Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 16:10, курсовая работа
Качественное оценивание результатов обучения на современном этапе развития образования является актуальной проблемой. Возникает необходимость контроля знаний в бурно развивающемся обществе, из-за этого основное внимание в электронном учебном пособии по курсу «ССОРО» уделяется программированной проверке знаний учащихся и использованию тестов в учебном процессе. Важно отметить тот факт, что тестирование на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных способов проверки знаний и применяется во всех сферах человеческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация электронных учебников……………….….4
2. Особенности представления и восприятия информации при самообучении……………………………………………………………………...8
3. Создание электронного учебного пособия по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения»……………………………….…12
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованных источников……………………………………22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и классификация
электронных учебников……………….….
2. Особенности представления
и восприятия информации при самообучении………………………………………………
3. Создание электронного учебного пособия по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения»……………………………….…12
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………22
Введение
Переход к непрерывному образованию каждого члена общества предполагает информатизацию общества с использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе и электронных учебных пособий как один из способов подачи учебного материала совместно с традиционными учебниками для активизации учебной деятельности обучаемых.
Качественное оценивание результатов обучения на современном этапе развития образования является актуальной проблемой. Возникает необходимость контроля знаний в бурно развивающемся обществе, из-за этого основное внимание в электронном учебном пособии по курсу «ССОРО» уделяется программированной проверке знаний учащихся и использованию тестов в учебном процессе. Важно отметить тот факт, что тестирование на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных способов проверки знаний и применяется во всех сферах человеческой деятельности.
1. Понятие и
классификация электронных
Термин «электронный учебник» широко используется в кругу специалистов, занимающихся образовательными технологиями, но до сих пор не имеет общепринятого определения. И хотя имеется огромное множество электронных документов, называемых электронными учебниками, теория создания ЭУ только начинает разрабатываться. Приведем примеры определений ЭУ из различных источников:
Электронный учебник (ЭУ) – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого [6, с. 89].
ЭУ – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [2, с. 11].
Вышеприведенные трактовки позволяют рассматривать в качестве ЭУ очень широкий спектр электронных документов. Это могут быть и текстовые документы и сложнейшие интерактивные среды, поскольку компьютерной системой необходимо пользоваться как при чтении документов Word, так и при изучении электронного материала более высокого уровня структурной организации. Наличие тестов, визуализация и т.п. может присутствовать в электронных документах любого уровня сложности.
По определению Г.Г. Шварковой и В.М. Галынского, электронный учебник – это ресурс, содержащий систематизированные учебные материалы в определенной области знаний, создание, распространение и использование которого возможно с помощью современных информационных технологий [7, с. 480].
Под общее определение ЭУ попадают различные электронные курсы, учебники, самоучители, учебно-методические комплексы, учебные материалы, представленные в системах дистанционного обучения (СДО). В зависимости от целей, которые ставят перед собой авторы, и возможностей разработчиков, ЭУ может обладать самыми различными качествами. В литературе встречается классификация электронных учебников, электронных пособий или учебно-методических комплексов по разным основаниям: по наличию интерактивности; по доступности; по системе, в которой разработан учебник и др. Наиболее существенными критериями в классификации на сегодняшний день считаются следующие признаки: доступность и форма представления (структурирования) материала.
С позиции доступности, все электронные учебники можно разделить на:
- онлайновые (online), работать с которыми можно только через интер/интранет;
- офлайновые (offline), с которыми можно работать автономно на любом компьютере или другом электронном устройстве типа ПК [7, с. 480].
Онлайновые ЭУ – доступны для работы в сети интернет, или внутри более мелких, корпоративных сетей. Размещение ЭУ в сети позволяет разработчику (преподавателю) оперативно вносить изменения, исправлять ошибки, что является их основным преимуществом. Еще одним плюсом является возможность организации общения между обучаемыми и преподавателем.
Офлайновые ЭУ доступны для чтения на любом персональном компьютере (иногда необходимо установить специальную программу). Основные форматы офлайновых ЭУ – pdf, html, flash, nb (формат системы Mathmatica), различные презентации (формат PowerPoint и его аналогов), текстовые документы и различные мультимедиа приложения. Создавать офлайновый ЭУ можно в домашних условиях с помощью любых подручных средств.
