Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 16:10, курсовая работа
Качественное оценивание результатов обучения на современном этапе развития образования является актуальной проблемой. Возникает необходимость контроля знаний в бурно развивающемся обществе, из-за этого основное внимание в электронном учебном пособии по курсу «ССОРО» уделяется программированной проверке знаний учащихся и использованию тестов в учебном процессе. Важно отметить тот факт, что тестирование на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных способов проверки знаний и применяется во всех сферах человеческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация электронных учебников……………….….4
2. Особенности представления и восприятия информации при самообучении……………………………………………………………………...8
3. Создание электронного учебного пособия по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения»……………………………….…12
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованных источников……………………………………22
Процесс самообучения сугубо индивидуален и не вписывается в заданные временные рамки. Обучаемый сам управляет процессом познания, оценивая собственный уровень усвоенного материала, выбирая удобные только ему одному параметры управления и затрачивая столько времени, сколько ему требуется для завершения самообучения.
3. Создание электронного учебного пособия по курсу
«Современные средства оценивания результатов обучения»
Одним из условий правильного и качественного определения уровня образования учащихся является методически верное составление тестов учителями. Тесты должны содержать различные типы заданий. Время выполнения теста должно быть оптимальным с учетом возраста тестируемого.
Основной целью электронного учебного пособия по курсу «ССОРО», разработанного А.Р. Камалеевой, является обучение учителей и их помощников основным методам создания оптимальных и качественных тестов с учетом современных требований к оцениванию результатов обучения [3]. В этом заключается актуальность и востребованность использования данного электронного учебного пособия.
В проекте содержится курс лекций по «ССОРО» и дополнительный материал для использования при подготовке к семинарам и экзамену по курсу: словарь терминов, блоки самоконтроля и методические рекомендации по созданию тестов с использованием возможностей программы MyTest 3v.
Теоретическая часть электронного учебного пособия содержит семь лекций, отражающие содержание всего курса «ССОРО» (внешний вид электронного учебного пособия представлен на рисунке 3):
- «Качество образования»;
- «История развития системы тестирования в России и за рубежом»;
- «Педагогические тесты. Термины и определения»;
- «Психолого-педагогические аспекты тестирования»;
- «Общие подходы к разработке тестов»;
- «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»;
- «Портфолио».
Рисунок 3 – Внешний вид электронного учебного пособия по курсу «ССОРО» [3, с. 296]
Исходя из названия лекций, видно, что данное пособие содержит полезную и полную информацию об оценке качества образования на современном этапе развития образования.
В блоке «Семинарские занятия» содержится информация об основных способах оценивания качества образования и об общих подходах к разработке тестов.
Соответственно, данный блок состоит из пяти частей:
1. «Оценка знаний школьников»;
2. «Устный способ проверки успеваемости»;
3. «Письменный способ проверки успеваемости»;
4. «Способы программированной проверки знаний»;
5. «Общие подходы к разработке тестов».
В предложенных занятиях в краткой форме содержится обобщающий материал по современным средствам оценивания результатов обучения, которое способствует закреплению и дополнению необходимых на современном этапе знаний, полученных в ходе изучения лекций (внешний вид блока занятий по тестированию с помощью программы MyTest3 представлен на рисунке 4).
Рисунок 4 – Внешний вид блока занятий по тестированию с помощью программы MyTest3 [3, с. 297]
Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.
В блоке «Тестирование» содержится информация о применении программы MyTest (версия 3), и рассматриваются общие подходы по разработке тестов с помощью предложенной тестовой оболочки:
- «Общая информация о программе MyTest»;
- «Модули программы MyTest»;
- «Установка и настройка»;
- «Примеры создания теста по физике».
Несомненно, благодаря программе MyTest3 пользователь может создать красочные и многообразные тесты и применить их в различных этапах учебно-воспитательного процесса Основными достоинствами программы MyTest3 являются:
1. Возможность создания различных типов тестовых заданий:
а) одиночный выбор
Например: импульс – это произведение:
б) множественный выбор
Например: векторными величинами являются:
1) перемещение,
2) ускорение,
3) путь,
4) угловая скорость
в) указание порядка
Например: укажите порядок следования значения энергии по возрастанию. 1) 56 Дж, 2) 12 КДж, 3) 52 мкДж, 4) 19 калорий. Ответ: 3→1→4→ 2.
г) сопоставление
Например: сопоставите единицы измерения с их физическими величинами.
Единицы измерения
1. м/с
2. м
3. кг
4. Н
а. путь
б. скорость
в. сила
с. масса
д) указание истинности и ложности
Например: Верно ли, что при увеличении расстояния между двумя телами их взаимное притяжение: 1. увеличивается, 2. уменьшается 3. не изменяется. Ответы: 1 – нет, 2 – да, 3 – нет.
