Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:48, лекция
Одним из основных направлений нового тысячелетия можно считать активное внедрение во все без исключения области деятельности человека информационных технологий. В настоящее время информатизация общества приобретает все большие масштабы. В этих условиях информатика и информационные технологии играют все более значительную роль в современной профессиональной деятельности врачей. Информационные технологии применяются в медицинском образовании, медицинских исследованиях, медицинской практике.
Лекция 1.
ТЕМА «Современные информационные технологии.»
Одним из основных направлений нового тысячелетия можно считать активное внедрение во все без исключения области деятельности человека информационных технологий.
В настоящее время информатизация общества приобретает все большие масштабы. В этих условиях информатика и информационные технологии играют все более значительную роль в современной профессиональной деятельности врачей.
Информационные технологии применяются в медицинском образовании, медицинских исследованиях, медицинской практике.
Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.
Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, персональные компьютеры одновременно становятся менее дорогими и, следовательно, доступными для широкого круга пользователей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями. скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.
Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения информации, интерфейса с компьютером.
Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.
Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Медицинские организации активно внедряют автоматизированные информационные системы. Такие системы позволяют создавать информационную базу и вести единую базу пациентов, которая включает всю информацию о проводимой диагностике и лечении. Повышается эффективность труда медицинского персонала т.к. многие механические операции выполняются автоматически (выдача справок, отчетов, результатов анализов и т.д.), сокращаются трудозатраты медицинского персонала.
Информационные технологии позволяют обеспечить комплексный анализ данных (получаемых из многочисленных источников) и оптимизацию решений при диспансеризации, обследовании, диагностике, прогнозировании течения заболеваний, выборе врачебной тактики. Внедрение компьютерной системы оказывает влияние на организацию работы самого лечебного учреждения. Деловая и финансовая деятельность медицинских учреждений, как и любого другого предприятия, имеет трудоемкий, повторяющийся характер, данные хорошо структурированы – идеальное поле для применения компьютеров. Поэтому не удивительно, что первыми автоматизировались финансовые функции; большая часть больниц использует в настоящее время те или иные типы компьютерных систем для осуществления административной и финансовой деятельности.
Профилированные
отделения больницы также
В настоящее время большинство клинических лабораторий используют компьютеризированные информационные системы для отслеживания прохождения врачебных назначений и лабораторных образцов, а также для регистрации результатов анализов. Многие больничные аптеки, рентгенологические отделения также приобрели компьютеры с целью решения аналогичных задач.
Компьютерные системы применяются в учреждениях здравоохранения уже в течение двух десятилетий, однако и на сегодняшний день можно назвать сравнительно мало организаций, где потенциальные возможности автоматизации использовались бы в полной мере. Многие клинические информационные системы все еще остаются на стадии экспериментального исследования.
Внедрение информационных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой. Стремительное развитие аппаратных и программных средств требует компьютерной грамотности от специалистов-медиков для эффективного внедрения компьютерных программ в медицинскую практику. Только медицинский персонал, получивший специальную подготовку по компьютерным технологиям, сможет обеспечить эффективное использование подобных систем.
С целью решения этих проблем в 2001году в Белорусской медицинской академии последипломного образования создан курс информатики на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Компьютерная подготовка слушателей ведется по нескольким программам, разработанным сотрудниками кафедры. Базовый курс предполагает изучение программ, входящих в пакет MS Office, Internet Explorer, Outlook Express. Расширенный курс включает в себя вопросы изучения приложений для работы с графическими редакторами (Adobe Photoshop и пр.), средствами создания баз данных (MS Access), создания Web-страниц (Front Page).
Курс «Информатика» включен как отдельная дисциплина и в программу обучения 2-х годичного заочного курса «Управление здравоохранением».
Программа курса включает в себя 12 часов лекционного материала, где вы ознакомитесь с теоретической частью предмета и 72 часа практических занятий. На практических занятиях Вы получите практические навыки работы с приложениями семейства MS Office, такими, как Ms WORD, MsExcel, Ms Power Point, а также с такими программами как Internet Explorer, Oulook Express, программами архивирования информации.
В Академии работает несколько компьютерных классов с возможностью выхода в Интернет, где Вы можете работать ежедневно.
С целью оптимизации процесса обучения по информационным технологиям просьба заполнить анкеты.
Информатизация и бурное развитие информационных процессов в здравоохранении с 70-х годов сначала за рубежом, а затем и в нашей стране, привели к становлению самостоятельной науки – медицинской информатики
Медицинская информатика (medical informatics) - быстро развивающаяся научная отрасль, имеющая дело с накоплением, поиском и оптимальным использованием биомедицинской информации, баз данных и знаний для решения различных медицинских задач (в частности, задач принятия решения). Она затрагивает все фундаментальные и прикладные направления биологии и медицины и тесно связана с современными информационными технологиями, особенно в сфере автоматизации вычислений и техники передачи информации. Появление такой новой дисциплины, как медицинская информатика, в значительной степени обусловлено успешным развитием компьютерных технологий и техники связи, а также все более глубоким пониманием того факта, что на современном уровне уже невозможно управлять базами медицинских знаний с помощью традиционных методов ведения медицинских записей на" бумаге.. Свою роль в этом сыграла" также убеждённость в Том, что Процесс принятия квалифицированного решения столь же важен для современной биомедицины, как и сбор фактического материала, на котором базируется выбор решения лечащим врачом или планирование научного исследования.
