Создание и реализация электронного учебника по разделу устройства компьютера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи:
Анализ ситуации в школе по изучению раздела «Устройства компьютера»
Подбор и изучение литературы по разделу «Устройства компьютера»
Разработка структуры электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
Разработка и создание теста для проверки изученного материала
На основе методики изучения информатики, создание электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
Реализация электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»
Анализ работы с электронным учебником по разделу «Устройства компьютера».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...………3
I. Научно-теоретические основы создания электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»…………………………………………………………...6
1.1. Анализ ситуации по изучению раздела «Устройства компьютера» в МОУ «СОШ №11»……………...……………………………………………………………6
1.2. Концепция и модель разработки электронного учебника по разделу «Устройства компьютера» ……………………………...………………..................7
1.3. Особенности реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………………………………………….....…………………….9
1.4. Ожидаемый результат использования электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………….……………………………………...…11
II. Электронный учебник по разделу «Устройства компьютера»
III. Результаты реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»………………………………………………………………………...…12
Литература……………...……………………………………………

Файлы: 1 файл

разработка и реализация электронного учебника по разделу устройства компьютера.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В четвертом  подразделе приведены практические задания, которые рассчитаны на среднего ученика. Данные задания будут оцениваться  по качеству выполнения заданий.

Пятый подраздел представляет собой итоговый тест по всему разделу.

 

1.3. Особенности реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»

В связи с тем, что  в МОУ «СОШ №11» нет подобных электронных учебников, возможно сравнение  с традиционным бумажным вариантом  учебника. Для сравнения двух типов  учебников – традиционного и  электронного – перечислим преимущества и достоинства последнего.

Во-первых, возможность  расстановки особых акцентов между  психологической и эргономической поддержкой дидактических целей (переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации; различные эффекты, привлекающие внимание пользователей).

Во-вторых, применение гипертекстовых и гипермедиа средств дает возможность  отклониться от линейного описания, управляя процессом выдачи информации; система поиска и система навигации  поможет ученику почти мгновенно находить и открывать любой учебный материал из данного раздела.

В-третьих, использование  текущего и итогового тестового  контроля.

В-четвертых, электронный  учебник практически не боится износа и старения, не занимает много места и очень мобилен. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую форму, цвет фона, текста, при необходимости можно распечатать любой раздел учебника.

Основа электронных  учебных пособий – это, прежде всего, материалы, собранные и используемые в учебном процессе. В пособиях представлены теоретический, практический и контрольный материалы, что позволит ученикам использовать электронное учебное пособие как источники информации и контроля.

 

    1. Ожидаемый результат, показатели и критерии электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»

После работы с данным электронным учебником учащиеся будут знать:

  • Назначение основных устройств компьютера;
  • Общую функциональную схему компьютера;
  • Периферийные и внутренние устройства компьютера;
  • Состав базового комплекта компьютера.

Также они будут уметь:

  • Работать с носителями информации;
  • Работать с файлами (копировать, осуществлять поиск).

Будет развиваться самостоятельность. Данное учебное пособие не заменяет учителя, а является его дополнением  и соответственно учащиеся могут обратиться к преподавателю по любому вопросу, касающемуся данной темы.

После работы с электронным  учебником по разделу «Устройства  компьютера» качество знаний учащихся будет около 83%, для его измерения будет проведен тест по всему разделу.

 

III. Результаты реализации электронного учебника по разделу «Устройства компьютера»

Электронный учебник  по разделу «Устройства компьютера»  был реализован на базе МОУ «СОШ №11» г. Чайковский. С данным электронным учебником работали учащиеся 8А класса. Сроки реализации – январь – февраль 2010 год. Теоретическую часть учащиеся изучали самостоятельно дома, предварительно скопировав себе на носители электронный учебник, практические и тестовые задания выполняли в классе. Результаты тестовых и практических работ представлены ниже:

Рис. 1. Экспериментальная группа

Рис. 2. Группа, работающая с традиционным учебником

 

Как видно из таблиц (Приложение 1, Приложение 2) и диаграмм (Рис.1, рис.2), в экспериментальной группе, то есть в той группе, где работали с электронным учебником, оценки лучше, чем в той группе, в которой учащиеся работали самостоятельно с традиционным учебником («Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 8 класс» И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова).

Рис. 3. Качество знаний

В ожидаемых результатах  реализации предполагалось, что качество знаний будет равняться 83%. После реализации электронного учебника в экспериментальной группе качество знаний было 83% (Рис.3). Для измерения качества знаний учащимся были предложены следующие работы:

      • тест по теме «Клавиатура»,
      • тест по теме «Устройства компьютера»,
      • практическая работа,
      • итоговый тест по всему разделу.