По форме представления материала все ЭУ можно разделить на четыре типа. Это позволяет построить «пирамиду» эволюции ЭУ от самого простейшего типа «текстового документа» до самых современных «учебных курсов» (рисунок 1).
Рисунок 1 – Типология ЭУ по уровню представления материала [7, с. 481]
«Текстовый документ» представляет собой простейший электронный учебник. Это может быть как электронная (отсканированная) версия бумажного учебника, так и самостоятельная разработка. Однако просто набранный текст учебника в MS Word без форматирования и простейшей верстки еще нельзя назвать ЭУ. Поскольку бумажный учебник – это прежде всего книга: сверстанный, сформатированный по гостам и определенным стандартам текст, то аналогичные требования оформления должны применятся и для электронных изданий (хотя госстандартов пока не существует). Набранный текст – это только заготовка, которую следует оформить (сверстать), придерживаясь некоторых стандартов. Электронный учебник типа «текстовый документ» – это базовый тип ЭУ, в процессе обучения его можно применять только как вспомогательный материал, однако такой ЭУ может подготовить любой преподаватель и использовать как основу для создания ЭУ более высокого уровня (как самостоятельно, так и с помощью специалистов).
Электронный учебник типа «электронная книга» – это сверстанный «текстовый документ», в который добавлены простейшие элементы навигации: гиперссылки, закладки, оглавление. Данный тип наиболее распространен, и именно его в литературе называют ЭУ. Чаще всего встречаются электронные книги в форматах html, pdf.
Электронный учебник типа «Мультимедийный ЭУ» представляет собой более сложную структуру. Он может обладать собственной оболочкой (предыдущие типы использовали кнопки навигации и горячие клавиши программ-просмотрщиков), нелинейной структурой, видео- и аудиоматериалами. Могут присутствовать интерактивные элементы, адаптирующие представленный материал под уровень ученика.
Такой тип ЭУ позволяет в полной мере реализовать все возможности современных технологий для интенсификации учебного процесса. Однако, разработка такого ЭУ может потребовать значительных ресурсов.
Электронный учебник типа «Электронный курс» обычно создается с использованием систем дистанционного обучения (ДО). ЭУ в отличие от предыдущих типов, может обладать дополнительными модулями: игровыми, справочными, развлекательными. Присутствуют различные форумы для коммуникации в группе, между обучаемыми и преподавателем. «Электронный курс» обладает обязательной системой проверки знаний в течение всего обучения, и, возможно, некоторой лишней информацией, например, справочного или развлекательного характера.
2. Особенности
представления и восприятия
При взаимодействии человека с ЭУ основную роль играет интерфейс. При этом нужно помнить, что расположение, объем, цвет, динамический сценарий обязательно будут влиять на восприятие информации, и это нужно использовать для достижения тех или иных целей при создании ЭУ.
Информация на экране дисплея – «вещь в себе», в которой содержится некий базовый факт. Различие опыта, интеллекта, возраста людей, которые учатся по ЭУ, приводит к тому, что приобретенные смыслы отличаются от авторских. Одна и та же информация порождает у разных людей нетождественные знания, поэтому подача информации в ЭУ должна вести к тому, чтобы отождествить восприятие различными людьми. В ЭУ текст является основным носителем некоторого фрагмента знания.
Это не только исходный пункт познавательного действия. С текстом связано и то конечное содержание, к которому это действие должно найти дорогу. В то время как в художественной литературе ценится многообразие образов, возникающих при прочтении различными людьми, в научной литературе, как раз наоборот – содержание должно восприниматься различными людьми как можно близко к оригиналу [4, с. 46]. Это достигается краткостью и ясностью формулировок.
