своего основного конкурента в Интернете компанию Google, которая годом ранее обязалась заплатить первой по популярности социальной сети MySpace, принадлежащей News Corporation, $900 млн. на протяжении 3-х лет за внедрение в сервис поиска от Google с рекламными сообщениями.
В свою очередь Google в 2006 году купил социальную сеть – YouTube, построенную на основе видео контента за $1,65 млрд, причём заплатив своими акциями! На момент покупки социальная сеть была убыточной, в ней насчитывалось 67 сотрудников и большие мощности по хранению информации. К этому шагу Google подтолкнула перспективность рекламы в онлан-видео, её стремительный рост и желание захватить лидерство на этом рынке ещё при его зарождении.
Ещё раньше была не менее интересная покупка социальной сети MySpace в 2005 году компанией News Corporation за $580 млн.
Не отстаёт от запада и рунет по темпам продажи социальных сетей. В марте 2007 года была куплена русскоязычная социальная сеть МойКруг таким гигантом, как Яндекс. Сумма сделки не разглашалась, эксперты её оценивают от $1,5 до $5 млн.
Чуть позже была куплена доля самой популярной социальной сети в рунете – Одноклассники.Ру в размере 30% за $10 млн. латвийской компанией Forticom, тем самым оценив ресурс в целом в более чем в $30 млн, а сейчас его некоторые оценивают в более чем $100 млн., по $10 млн. за один млн. регистраций.
Наблюдая такую тенденцию, многие новые проекты ещё на этапе зарождения сразу принимают стратегию продаться в скором времени, тем самым подтверждая слова А.В. Суворова: “Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей”. Хотя основная задача бизнеса достигается – получается большая прибыль за относительно короткий промежуток времени.
Некоторые эксперты полагают, что нас ожидает ещё один пузырь наподобие краха доткомов в марте 2000 года, и называют это явление пузырь 2.0. Хотя я не разделяю это мнение, в 90-х проекты покупались за огромные суммы, без какой -либо модели возврата инвестиций, сейчас моделей возврата инвестиций довольно много, самая распространённая – это модель, которую фактически создал Google – рекламная. И для социальных сетей эта модель как нельзя кстати: информация о пользователях позволяет давать максимально точную и интересную рекламу, что, безусловно, значительно увеличивает её эффективность. Хотя переоценка проектов всё-таки есть, и от этого никуда не деться.
Информация о работе Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации