Создание и реализация электронного учебника по разделу устройства компьютера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи:
Анализ ситуации в школе по изучению раздела «Устройства компьютера»
Подбор и изучение литературы по разделу «Устройства компьютера»
Разработка структуры электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
Разработка и создание теста для проверки изученного материала
На основе методики изучения информатики, создание электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
Реализация электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
Анализ работы с электронным учебником по разделу «Устройства компьютера».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...………3
I. Научно-теоретические основы создания электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»…………………………………………………………...6
1.1. Анализ ситуации по изучению раздела «Устройства компьютера» в МОУ «СОШ №11»……………...……………………………………………………………6
1.2. Концепция и модель разработки электронного учебника по разделу «Устройства компьютера» ……………………………...………………..................7
1.3. Особенности реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………………………………………….....…………………….9
1.4. Ожидаемый результат использования электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………….……………………………………...…11
II. Электронный учебник по разделу «Устройства компьютера»
III. Результаты реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………………………………………………………………...…12
Литература……………...……………………………………………

Файлы: 1 файл

разработка и реализация электронного учебника по разделу устройства компьютера.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3

I. Научно-теоретические основы создания электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»…………………………………………………………...6

    1.1. Анализ ситуации  по изучению раздела «Устройства  компьютера» в МОУ «СОШ №11»……………...……………………………………………………………6

    1.2. Концепция и модель разработки электронного учебника по разделу «Устройства компьютера» ……………………………...………………..................7

    1.3. Особенности реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………………………………………….....…………………….9

   1.4. Ожидаемый результат использования электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………….……………………………………...…11

II. Электронный учебник по разделу «Устройства компьютера»

III. Результаты реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………………………………………………………………...…12

Литература……………...……………………………………………………..……….15

Приложения

 

 

 

Введение

В современном  обществе, при широком внедрении  компьютерных технологий и компьютеризации  общества, знание хотя бы базовых навыков общения с компьютером крайне необходимо современному человеку, так как это становится все более и более актуальной проблемой.

Применение  современных информационных систем в сфере образования обеспечивает принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования. Процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, обеспечивает высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса компьютеризации общества. И поэтому для современного человека изучение самых основных, базовых компьютерных технологий становится таким же необходимым, как, например, изучение иностранного языка.

В связи  с этим, целью данной дипломной работы является: создать и реализовать электронный учебник по разделу «Устройства компьютера», описывающий основные предназначения и характеристики устройств современного персонального компьютера, обладающего рядом дополнительных обучающих функций, проверки и закреплении  знаний по данной теме в виде теста. Данный электронный учебник можно рекомендовать в качестве основного или дополнительного материала при изучении  раздела «Устройства компьютера» в 7 классе базового курса информатики.

Основные задачи:

  • Анализ ситуации в школе по изучению раздела «Устройства компьютера»
  • Подбор и изучение литературы по разделу «Устройства компьютера»
  • Разработка структуры электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
  • Разработка и создание теста для проверки изученного материала
  • На основе методики изучения информатики, создание электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
  • Реализация электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
  • Анализ работы с электронным учебником по разделу «Устройства компьютера».

На основании Государственного Стандарта Основного Общего Образования  по информатике и ИКТ учащиеся по разделу «Устройства компьютера»  должны знать и понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

С учетом требований государственного стандарта  основного общего образования была составлена рабочая программа «Информатика. 7 класс. 34 ч/н. (1 ч/н). Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 8 кл./ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, 2005 г.» учителем информатики и ИКТ МОУ «СОШ №11» Шабалиной М.А.

Опираясь  на вышеуказанные документы, был  разработан электронный учебник  по разделу «Устройство компьютера».

Структура проекта:

1. Научно-теоретические  основы создания электронного  учебника по разделу «Устройства  компьютера». Эта часть содержит описание анализа ситуации, цель и задачи данной работы, концепцию, также представлена структура модели, особенности и план реализации электронного учебника, и ожидаемый результат.

2. Электронный  учебник по теме «Устройства  компьютера» представляет собой диск с электронным учебником по разделу «Устройства компьютера».

3. Литература.  Данная часть содержит список  литературы и Internet-ссылок, которые были использованы для создания курсовой работы.

4. Приложения. Содержит сопутствующий материал.

Этапы работы над проектом:

  • Аналитический: на данный момент в школе имеется поурочная разработка уроков, т.е. конспекты, раздаточный материал, презентации, но нет электронного учебника по разделу «Устройства компьютера» (октябрь-ноябрь 2008 год).
  • Конструктивный: составление плана мероприятий по решению поставленных задач курсовой работы для получения электронного учебника, который будет понятным, интерактивным, будет позволять преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, учебник будет выполнять роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений (декабрь-январь 2008-2009 год).
  • Внедренческий: электронный учебник по разделу «Устройства компьютера» реализован в МОУ «СОШ №11» г. Чайковский в 8А классе (январь-февраль 2010 год).
  • Аналитический: результаты работы с электронным учебником по разделу «Устройства компьютера» анализировались по оценкам за итоговый тест и практические работы, которые находятся в самом электронном учебнике. Результаты анализа представлены в приложении (февраль-март 2010 год).
  • Оформительско-презентационный: для оформления работы были использованы следующие программы:
  1. Текстовый редактор блокнот – оформление Web-страниц;
  1. Графический редактор Paint, Adobe Photoshop – обработка рисунков;
  2. Microsoft Office Excel 2003, Microsoft Office PowerPoint 2003  – составление тестов;
  3. Microsoft Office Word 2003 – редактирование текста. (октябрь 2008 год – март 2009 год)

 

I. Научно-теоретические основы создания электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»

 

    1.1. Анализ ситуации по  изучению раздела «Устройства  компьютера» в МОУ «СОШ №11»

В МОУ  «СОШ №11» была проведена беседа с учителем информатики и ИКТ  Шабалиной М.А., в результате чего было выявлено, что в данной школе имеются поурочные разработки по разделу «Устройства компьютера», а именно конспекты занятий, раздаточный материал, мультимедийные презентации, все это было составлено с опорой на учебники Семакина, Макаровой, Угриновича.

Проанализировав учебные пособия, было выявлено следующее:

  • системный подход, связь с предыдущими темами (спиралевидный характер изложения);
  • во введении авторы прямо предупреждают, что "в книге рассказывается о назначении и общих свойствах компьютеров и распространенных видов программ", без описания конкретных моделей и программных систем;
  • не представлен наглядный материал, что затрудняет изучение темы.

В связи с этим возникла проблема: отсутствие электронного учебника по разделу «Устройства компьютера», включающего наглядность, непрерывную связь теории с практикой, тест, определяющий качество и количество приобретенных знаний по данному разделу. А он, безусловно, нужен, так как использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

 

1.2. Концепция и модель разработки электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»

Учебник предусматривает теорию и  практические задания. Данное учебное  пособие рассчитано на 8 часов, 5 из которых  теоретические занятия, 3 – практические.

Качество приобретенных знаний будет проверяться с помощью тестирования, этот метод наиболее точно оценит учащегося.

При создании электронного учебника была опора на следующие принципы:

Принцип наглядности: использование этого принципа является высокоэффективным, так как используется зрительный источник восприятия; наглядность – сильнодействующее средство, особенно в разделе «Устройства компьютера», так как, не зная, как выглядит то или иное устройство, изучение темы будет бесполезным.

Принцип научности: понятия и основные определения, встречающиеся в учебнике, не расходятся  с действительностью.

Принцип связи теории с практикой: в обучении будут использованы материалы и примеры из общественно полезного труда учащихся, после изучения раздела «Устройства компьютера» учащиеся будут знать, как пользоваться на практике данными устройствами.

Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из разделов, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип ветвления: каждый раздел будет связан гипертекстными ссылками с другими разделами так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой раздел. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

Принцип собираемости: электронный учебник будет выполнен в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами.

Модель электронного учебника по разделу «Устройства  компьютера».

  1. Начальные сведения об архитектуре компьютера.

1.1. Что такое архитектура компьютера

1.2. Для  самых любознательных

2. Виды  компьютерной памяти и их сравнение.  Свойства оперативной памяти.

2.1. Поговорим  о хранении информации

2.2. Что  же мы узнали

3. Состав  и назначение основных устройств персонального компьютера.

3.1. Введение

3.2. Системный блок

3.3. Клавиатура

3.4. Монитор

3.5. Мышь

3.6. Принтер

3.7. Сканер

3.8. Колонки и наушники

3.9. Проверим, что мы  запомнили

4. Практические  задания.

5. Подведем  итоги.

В первом подразделе даются основные понятия, определения и схемы необходимые для изучения данного раздела, а также дополнительный материал для тех детей, которые хотят узнать что-либо сверх программы.

Во  втором подразделе описывается память, ее виды и в заключение небольшой  тест на проверку изученного  материала.

Третий  подраздел включает в себя описание и назначение основных устройств  персонального компьютера, все это  сопровождается яркими картинками с  изображениями описываемых устройств. В конце данного подраздела тест на проверку знаний.  

Информация о работе Создание и реализация электронного учебника по разделу устройства компьютера