Данные работы находятся в самом электронном учебнике.

После работы с данным электронным учебником учащиеся узнали:

  • Назначение основных устройств компьютера;
  • Общую функциональную схему компьютера;
  • Периферийные и внутренние устройства компьютера;
  • Состав базового комплекта компьютера.

Также они научились:

  • Работать с носителями информации;
  • Работать с файлами (копировать, осуществлять поиск).

Проведенная оценка результатов  работы показала эффективность разработанного электронного учебника.

В ходе реализации электронного учебника по разделу «Устройства  компьютера» возникли следующие  проблемы:

    • у учителя информатики, за которым я была закреплена, не было 7-х классов, поэтому пришлось реализовывать свой учебник на 8 классе;
    • кабинет был постоянно занят, вследствие чего учащимся пришлось работать с учебником самостоятельно дома, в классе работали только тогда, когда выполняли практическую работу и тестирование.

 

Литература

  1. Афонин А. Ю. Образовательные Интернет-ресурсы / А. Ю. Афонин, В.Н. Бабешко, М. Б. Булакина. – М.: Просвещение, 2004. – 349с.
  2. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К Хеннер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 246с.
  3. Макарова Н. В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник [Текст] /Н. В. Макарова — СПб.: Питер, 2007. – 100с.
  4. Макарова Н. В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория [Текст] /Н. В. Макарова, И.В. Волкова, Г.С. Николайчук — СПб.: Питер, 2006. – 240с.
  5. Мюллер С. Модернизация и ремонт ПК, 13-е издание [Текст]: Пер. с англ./ С. Мюллер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 405с.
  6. Семакин И.Г. Базовый курс. [Текст]: Учебник для 7-9 классов/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 43с.
  7. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. [Текст]: Учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 35с.
  8. Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум в 2т. [Текст]: Учебное издание/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 158с.
  9. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. 5-е издание[Текст]/ Э. Таненбаум. – СПб.: Питер, 2007. – 17с.
  10. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс [Текст]: Учебник для 7 класса./ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 15с.
  11. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс.[Текст]/О.Л. Соколова – М.: ВАКО, 2006. – 377с.
  12. Блоки питания компьютера// http://www.5v.ru/
  13. Внешний вид системного блока// http://www.gadzzilla.org.ua/
  14. Воронин И.В. Основные устройства компьютера// http://www.bestreferat.ru/
  15. Кондратенко Л.П. Как устроен компьютер// http://festival.1september.ru/
  16. Методические рекомендации и поурочное планирование к учебнику «Информатика» 7-9 класс автор Н.В. Макарова// http://www.metod-kopilka.ru/
  17. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования// http://www.metod-kopilka.ru/
  18. Самоучители и книги HTML // http://www.woolfs.ru/
  19. Сравнение электронного учебника с традиционным// http://www.nkzu.kz/
  20. Устройство компьютера автор В. Шувалов// http://www.referat.ru/
  21. Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации. Автор И. Насибуллин// http://ito.edu.ru/

 

Приложение 1

Экспериментальная группа

Фамилия, имя

Тест 1 (клавиатура)

Тест 2 (устройства)

Практическая  работа

Тест 3 (итоговый)

Балтин Саша

5

4

5

4

Большаков Паша

5

4

5

5

Ипатова Наташа

5

4

5

4

Красноперова Галя

4

4

5

4

Мощевитин Илья

5

4

5

3

Овчинников Антон

4

4

5

4

Попова Катя

5

4

4

3

Соломенникова Оля

5

5

5

4

Старикова Лиза

5

4

5

4

Чубукова Настя

4

4

5

5

Юминова Кристина

5

4

5

4

Ямалетдинова Настя

5

5

5

5


 

 

Приложение 2

Группа, работающая с  традиционным учебником

Фамилия, имя

Тест 1 (клавиатура)

Тест 2 (устройства)

Практическая  работа

Тест 3 (итоговый)

Агеева Лена

5

4

5

4

Васькин Денис

5

4

5

4

Веретенникова Таня

5

4

5

4

Глушков Женя

4

3

4

4

Курдюков Сергей

4

4

4

3

Репина Настя

5

4

5

3

Соломенников Леша

4

4

4

3

Ундеров Олег

4

3

4

4

Чепкасов Максим

5

4

4

4


Качество знаний

экспериментальная группа

группа, работающая с традиционным учебником

83%

44,4%


 

 


Информация о работе Создание и реализация электронного учебника по разделу устройства компьютера