е) ручной ввод числа
ж) ручной ввод текста
Например: произведение скорости тела и массы называется..?
Ответ: импульс.
з) часть изображения
Например, дается изображение строительного подъемного крана и задается вопрос: Какие части подъемного крана двигаются поступательно?
В ответ указывается изображенный груз или трос.
2. Возможность контроля сложности тестовых заданий.
3. Возможность самостоятельного задания уровня и системы оценивания.
4. Ограничение времени проведения теста в целом или отдельных его частей.
5. Возможность проведения теста в обучающем, штрафном и свободном режиме.
6. Возможность настройки порядка следования вопросов и вариантов ответа.
7. Возможность проведения сетевого тестирования с помощью журнала
тестирования MyTest3;
8. Возможность сохранения результатов тестирования в зашифрованном виде [3, с. 297-298].
Таким образом, возможность контроля прохождения теста с помощью ЭВМ делает программу MyTest3 универсальным средством дистанционного тестирования. Благодаря этому, при наличии компьютера и выхода в Internet, можно производить тестирование, не выходя из дома, а обучающий с помощью журнала тестирования MyTest3 сможет получить данные через сеть и ознакомиться с результатами теста.
Стоит отметить, что при прохождении тестирования в обучающем режиме, после выбора ответа, независимо от того, был правильно выбран ответ или нет, обучаемый будет иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает ему глубже осмыслить изучаемый материал. Также, в конце теста предлагается подробно ознакомиться с результатами теста и выводится подробная информация в виде диаграмм (рисунок 5).
Рисунок 5 – Результаты тестирования [3, с. 299]
Реализация средств контроля знаний была осуществлена в блоках самоконтроля, с помощью которых обучающий может проконтролировать полученные знания в ходе учения курса «ССОРО». Для этого он использует уже привычную программу MyTest3 и получает объективные сведения об успешности прохождения обучения.
Блоки самоконтроля расположены в конце курса лекций по «ССОРО», семинарских занятий и занятий по тестированию с помощью программы MyTest3. Тесты блоков самоконтроля содержат в себе 10-12 вопросов, время выполнения которых 15 минут (внешний вид блока самоконтроля по курсу лекций «ССОРО» представлен на рисунке 6).
Рисунок 6 – Внешний вид блока самоконтроля по курсу «ССОРО» [3, с. 300]
Одним из основных достоинств электронного учебного пособия по курсу «ССОРО» является наличие в нем словаря терминов.
Данный словарь носит информационный характер и способствует увеличению соответствующей данному курсу лексики. Доступ к нему может быть осуществлен непосредственно через оболочку электронного пособия или через специальные ссылки, которые расположены внутри текста курсов лекций и семинарских занятий. Удобство использования словаря в том, что учащийся в любой момент может открыть ссылку на неизвестное слова и, получив информацию о нем, вернуться обратно к изучению материала.
Полезным является то, что электронное пособие содержит в себе множество ссылок, которые помогают пользователю легко ориентироваться в новом для него содержании и получить необходимую информацию быстро и эффективно (внешний вид словаря терминов представлен на рисунке 7).
Рисунок 7 – Внешний вид словаря терминов по курсу «ССОРО» [3, с. 301]
Данное электронное учебное пособие по курсу «ССОРО» создано с помощью языка программирования Microsoft Visual Studio 2008 C#, связанный с языком гипертекстовой разметки HTML. Благодаря этому оно представляет собой программу, которая помогает пользователю легко ориентироваться, найти нужную информацию, глубоко изучить материал, ознакомиться подробно с интересующими или необходимыми темами. Представленный богатый материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую и практическую информацию во всем ее многообразии и системности.
Данное пособие создано в режиме обучения с проверкой. Оно отвечает всем требованиям, предъявляемым к электронным учебным пособиям: структурированности, удобству в обращении, наглядности изложенного материала. Для удовлетворения всем требованиям при создании пособия были использованы гипертекстовые технологии.
Электронное учебное пособия разработано с помощью HTML – языка разметки, удобного в изменении содержания файлов с расширением HTML и создания гиперссылок. В проекте содержится курс лекций по «ССОРО» и дополнительный материал для использования при подготовке к семинарам и экзамену по курсу: словарь терминов, методические рекомендации по созданию тестов.
Заключение
Умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В любом случае, в системе образования знания носят индивидуальный и личностный характер, и важно создать условия для развития способностей личности учиться и самоутверждаться.
В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Приходит время, когда важным фактором становится владение техникой интеллектуальной работы, порождающей творчество.
Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.
Таким образом, созданное электронное учебное пособие по курсу «ССОРО» отражает основное научное содержание данной учебной дисциплины, дополняющее учебник, помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе и контекстный текст), поиск которого в обычном учебнике затруднен, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям.
Список использованных источников