Развитие ИТ
Попытки автоматизации работы лечебных учреждений начались в конце 70-х — начале 80-х годов с разработок автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей, деятельность которых была связана с трудоемкими математическими расчетами,— в основном в отделениях функциональной диагностики (например, АРМ врача ультразвуковой сосудистой допплерографии). Еще одно направление по внедрению вычислительной техники в медицинскую практику было связано с автоматизацией управленческих и административных функций (формирование реестров пациентов, бухгалтерско-экономические программы и т. п.). Некоторые крупные медицинские центры, в основном в США, пытались разработать «интеллектуальные» программы, позволяющие установить диагноз или сузить круг заболеваний при дифференциальной диагностике или определить минимальный набор диагностических тестов (например, экспертная система постановки диагнозов Internist).
Причем все три направления автоматизации существовали и развивались независимо друг от друга, ориентируясь на различные требования и стандарты в разных лечебных учреждениях.
С другой стороны, укоренившийся у врачей взгляд на компьютеры как на очень мощные калькуляторы и средства, заменяющие пишущие машинки, отнимающие у врача время, требующие специфических знаний для общения с ними и т. п. затрудняет внедрение систем автоматизации в медицину
Надо сказать, что к этому существует ряд серьезных объективных причин:
• громоздкость обычных компьютерных интерфейсов (вводить текст и делать пометки часто гораздо быстрее в бумажном документе или стандартной форме);
• сила традиций во врачебной практике (работа с бумажными документами, неприятие информационных безбумажных технологий);
• юридические особенности практической медицины (необходимость визирования и личной подписи документов, отсутствие законодатель ства, регулирующего применение электронной подписи и т. п.);
• недостаточно развитая стандартизация медицинской терминологии (например, отсутствие единой и общепризнанной международной номенклатуры лабораторных исследований);
• расплывчатость понятия нормы как перечня параметров и конкретных показателей, отражающих здоровье человека;
• наличие различных школ, оперирующих одними и теми же понятиями, но применяющих различную терминологию (например, респираторный дист-ресс-синдром взрослых, синдром шокового легкого, постперфузи-онный легочный синдром, синдром влажных легких обозначают одно патологическое состояние);
• зачаточность процедур обмена медицинскими данными (люди могут посещать различные лечебные учреждения, находящиеся на значительном территориальном удалении), что не способствует концентрации информации о пациенте с целью получения наиболее полной картины состояния здоровья.
Именно широкое внедрение информационных технологий в лечебную практику может обеспечить возможности, позволяющие освободиться от перечисленных недостатков. Они обеспечивают следующие функции :
1. Предоставляют практикующему врачу всю полноту информации о пациенте, объединяя данные из историй болезни различных лечебных учреждений. Причем полнота этой информации должна превосходить ныне существующую бумажную историю болезни за счет хранения графической и видеоинформации (рентгеновские снимки, ультразвуковые картины, кривые функциональных исследований и т. п.).
2. Освобождают
практикующего врача от
3. Обеспечивают оперативность получения и обработки информации. Возможность практически без задержек получить, сопоставить и проанализировать требуемые данные, что снизит возможность дублирования исследований и сузит их круг.
4. Автоматизируют формирование отчетов, что приведет к очень большой экономии времени, которое в огромном дефиците, а централизованное ведение нормативно-справочной информации (классификаторы, справочники и т. п.) позволит всему персоналу пользоваться единой терминологией.
5. Создадут единое информационное пространство, обеспечивающее централизованное обслуживание, хранение, корректировку, анализ информации, имеющейся у множества медицинских учреждений, территориально удаленных друг от друга. Например, наличие у пациента »на руках» некоего носителя информации с его историей болезни (смарт-карты и т. п.) позволит сэкономить время на получение данных обследования и лечения в других мед-учреждениях, а в некоторых случаях и правильно назначить лечение (например, если пациент доставлен в бессознательном состоянии).
Эти функции обеспечивают такое повышение возможностей врачей, которое в конечном итоге дает увеличение эффективного времени на работу с пациентом, сокращение числа ошибок в диагностике и назначении лекарств, рациональный объем необходимых обследований и процедур, а это, в свою очередь, исключает необоснованные повторные обследования.
Широкое использование Internet в медицинских информационных системах открывает еще более широкие возможности для улучшения качества медицинского обслуживания. Это позволяет создать информационное пространство, содержащее опыт лечения различных заболеваний, анализировать динамику развития заболевания при различных методиках лечения, постановку диагноза, основываясь на опыте накопленных историй болезней, получать наиболее полную информацию о пациенте. (Зарубежный опыт?)
По Internet вы можете получить доступ к самой разнообразной научной, технической и гуманитарной информации, свежайшим новостям. В Internet вы можете найти программное обеспечение, например, библиотеки вычислительных программ; карту генома дрозофилы; текст последнего «доказательства» теоремы Ферма; сведения о землетрясениях и вулканической деятельности; психологические тесты; сведения о разработках и программах NASA, например, цветные фотографии, сделанные телескопом «Хаббл»; тексты мировой классической литературы, в том числе Библию, Коран, Тору и многое-многое другое.
Internet в научной работе — великое подспорье. Использование представленной в ней информации помогает избежать ненужного дублирования разработок и исследований, что позволяет экономить силы и время: специальное изучение данного вопроса показало, что как минимум десятая часть всех научных исследований дублируется только из-за отсутствия оперативной информации об уже проведенных. Более половины работ при проведении научных исследований занимает поиск, сбор и переработка информации, полученной в данной области знаний ранее. В управлении поиск и переработка информации составляют 90% всей работы.