Такое же правило распространяется на любые учебные элементы ЭУ: чем проще модели, тем выше их ценность для обучения. Это оправдано тем, что для простых моделей требуется значительно меньшее число итераций для оценки результатов индуктивного вывода, чем для сложных моделей Основной процент получаемой человеком информации, воспринимается зрением. Визуализированный материал усваивается и перерабатывается гораздо быстрее и эффективнее, чем последовательный словесный (текстовый), так как представлен в образах, воспринимаемых одновременно, целостно. Можно значительно интенсифицировать процесс восприятия учебного материала, учитывая известные механизмы, которые могут отвечать за направление внимания к определенному месту в пространстве. Это – стимульно-ведомый и целенаправленный механизмы [7, с. 482].
Внимание целенаправленно подчинено правилам, регламентирующим восприятие (инструкции, управляющие элементы интерфейса). Стимульно-ведомый механизм заключается в управлении вниманием в процессе текущего восприятия (выделение цветом, иллюстрирование и другие выделяющиеся информационные элементы). При этом, работают следующие правила: единичные стимулы управляют распределением внимания и неожиданные зрительные стимулы «захватывают» внимание. Периферическая подсказка (к примеру, линия в том месте, где впоследствии должна появиться целевая буква) привлекает внимание «автоматически», тогда как центральная подсказка (например, стрелка, приводящая к подсказке) требует сознательного сдвига внимания.
Поэтому в электронном учебнике в дополнение к текстовому изложению информации, которое после определенного порога приводит к перегрузке ученика, нужно использовать механизмы направления внимания для реализации методического приема «делай как я».
Одной из важнейших педагогических задач, которую призван решать любой учебник, является формирование у обучаемого тезауруса – того запаса знаний, который, пополняясь затем в течение всей жизни, является фундаментом любого вида деятельности. Особенностью электронного учебника является то, что он способствует закладке, формированию и развитию отдельного человека, а не общего информационного запаса общества. Обучение с помощью электронного учебника – это всегда процесс самообучения, даже если он сопровождается поддержкой со стороны преподавателя или тьютора [7, с. 483].
Самообучение – это обучение при отсутствии внешней корректировки. Поэтому электронные учебники, чтобы управлять процессом познания, должны быть самоучителями.
На рисунке 2 представлена схема реализация принципов самообучения в ЭУ.
Рисунок 2 – Схема реализация принципов самообучения в ЭУ [7, с. 483]
Самым главным в ЭУ является его содержание, а оно передается и воспринимается через тематическое структурирование информации (часто встречается термин модульность), что является первичным дидактическим принципом ЭУ. Это позволяет изучать материал шаг за шагом, концентрируя внимание каждый раз на отдельном учебном элементе или учебной единице. Для этого каждый модуль должен содержать формулировку учебных целей. Наличие цели, которая ставится при изучении материала, означает, что гарантируется овладение определенными новыми знаниями, умениями и навыками или совершенствование уже имеющихся. Материал, представленный в модуле, должен быть подготовлен таким образом, чтобы позволить обучающемуся достичь поставленных учебных целей без привлечения дополнительных информационных источников, т.е. быть самодостаточным.
Содержание каждой учебной единицы и каждого учебного элемента должно стимулировать познавательную активность обучаемого, пробуждать его мысль, побуждать его к активным действиям, формировать у обучаемого тягу к дальнейшему изучению материала (когнитивность). Каждый модуль должен давать обучаемому возможность оценки своим действиям и достигнутым результатам.
Взаимодействие обучаемого с учебным материалом осуществляется посредством интерактивности, что позволяет поддерживать способность к самообучению на самом высоком уровне.. Для этого учебные материалы должны быть «настроены» на «диалог» с обучаемым. Это осуществляется посредством таких элементов, как подсказка при ответе учащегося на сформулированный вопрос, возможность изменения им параметра процесса, изображенного на рисунке, с последующим наблюдением за изменением самого процесса или его характеристик и т.п. Чем больше существует возможностей «управлять» учебным материалом, тем активнее обучаемый участвует в диалоге, тем выше интерактивность. Этим же обеспечивается и наличие обратной связи, которая в ЭУ реализуется методом проб, что приводит к формированию у обучаемого устойчивых знаний в виде получаемых эвристическим путем закономерностей, понятий и т.п. [7, с. 483].